Курсовая с практикой на тему Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Здоровый образ жизни как педагогическая проблема 6
1.2. Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 15
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Содержание и методика проведения диагностического обследования 35
2.2. Организация, содержание и методика формирования у дошкольников здорового образа жизни 44
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложения 56
Введение:
Актуальность исследования. Значимость здорового образа жизни детей дошкольного возраста в современном социуме определяется его основополагающей ролью в целостном развитии здорового, активного ребенка, владеющего разнообразными движениями, способного к самоконтролю своей двигательной активности, подготовленного к обучению в школе и к разносторонней творческой деятельности.
Физическое здоровье детей положительно влияет на «духовную жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, веру в свои силы» (В.А. Сухомлинский), а «чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» (П.Ф. Лесгафт).
Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит единство уровня, качества и стиля жизни. Учитывая потенциальные возможности периода дошкольного детства в области физического развития, актуальным является создание и использование специальных условий, обеспечивающих детям своевременное и активное приобщение к здоровому образу жизни.
Особенную актуальность здоровый образ жизни приобретает в дошкольный период. Совершенствование системы формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни во многом определяется уровнем научно-методической подготовленности работников ДОО, их владением соответствующими методиками, согласованностью своей деятельности с родителями дошкольников.
В настоящее время разработаны научные основы воспитания здорового образа жизни в общей и дошкольной психологии и педагогике (В.Г. Алямовской, О.А. Ахвердовой, В.И. Бондина, Г.К. Зайцева, Э.М. Козина, В.П. Озерова и др.). Исследователями обращается внимание на необходимость переработки методик и средств внедрения принципов здорового образа жизни в дошкольное воспитание. Основной задачей в данной контексте выступает выработка и закрепление у дошкольников соответствующих возрасту гигиенических навыков, осознанного отношения к своему здоровью, личной безопасности.
Существует достаточное количество научных и методических исследований, обосновывающих различные аспекты физического развития и воспитания здорового образа жизни у дошкольников (Ю.Е. Антонова, В.Г. Алямовской, Л.А. Венгера, Л.Д. Глазыриной, Т.Н. Дороновой, Н.Н. Ефименко, Ю.Ф. Змановского, И.М. Козловой, В.Т. Кудрявцева, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, Д.В. Хухлаевой, Г.П. Юрко и др.). Однако, следует отметить, что многие авторы отмечают устойчивую тенденцию ухудшения физического развития и здоровья у детей дошкольного возраста (Е.А. Бабенков, Г.Н. Лезжова, Е.З. Пужаева, В.И. Усаков, С.О. Филиппова и др.), что повышает значимость роли дошкольных образовательных учреждений в процессе формирования здорового образа жизни у детей.
На основании вышеизложенного, была сформулирована тема работы.
В связи с этим целью исследования является выявление эффективных педагогических условий формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Объект исследования: процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование здорового образа жизни у дошкольников в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни.
2. Выявить возрастные особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть условия сохранения и развития здоровья детей в дошкольной образовательной организации.
4. Предложить методические средства для успешного формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Гипотеза исследования состояла в ряде предположений о том, что процесс формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если:
— будет осуществляться формирование интереса детей к собственному здоровью и занятиям по его укреплению;
— данный процесс будет строится в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;
— приоритетным будет развитие физических качеств и гигиенических навыков, наиболее значимых для укрепления и сохранения здоровья детей;
— в данном процессе будет использоваться совокупность практических, словесных, наглядных, игровых методов обучения, доступных детям дошкольного возраста.
Решение поставленных задач обеспечивалось использованием комплекса методов:
— теоретических: анализ и обобщение научной и методической литературы;
— эмпирических: наблюдение, опытно-экспериментальная работа, индивидуальное и групповое диагностическое обследование.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Заключение:
В результате решения теоретических и экспериментальных задач исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Здоровый образ жизни включает в себя не только режим труда и отдыха, закаливающие и развивающие мероприятия, физические упражнения, отсутствие вредных привычек, но и отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей как к ценности. Сущность ЗОЖ состоит в обеспечении оптимальных условий потребностей человека при сохранении и укреплении его здоровья.
