Зарубежная литература Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Особенности французской психологической прозы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Особенности
французской психологической прозы.. 6

1.1 Содержание понятия «психологическая проза». 6

1.2 Исповедальная проза: от
Аврелия Августина к Ж.-Ж. 15

1.3 Исповедальная проза: от Ж.-Ж. Руссо к Б. Констану. 17

Вывод по Главе 1. 19

Глава 2. Особенности поэтики художественной прозы
Стендаля. 21

2.1 Письма,
дневники. 21

2.2 Хроники,
мемуары.. 21

2.3 Хроники,
мемуары, трактаты.. 29

2.4 Роман «Красное и
черное». 35

Вывод по Главе 2. 38

Заключение. 40

Литература  42

  

Введение:

 

Актуальность темы. Психологическая
проза, представляя собой сложное и многогранное в жанровом отношении явление
мировой литературы, берет свои истоки в эпохе эллинизма и раннем Средневековье
в произведениях Гелиодора, Лонга, Аврелия Августина. Проходя последовательные
стадии своего развития от абстрактных форм изображения психической жизни
человека до исторически и социально обусловленной концепции реалистического
героя, психологизм является ведущим принципом изображения, актуальным на
протяжении всего литературного процесса. Двумя основными направлениями
психологической прозы являются лирическая (исповедальная) и эпическая
(историческая) ветви, берущие свое начало в «Исповеди» Августина Блаженного и
«Мемуарах» Сен-Симона соответственно. Истоки исторической ветви психологической
прозы можно проследить еще в древнегреческой литературе. Характерной
особенностью произведений, относящихся к этой линии, является исследование
исторических закономерностей в частной жизни индивида. «Лирическая» ветвь
психологической прозы генетически восходит к Нагорной проповеди, а также
«Исповеди» Аврелия Августина. Ее основной жанр — исповедь — характеризуется
преобладанием субъективного начала, интроспективным характером повествования,
интересом к законам внутренней жизни, а также вниманием к личности и ее роли в
историческом процессе.

Творчество Ф. Стендаля является
поворотной точкой от социально-психологического романа XIX в. к
автопсихологической прозе современности. Оно соединяет в себе черты
предшествующих этапов развития психологизма, включая динамические формы
психологического изображения, разграничение субъективных и объективных
мотивировок, выражение самосознания героя во внутреннем монологе, введение
социально-исторической обусловленности характера.

В развитии литературы важную роль стали играть
достижения естественных наук. Литература позаимствовала ряд принципов, которые
ввел в науку Ч. Дарвин:

1) принцип классификации (характеристика
систематических групп животных и растений);

2) принцип эволюции (процесс постоянного развития
живой природы);

3) принцип детерминации (характеристика зависимости
одних явлений и процессов от других).

Итак, в 30-40-е годы, когда доминирующую роль в
литературе играл романтизм, в Англии и Франции происходило становление нового
ведущего направления — классического критического реализма.

Жизненный материал в своей непривлекательности,
который романтики считали непригодным для поэтического воплощения, вошел в
творчество писателей-реалистов.

Писатели критического реализма подарили миру
социально-психологическую прозу, то есть такую, художественно осмысливает и
исследует существования человека в обществе во взаимодействии с другими
индивидами и группами индивидов, объединенными в классы, через тщательный
анализ ее эмоций, мыслей, поведения, через внимательное рассмотрение ее души.

XIX век называют «золотым веком»
социально-психологического романа, ведь этот жанр стал ведущим почти во всех
влиятельных литературах Европы и Америки.

Достигнув больших успехов в углублении психологизма
и, обличая социальные проблемы буржуазного общества, выдающиеся представители
критического реализма утверждали вечные духовные ценности.

Объект исследования — французская психологическая
проза и трансформация ее характерных
особенностей.

Предмет
исследования — генезис психологической прозы и

трансформация ее характерных
особенностей в творчестве Стендаля.

Цель исследования – рассмотрение
этапов развития «лирической» линии психологической прозы от Аврелия Августина
до Стендаля, определение роли Стендаля в становлении современного
автопсихологического романа.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности французской психологической
прозы.

2. Проанализировать содержание понятия психологическая
проза.

3. Изучить особенности поэтики художественной прозы
Стендаля.

4. Проанализировать роман «Красное и черное».

5. Рассмотреть исповедальную прозу: от Аврелия Августина к
Ж.-Ж. Руссо и от Ж.-Ж. Руссо к Б. Констану.

Теоретический и методологический
фундамент исследования

Методология работы определена
спецификой изучаемого материала -современного французского романа,
«тотальность» которого предполагает исследование на границах литературоведения,
философии, психоанализа, культурологии. Художественная природа современного
романа предопределяет как наиболее адекватную стратегию сочетание
взаимодополняющих подходов различных методологий: литературно-теоретического,
историко-литературного, герменевтического подходов, элементов структурного
метода. Работа опирается на традиции отечественной и французской филологии и на
достижения современных теоретиков, исследователей романной поэтики, интерпретации
текста.

Теоретическая
значимость работы
состоит в том, что изучение генезиса и поэтики произведений предшественников
автора «Пармской обители», а также специфики творчества Стендаля вносит вклад в
разработку теории психологической прозы в силу ее малой изученности в
российском и зарубежном литературоведении.

Практическая
ценность работы заключается в том,
что результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных
курсов по истории всемирной литературы и зарубежной литературе XIX в., а также
при создании учебно-методических пособий по французской литературе XIX -XXI вв.
и как материал для написания школьных учебников.

Научная новизна работы:

— в системном научном освещении
французского романа рубежа эпох с целью выявления новых художественных
стратегий, кристаллизовавшихся во второй половине XX столетия: многочисленных
модификаций романной формы, новых поэтологических принципов, которые воплотили
глубинные трансформации, изменившие категории классической теории жанров;

— в детальном исследовании
различных модификаций романной формы, основанном на анализе особенностей-
соотношения различных жанров в полифоническом целом (в полемике с концептом
«внежанровости» современного романа);

— в изучении французского
постмодернизма как одной из тенденций времени, части литературного процесса, не
получившего во Франции такого признания и резонанса, как в других странах
Европы и США, не проявившегося «ярко» в «классических» формах, — и тем самым
способного углубить и откорректировать представления о европейском литературном
постмодернизме в целом;

— в комплексном анализе
минималистского романа, еще не изученного отечественным литературоведением и
противоречиво интерпретируемого в западной науке;

— во введении в литературный
обиход имен новых авторов, новых текстов, ранее не исследованных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При осмыслении процесса становления системы художественного психологизма,
который протекал на рубеже XIX–XX веков, ударение ставится на общую динамику
мирового литературного процесса. Происходит уже упомянутое перемещение центра
внимания с обстоятельств на характер, и созданный романтизмом художественный
прецедент приоритета воспроизведения внутренней драмы личности возвышается над
драмой обстоятельств. Но кроме очевидных типологических черт воспроизведения
внутреннего мира героя в различных литературах данного периода также следует
учитывать и те особенности, которые отражаются на структуре художественного
психологизма. Например, национальные литературные традиции: во Франции –
аналитические, в России – нравственно-философские, в Англии –
психолого-персоналистические, в Германии – интеллектуально-идеологические.
Имеет смысл также учитывать моменты: интенсификация связей личности с
реальностью и ее качественные изменения; убыстрение социальных, исторических,
политических процессов и в соответствии с этим усложнение внутренней жизни
человека на рубеже веков; изменение общих знаний о человеке, в том числе
развитие физиологии и возникновение психологии как науки.