2. Педагогические факторы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни – это соответствие образовательной, досуговой деятельности и двигательной активности детей возрастным психофизиологическим нормам и их осуществление в оптимальных санитарно-гигиенических условиях, с использованием разнообразных игровых средств.
3. Важным способом приобщения дошкольников к ЗОЖ является развития физической культуры, которая способствует достижению и сохранению здоровья, устойчивой работоспособности, помогает организации рационального ритма жизнедеятельности, обеспечивает полноценный двигательный режим, формирование и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, самоорганизации, дисциплины, сознательному противостоянию вредным привычкам.
4. Подвижная игра способна интегрировать как качества, необходимые для здорового образа жизни, так и напрямую обеспечивающие успешность образовательной деятельности детей, например, при их подготовке к школьному обучению.
5. Экспериментальное исследование показало, что одна из главных причин негативных тенденций в области здорового образа жизни дошкольников является низкая компетентность педагогов и родителей дошкольников в соответствующих вопроса, что тормозит передачу необходимых знаний и поведенческих моделей детям. Следовательно, необходимо решение задач: формирования основ гигиенического поведения, безопасной жизни; взаимодействия физического и познавательного развития детей; обеспечения совокупного физического и психического развития и саморазвития; всестороннего просвещения родителей и повышения квалификации воспитателей в условиях ДОО, относительно организации здорового образа жизни.
6. Экспериментальная работа показывает, что формирования у дошкольников здорового образа жизни обеспечивается рядом педагогических условий: формирования и развития у детей дошкольного возраста устойчивой потребности в занятиях физическими упражнениями; использования многовариантных форм, средств и методов физического развития и укрепления здоровья; составление гибкого графика проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОО с учетом психофизического состояния ребенка, времени года, учебной нагрузки и т.д.; использование широкого комплекса упражнений, направленных на развитие всех сторон двигательной активности дошкольника и его физических качеств, с учетом морфофункциональных и психофизических особенностей развития организма; широкое использование игровых средств, посредством подвижных игр; обеспечение ежедневного медико-педагогического контроля и периодической педагогической диагностики приобщенности детей к ЗОЖ и его влияния на качество учебных достижений.
Таким образом, результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования указывают, что цель работы достигнута, задачи выполнены, положения гипотезы в целом подтвердились.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Здоровый образ жизни как педагогическая проблема
Возникновение идей здоровьесбережения связано с глубокой древностью и может быть отнесено к V-II векам до н.э., когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность воинов и рабов. Однако, и в Древней Греции, и Древнем Египте, и в практиках восточных славян содержатся истоки валеологических знаний, поскольку обосновывается дифференцирование состояния здоровья и болезни, сохранения первого и избегания последнего. Показательно, что если способы и методы лечения болезней были весьма несовершенными (вследствие определенного уровня развития науки, господствующих верований и предрассудков), то средства укрепления здоровья, применявшиеся как в западных, так и в восточных культурах, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. В качестве примера можно назвать китайскую систему «Кунг-фу» (ок. 2600 лет до н.э.), индийское учение «Аюрведа» (ок. 1800 лет до н.э.), трактат Гиппократа «О здоровом образе жизни» (ок. 400 лет до н.э.), оздоровительная система спартанцев и др.
Безусловно, история развития знаний о здоровье и методах его укрепления связана с географическими, этическими, культурными факторами. Однако, в ней можно выделить два самостоятельных направления, отличающихся как по теоретическим подходам, так и по оздоровительным методикам:
1) Западноевропейское, для которого характерна опора на прагматизм и материалистическое мировоззрение, вследствие чего, укрепление здоровья связано со стимуляцией физических качеств человеческого организма (силы, скорости, выносливости и др.) Для этого использовались комплексы физических упражнений для развития различных групп мышц, специальный массаж и т.п. Для западноевропейской культуры было важно демонстрирование культа здоровья, физических достижений человека, чеще всего в форме спортивных состязаний. Так в 776 г. до н.э. состоялись первые Олимпийские игры.