У Стендаля психология успеха имеет другую сторону — это
не стремление пробиться за счет других, но теряя себя, как у Бальзака; а
напротив, полагаясь на свои силы и сохраняя себя; его герои мечтают о
благородном влиянии на общество. Герои Стендаля, стремящиеся
выбиться в люди, мечтают только о личном преуспевании. Для них все средства
хороши — дочери Горио не пойдут хоронить отца, они поедут на великосветский
раут; а Жюльен в последнюю минуту откажется от спасения своей жизни, чтобы
сохранить свое достоинство и умереть несломленным.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности
французской психологической прозы

1.1 Содержание понятия «психологическая
проза» Психологическая проза – раздел современной
литературы, единого определения которой до сих пор не существует. Актуальность
психологической прозы сегодня определяется тем особым вниманием, которое
уделяется науке и искусству ХХ и ХХI веков, к внутренней и душевной жизни
человека и, как следствие, к возникновению огромного пласта жанров так
называемой научно-популярной литературы. По мнению исследователя современной
литературы Д. Виарта, этому способствует характерное для современности
разочарование в крупных коллективных проектах, что, в свою очередь, благотворно
влияет на развитие индивидуализма во всех сферах мира [Виарта 2016: 185].

Несмотря
на огромную роль психологической прозы, традиции которой заложены еще в
древности и раннем Средневековье, единого определения объема этого понятия не
существует. Согласно одному подходу, психологическая проза восходит к
психологизму как особый способ художественного отражения процессов внутренней
жизни и внутреннего мира человека.

В свою очередь, психологизм определяется как «особое изображение
внутреннего мира человека посредством актуального искусства, глубины и остроты
проникновения писателя в духовный мир героя, умения подробно описывать различные
психологические аспекты», состояния и процессы (чувства, мысли, желания и т.
д.), замечать нюансы переживаний» [Фесенко 2008: 538]. Исследователь русской
классической литературы А. Б. Есин отмечает, что в основе психологизма лежит
стилистическое единство, «система средств и приемов, направленных на полное,
глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев» [Есин 1988: 541]. В
этом смысле можно говорить о психологическом романе, психологической драме и
вообще о психологической литературе.

В более широком смысле, как умение войти во внутренний мир человека,
психологизм может быть присущ любому виду искусства. Однако именно в литературе
он получает свое величайшее воплощение из-за его экстремальной образности, а
также вербализации большинства психических процессов.

Истоки психологизма принято находить в произведениях античной литературы, например,
в романах Гелиодора «Эфиопия» и Лонга «Дафнис и Хлоя» [Гелиодор 1996: 445]. Для ее
возникновения, по мнению исследователей, «необходим достаточно высокий уровень
развития культуры общества в целом, но прежде всего необходимо, чтобы в этой
культуре уникальная человеческая личность признавалась ценностью» [Есин 1988:
63]. В связи с этим развитие психологизма невозможно в авторитарных культурах,
характеризующихся нивелированием индивидуализма. Таким образом, с упадком
античной культуры и преобладанием недемократических форм правления в раннем
средневековье психологизм в литературе становится менее выраженным. Его новое
развитие приходится на эпоху Возрождения, когда одно за другим появляются
психологические произведения — «Дон Кихот» [Сервантес 2017], а также «Декамерон» и «Элегия Мадонны Фьяметта» [Дж. Боккаччо 2011: 364].

Часто в исследованиях по теории литературы понятия психологизма и
психологического анализа используются в одном и том же направлении как
синонимы. Психологический анализ как специфический художественный прием
появляется в западноевропейской литературе второй половины XVIII века в эпоху
сентиментализма, когда набирали популярность жанры письма и повседневной жизни.
Теоретическое понимание сути психологического анализа было представлено в
начале ХХ века. В работах З. Фрейда [Фрейд 2009: 364] разработавших основы
глубокой психологии личности, а также внесших в психологию понятие
бессознательного. Эти открытия, в свою очередь, оказали значительное влияние на
художественную литературу.

Наряду с концепциями психологизма и психологического анализа в современных
исследованиях, А.Б. Есин [Есин 1988: 541], О.Б. Золотухина [Золотухина 2002:
335], в научный оборот вводятся психологизация, а также формы психологической
репрезентации. В свою очередь, психологизация понимается как «стремление к
полному и глубокому описанию чувств и мыслей героев художественного
произведения» [Донцова:2016]. Как особенность повествования, он был наиболее
востребован литературой рубежа XIX — XX веков, что связано с возрастающей ролью
антропоцентрической парадигмы.

Исследователи выделяют две формы психологической репрезентации, первая из
которых — «репрезентация персонажей» изнутри, то есть посредством
художественного познания внутреннего мира персонажей, выраженного посредством
внутренней речи, образов. памяти и воображения. Второй способ репрезентации —
психологический анализ «извне», выражающийся в авторской трактовке
«выразительных характеристик речи, речевого поведения, мимики и других средств
внешнего проявления психики» [Страхов 1971: 54]. В работах А.Б. Есиной эти формы
получили название «прямые» и «косвенные» соответственно [Есин 1988: 541]. Автор
монографии «Психологизм русской классической литературы» выделяет еще одну
форму психологической репрезентации — «кратко-обозначающую», в которой автор
прямо обозначает чувства и переживания, происходящие в душе героя.

Исследования О. Золотухина [Золотухина 2002: 335], И.В. Страхова [Страхова 2012: 128], объединяют
поэтапный анализ развития форм психологизма в западноевропейской и русской
литературе. При таком подходе наиболее распространенный способ построения
анализа — выявление характерных признаков психологизма сентиментальной,
романтической, реалистической прозы. Исторический подход к пониманию
психологизма имеет особую практическую ценность в связи с тем, что каждая
последующая эпоха значительно обогащала формы психологической репрезентации и
вносила свои коррективы в понятие личности.

Наибольшее оживление интереса к психологической литературе, по общей
оценке, исследователей, характерно для рубежа XVIII — XIX веков. Это связано с
тем, что в это время возрастает ценность личности в культуре, возникает вопрос
о необходимости его самоопределения в новой системе координат.

Вымышленная проза этого периода — характеризуется подробным и разветвленным
изображением внутреннего мира героя. Отражение жизни души в ее динамике
рассматривается в рамках сентиментально-романтической эстетики как одна из
важнейших задач искусства.

Среди «технических» достижений психологизма на рубеже XVIII — XIX веков.
можно назвать конкретное психологическое повествование, психологическую деталь,
использование снов и видений в сюжете, внутренний монолог, а также элементы
внутренней речи.

В то же время исследователи также говорят об ограниченных художественных
возможностях психологизма, присущих сентиментально-романтической прозе [Сервантес 2017], что связано с
абстрактным пониманием личности и ее недостаточным погружением в исторический
контекст. Такой пересмотр концепции личности становится возможным с развитием
реалистического направления в литературе, для которого основным объектом
внимания был поиск различных связей человека с окружающей действительностью,
детальное изучение ее взаимодействия с окружающей действительностью. среда.
Таким образом, являясь мощным прорывом в открытии законов душевной жизни человека,
психологизм на рубеже XVIII — XIX веков. не могли дать исчерпывающих ответов на
насущные социальные вопросы, обострившиеся в 1830-1860 гг.

1. Проблема психологизма в современной
художественной литературе в настоящее время является недостаточно разработанной
и изученной. Опираясь на последние исследования по данной проблеме, следует
отметить, что художественный психологизм еще не полностью определился как
предмет научного изучения. Недостаточно выяснены соотношения форм
психологических характеристик с категориями эстетики, а также влияние
психологического анализа на художественно-эстетическую значимость [Констан Б.
Адольф. 2016:159].

2. Литература всегда стремилась к выражению
душевной жизни человека, его чувств, переживаний, размышлений, эмоциональных откликов
на внешние явления, при этом демонстрируя определенное мировосприятие,
отношение к миру своих творцов как представителей конкретных исторических
поколений и исторических эпох [Констан Б. Адольф. 2016:159].

Именно сегодня возникла необходимость в более глубоком теоретическом
подходе к изучению проблемы художественного психологизма в литературных
исследованиях.

Что касается античного психологизма, то он мог развиваться и
совершенствоваться, но, как мы знаем, в V–VI веках античная культура погибла. Художественная
культура Европы должна была развиваться заново. Культура европейского
Средневековья являлась типичной авторитарной культурой, и именно поэтому в
литературе этого периода практически нет психологизмов.

В эпоху Возрождения активное освоение внутреннего мира А.Б. Есин находит в
таких произведениях, как: «Декамерон» и «Фьяметта» Боккаччо, «Дон Кихот»
Сервантеса.