2) Восточное, в котором цель оздоровления человека заключалась в улучшении общего состояния организма, приведения его к гармонии с окружающей средой. В связи с этим, именно в восточных оздоровительных практиках сложился ценный метод психорегуляции, применяемой в самых разных формах: самовнушения, медитации, релаксации и др. Характерным для данного направления было соединение психологических действий, морально-этических рекомендаций, а также выполнение своеобразных статических (либо статодинамических) упражнений, имитирующих движения животных и птиц.
Несмотря на взаимопроникновение современных культур, до настоящего времени сохранились существенные различия западного и восточного путей развития здоровьесберегающих практик.
В последующие исторические периоды западноевропейская медицина все больше концентрировалась на лечении болезней, а не на сохранении здоровья человека, хотя многие великие ученые обращали внимание на обоснование важности сохранения здоровья. Так, И. Кант оставил нам трактат «О способности сильного духа силой только воли побеждать болезненные ощущения», в котором важное место занимает описание целостной гигиенической системы, которой придерживался сам автор. Ядром системы было закаливание, сочетающееся с воспитанием силы духа, умением отдавать моральный приказ самому себе.
Несмотря на то, что истоки теорий здоровьесбережения берут свое начало в зарубежной науке, свое полноценое развитие они получили в трудах отечественных исследователей. Фактически, ими было обосновано здоровьесбережение как важнейшая отрасль человекознания.
Большую роль в развитии здоровьесбережения в 1970-80-е гг. сыграли военные медики (Г.Л. Апанасенко, Р.М. Баевский и др.), занимавшиеся проблемами укрепления здоровья людей, работающих в экстремальных условиях (космонавтов, спасателей, водолазов и др.).
Основоположником современной науки о здоровье считается И.И. Брехман, впервые вначале 1980-х гг. обосновавший необходимость изучения методологических основ сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей [12]. И.И. Брехман исследовал роль адаптогенов, сформировал новое научное направление – фармакосанацию как «лекарство» для здоровых) и обосновал концепцию новой стратегии здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида. Эта концепция получила название «валеологии» и впервые была отражена в монографии 1987 года «Введение в валеологию – науку о здоровье». Принципиальная новизна данной концепции заключалась в интегральности, ориентации не только на медицину, но и на биологию, экологию, психологию и другие науки.
Особое исследовательское направление в отечественной науке составила так называемая педагогика здоровья.
Огромное внимание вопросам здоровья детей уделяли классики отечественной педагогики: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, П.К. Каптерев, Н.Б. Бунаков. Видные деятели начального образования Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков обосновали необходимость создания санитарно-гигиенических условий для учебы как особого вида труда детей, а Н.В. Шелгунов считал одним из главных условий сохранения здоровья учащихся «привычку к упорядоченной и умеренной жизни» [цит. по 28].
В советский период, особенно после окончания Великой отечественной войны, создаются научно-исследовательскте институты – сначала «Физиологии детей и подростков», а затем, «Гигиены детей и подростков», вошедшие в систему Министрества здравоохранения РФ, на базе которых проводились серьезные исследования в области изучения, сохранения и укрепления подрастающего поколения.
Благодаря Б.Г. Ананьеву, в конце 1970-х гг. в области данной проблематики происходит сближение педагогики и медицины [5]. В дальнейшем в трудах таких российских ученых как Н.М. Амосов, Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов, А.И. Кочетов, А.А. Дубровский, была обснована и исследована проблема необходимости формирования здорового образа жизни детей и отсюда, появилось новое направление в отечественной педагогике – валеология.
Этимологически термин «валеология» происходит от латинского vale – «быть здоровым» и logos – «наука». Предметом валеологии стало целостное здоровье человека, причины, механизмы его формирования, сохранения и совершенствования [42]. В рамках валеологии произошло синтезирование знаний различных наук: биологии, анатомии, психологии, физиологии, гигиены и педагогики, поэтому ее можно считать, в полном смысле, междисциплинарной наукой.
Что касается педагогической валеологии то она, рассматривает здоровье не как сиюминутное благополучное состояние, как это происходит в медицине, а как систему педагогических воздействий, обеспечивающих целостность здоровья ребенка, ценностное отношение к здоровью, а также формирование здорового образа жизни. Это позволяет говорить о самостоятельной отрасли педагогической науки.
Несмотря на постоянное расширение знаний и научное обоснование ценности здоровья, здорового образа жизни современного человека, их культивирование в нашей стране не может считаться достаточным, о чем свидетельствуют высокий уровень заболеваемости, в том числе и среди детей.
Современный этап цивилизационного развития характеризуется не только быстрым техническим прогрессом, высокими достижениями в области медицины и других наук, но и серьезными негативными процессами, наносящими существенный ущерб здоровью людей. Среди доминирующих негативных факторов большинство исследователей выделяют образ жизни человека, как особое социокультурное явление.
Несмотря на постоянное расширение знаний и научное обоснование ценности здоровья, здорового образа жизни современного человека, их культивирование в нашей стране не может считаться достаточным, о чем свидетельствуют высокий уровень заболеваемости, в том числе и среди детей, распространенность так называемых «вредных привычек» среди молодежи и т.д. По данным ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [34, с.59].
Согласно определениям ученых-исследователей, здоровье может определяться «максимальной производительностью органов человеческого организма при сохранении качественных предметов их функций» (Н.М. Амосов); «динамическим состоянием сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев); «способностью человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» (И.И. Брехман).
Из данных определений следует, что при самых многообразных трактовках, «здоровье» связано с качеством и сбалансированностью взаимодействия организма с условиями внешней среды.
Существует множество факторов, определяющих не только наличие, но и качество здоровья человека. К ним относятся: наследственные факторы (примерно 20%); условия внешней среды, прежде всего, экологической обстановки (примерно 20%); качества системы здравоохранения (примерно 10%), но самая значительная часть – примерно 50% – это факторы образа жизни, который ведет человек [39, с.9-10].
Согласно определению, образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения [там же, с.10].
Согласно исследованиям Ю.П. Лисицына, образ жизни включает в себя три компонента: уровень, качество и стиль жизни [23]. Первые два компонента носят общественный характер, а третий компонент – персонифицированный характер, именно от него, в большей степени зависит здоровье человека, так как поведенческие действия направлены на удовлетворение потребностей каждого отдельного человека своими, индивидуальными способами.
Взаимосвязь между здоровьем человека и образом его жизни выражено в понятии «здоровый образ жизни», которое включает не только нормы и ориентиры, но и факторы, определяющие, сохраняющие и разрушающие здоровье.
Интерпретация понятия «здоровый образ жизни» существует в нескольких вариантах у разных авторов: как устойчивый жизненный стереотип (А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова); как неотделимый от здоровья эталон поведения (М.Я. Виленский); как ресурс, определяющий качество здоровья (В.Г. Алямовская). В общем значении здоровый образ жизни должен рассматриваться как основополагающий фактор, оказывающий положительное влияние на здоровье человека.
Анализируя сущность здорового образа жизни, Ю.П. Лисицын, А.Г. Носов понимают его как активную деятельность личности в интересах собственного здоровья, посредством соблюдения необходимых норм в повседневной жизни [23; 28].
В.П. Озеровым здоровый образ жизни рассматривается как динамичная система, синтезирующая эталоны здоровьесберегающего поведения с целями и ценностями жизни [29].