В это время психологизм особенно ярко проявляется в лирике и драматургии.
Автор отмечает, что, начиная с эпохи Возрождения, развитие психологизма
практически не прерывалось. В литературе второй половины XVIII – начала XIX
века отмечается резкое усиление роли психологизма в прозе. По мнению А.Б.
Есина, происходит его эстетическое совершенствование и возрастает его
содержательная значимость. В XIX веке появились условия, благоприятствующие
развитию психологизма. Повышается ценность личности и при этом возрастает мера
ее идейной и нравственной ответственности, усложняется сам исторически
складывающийся тип личности. Развивается и становится более сложным мышление
человека о мире: появляется большое количество нравственных, политических,
философских теорий и систем, часто сложных и внутренне противоречивых.
Увеличивается и обогащается духовная культура человека. Все эти процессы
способствуют развитию психологизма. Особое место в реалистическом психологизме
XIX века занимает русская классическая литература. Развитие психологизма в
русской классике связано с возрастанием идейно-нравственной проблематики

Конец XIX – начало XX века принято считать периодом общей психологизации
литературы. В это время остро стоял вопрос об описании внутреннего мира
человека. На рубеже обозначенных столетий литература существенно обогатилась за
счет антропоцентризации. Во второй половине XIX века в литературе произошел
перенос «центра тяжести» с воспроизведения реальности обстоятельств и
социальной сферы на личность человека [2].

3. В это время появляется новый психологизм в
литературе, в его основе лежит представление о душевной жизни человека как о
многоуровневой сверхсложной системе. Как отмечает Б. Проскурин, тотальная
психологизация литературы во второй половине XIX века привела, с одной стороны,
к формированию системы художественного психологизма как поэтического принципа;
а, с другой, способствовала открытию новых, синтезирующихся с психологизмом и
характерологией и через них выражающихся форм художественного социального
аналитизма [Гинзбург 2016: 128].

Таким образом, в XIX веке, когда акцент ставится на неповторимую в своей
индивидуальности, духовно самоценную и внутренне саморазвивающуюся личность с
ее непростыми, порой противоречивыми взаимосвязями с окружающей ее
действительностью и когда вместе с этим, различные приемы психологического
изображения образовали систему в литературе, возникает русский психологический
роман [Гинзбург 2016: 128].

Психологизм как самостоятельное явление в лирике, как, впрочем, и в
литературе, можно рассматривать только тогда, когда при определенных условиях,
предметом художественного познания становится исторически сложившийся тип
сознания и восприятия человеком себя, своей сущности, своих личностных
отношений с окружающей действительностью.

В истории русской литературы возникновение
такой разновидности поэтического мироотношения связано с появлением романтизма,
а также с развитием и утверждением реалистического метода. В условиях этого
метода стремление художника к наблюдению над самим собой, самоуглубление было
связано с познанием литературой социальных отношений людей и сущности человека [Гинзбург 2016: 128]. Романтики рассмотрели самоценность и
автономность внутреннего мира человека, его непростую внутреннюю динамику,
осознали его как неоднозначный, противоречивый, многообразный процесс. Следует
отметить, что обращение к внутреннему миру личности не случайно, оно отражало
насущные тенденции русского общества.

Использование психологизма, как правило, зависит от того, что автор
вкладывает в содержание произведения, какова его идея. По мнению отечественных
литературоведов, тематика произведения, психологические особенности героев
являются главной причиной появления психологизма. Автор создает внутренние
монологи, обращает внимание на объективные черты личности, которые отличают ее
от окружающих, иногда повествование идет от лица главного героя, в основном,
это делается для того, чтобы проследить нравственное развитие героя. Итак,
главными условиями для возникновения психологизма являются не объективные
свойства характеров, а то, как автор их осмысливает. Объективная
действительность в произведении проходит через призму писательской
субъективности.