На наш взгляд, объединяющим является подход Н.Б. Коростылева, обосновывающий здоровый образ жизни как особый способ жизнедеятельности, «который направлен на сохранение и укрепление здоровья, позволяет человеку долгие годы осуществлять трудовую деятельность в полной мере своих способностей, избавляет его от болезней и недомоганий, дарит бодрость, силу и энергию, без которых не ощущается полнокровная радость бытия» [19, с.7-8].
Здоровый образ жизни условно разделяется на пассивный и активный: первый регулируется внешними факторами, а второй – определяется самой личностью. А.Г. Носов полагает, что такое разделение можно считать условным, поскольку оно зависит от педагогических факторов, то есть от того, удалось ли педагогам обеспечить осознанное отношение личности к своей жизни и здоровью, а также сформировать ориентацию на саморазвитие [28].
Исходя из вышесказанного, мы понимаем здоровый образ жизни как осмысленный способ жизнедеятельности, ориентированный на активную деятельность по сохранению и повышению качества своего здоровья. Соответствующая этому деятельность объединяет в себе общепризнанные социальные нормы и направленность на индивидуальное благополучие.
С точки зрения структуры, здоровый образ жизни представляет собой открытую систему взаимодействия человека с окружающей средой, ориентированного относительно доминирующей ценности здоровья и самосовершенствования.
Мы уже упоминали определяющую роль педагогического воздействия на приобщение человека к здоровому образу жизни, но здесь существует ряд трудностей, связанных с невозможностью авторитарно навязать человеку то или иной образ жизни. М.Я. Виленский отмечает, что эффективным является стимулирование здорового образа жизни педагогическими средствами, ориентированными на общечеловеческие ценности и индивидуальность личности [10].
В этом случае необходимость вести здоровый образ жизни становится осознанной, личностно принятой, и может планомерно и самостоятельно осуществляться человеком. С этой точки зрения, речь идет о педагогическом сопровождении формирования здорового образа жизни.
Для активного и осознанного здорового образа жизни необходимо наличие у человека первоначальной, элементарной структуры ЗОЖ, который можно считать неким общественным стереотипом (чаще всего представленным основными гигиеническими навыками и потребностями). На его основе по влиянием педагогического воздействия происходит реализация индивидуальной траектории становления здорового образа жизни, ориентированного на здоровье как важнейшую жизненную ценность.
Таким образом, содержание педагогической работы по формированию у личности здорового образа жизни должно включать осознание ей здоровья как высшей ценности, обучение самостоятельному выбору в вопросах здорового образа жизни и необходимой для этого самостоятельной деятельности (Е.Ю. Александрова [1]).
Установлено, что эффективность образовательного процесса находится в прямой зависимости от состояния здоровья обучающихся, которое выступает в данном случае как фактор их гармоничного развития и работоспособности.
Согласно современным представлениям о здоровом образе жизни, к нему относят: личную гигиену, закаливание организма, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, отказ от так называемых «вредных привычек», положительный эмоциональный фон. Однако, с точки зрения педагогических аспектов здорового образа жизни, необходимо выделить знания о сохранении здоровья, нормы поведения и навыки деятельности, позволяющие сохранять и приумножать собственное здоровье. Также обращает на себя внимание аспект, выделяемый Г.С. Никифоровым, который заключается в построении отношений с другими людьми на основе «признания их права быть здоровыми» [34, c.16].
Однако, для становления здорового образа жизни, знаний о средствах сохранения и укрепления здоровья недостаточно, необходимо осознанное и волевое принятие личностью принципов ЗОЖ, наличие потребности в нем. В связи с таким подходом, в Стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020 гг. и последующие годы, сформулированы критерии здорового образа жизни:
— «отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
— наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
— сформированность гигиенических навыков и привычек;
— физическая и умственная активность;
— умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения» [цит. по 16, с.21].
Таким образом, здоровый образ жизни выражает направленность личности на становление, сохранение и приумножение личного и общественного здоровья и создание необходимых и оптимальных условий для этого.