Психологизм может быть рассмотрен как способ эмоционального воздействия на
читателя. Посредством глубокого изображения психологических процессов личности
читатель приобщается к непреходящему содержанию литературы: к напряженным и
страстным поискам своего места в жизни, своего отношения к ней. Процесс
личностного самоопределения, определенная жизненная позиция, необходимая для
становления любой личности, – все это очень важно для каждого человека. Русская
классическая литература XIX века занимает особое место.

По признанию ведущих литературоведов, в ней психологизм достигает
высочайших вершин, познание и освоение внутреннего мира человека приобретает
небывалую глубину и остроту. Именно благодаря психологизму русская литература
была признана одной из ведущих литератур мира. По определенным причинам именно
русская литература поднимала вопрос о идейно-нравственной сущности личности.
Русская классика расширяет и углубляет представления о внутренней жизни
человека, она дает некое представление о той духовной работе, которая воплощается
в мыслях и переживаниях. Изучив труды литературоведов, мы можем сделать вывод о
том, что психологизм несет определенную содержательную нагрузку, это особое
эстетическое свойство, которое оказывает на читателя определенное воздействие.
Психологизм характеризует творческую манеру писателя, его творческую
индивидуальность, он воплощает содержание идейно-нравственной проблематики, а
также процесс философских и этических поисков. Для более полного рассмотрения
такой содержательной и литературно-художественной формы как психологизм мы
считаем необходимым рассмотреть внутреннюю структуру психологизма, приемы и
способы психологического изображения. Сначала попробуем сопоставить
психологический стиль с непсихологической манерой письма, при которой
изображается в первую очередь внешняя сторона жизни человека, а также события,
происходящие с ним.  «При
непсихологическом принципе письма внешние детали совершенно самостоятельны, в
пределах художественной формы они полностью довлеют сами себе и непосредственно
воплощают особенности данного художественного содержания. Психологизм же,
наоборот, заставляет внешние детали работать на изображение внутреннего мира» [Гинзбург 2016: 128]. Основная функция внешних деталей в
психологизме – воспроизводить жизненную характерность, выражать художественное
содержание, а также сопровождать психологические процессы. «Предметы и события
входят в поток размышления героев, стимулируют мысль, воспринимаются и
эмоционально переживаются» [Гинзбург 2016: 128].

Внешние детали формируют настроение героя, мотивируют его внутреннее
состояние, иногда прямо или косвенно влияют на особенности его мышления.

Внешние детали иногда не прямо входят в процесс внутренней жизни героев, а
только косвенно соотносятся с ним. Часто такое соотнесение мы можем наблюдать
при использовании пейзажа в системе психологического письма, когда настроение
героя соответствует какому-то определенному состоянию природы.

Еще одно средство психологического изображения, предложенное [Есин 1988:
225], – это внутренний монолог и психологическое изображение, идущее от
повествователя, или авторское психологическое изображение. Внутренний монолог
используется для изображения мыслей героев. Ощущения, эмоции настроения могут
передаваться во внутреннем монологе двумя путями. Первый – во внутренний
монолог введены мысли героя по поводу его эмоционального состояния. И второй –
эмоциональное состояние героя передается во внутреннем монологе с помощью
особенностей построения внутренней речи.

Что касается авторского психологического изображения, то эта форма
достаточно проста и очевидна, что не нуждается в подробном анализе. В авторском
психологическом изображении различаются психологическое описание и
психологическое повествование. В первом случае воспроизводится относительно
статичное чувство, переживание, настроение, но только не мысль, так как
мыслительная деятельность – это всегда процесс. Во втором случае предметом
изображения являются динамика мыслей, эмоций, представлений, желаний.

Внутренний монолог и психологическое авторское повествование – достаточно
распространенные формы психологизма в литературе, многие писатели-психологи
используют их в своих произведениях. Но существуют и некоторые специфические
формы психологизма, которые используются сравнительно нечасто, к ним относятся
сны и видения, а также введение в повествование персонажей двойников. Благодаря
этим способам происходит более глубокое изображение внутреннего мира,
раскрываются новые психологические состояния, фиксируется причудливая игра
образов сознания, запечатлеваются процессы ассоциаций, озарения, интуиции [Есин
1988: 228].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы