Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Особенности формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости геометрических представлений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости геометрических представлений 5

1.1. Вопросы формирования геометрических представлений дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 5

1.2. Особенности формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 12

1.3. Способы формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 20

Выводы по 1 главе 25

Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости геометрических представлений 26

2.1. Организация экспериментального исследования 29

2.2. Содержание и результаты изучения особенностей формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости геометрических представлений 34

Выводы по 2 главе 29

Заключение 35

Список использованных источников и литературы 37

Приложения 41

  

Введение:

 

Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.

В методических руководствах для педагогов, говорится о том, что введение элементов геометрии в курс дошкольного образования носит пропедевтический характер – ознакомительный характер. Геометрический материал изучается на уровне знания – знакомства. Никакие правила и определения с дошкольниками не заучиваются, дети практически различают геометрические фигуры, сравнивают их, изображают на бумаге.

Одной из основных проблем подготовки детей с легкой умственной отсталостью к самостоятельной жизни, является обучение математике и элементам геометрии. Исследования таких ученых, как: О.А. Бибина, А.П.Киселёв, Ю.Т. Матасов, М.Н. Перова, Е.Ф. Сегалевич, В.В. Эк подтвердили важность изучения геометрического материала, как средства интеллектуального развития и достижения личностных результатов учеников. Освоение геометрического материала создает благоприятные условия для развития математического кругозора, формирования пространственных представлений, понятий о размерах, формах, о расположении фигур на плоскости.

Формирование геометрических представлений, в большинстве случаев, вызывает трудности у обучающихся с умственной отсталостью. В специальной литературе, посвященной исследованию особенностей математической деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста (Л.Б. Баряева, С.Г. Ералиева, Т.В. Лусс, Г.В. Макоедова, Л.А. Пепик, Е.А. Стребелева, И.В. Чумакова и др.), отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, не целенаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.

Объект исследования: процесс формирования у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости геометрических представлений.

Предмет исследования: способы формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования геометрических представлений у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть вопросы формирования геометрических представлений дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.

2. Определить особенности формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

3. Раскрыть способы формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.

4. Выявить уровень сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение учебно-методических, научных, справочных и электронных источников по проблеме исследования;

эмпирические: тестирование.

Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе КОУ Омской области «Адаптивная школа-детский сад №76». Экспериментальная выборка составила 7 человек из числа воспитанников старшей группы с лёгкой степенью умственной отсталости.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Умственная отсталость – это состояние, вызванное врожденным или рано приобретенным психическим недоразвитием с выраженным дефицитом интеллекта, затрудняющим или полностью исключающим возможность адекватного функционирования человека в обществе. Основной особенностью умственно отсталых детей является отставание в развитии познавательных процессов. Они не имеют полноценной возможности сформировать адекватное представление о действительности на основе сенсорного опыта, в результате чего получают неполное, часто искаженное понимание окружающего мира. Особенности развития детей с нарушением интеллекта проявляются в значительном нарушении познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Формирование геометрических знаний у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии имеет для них большое практическое значение. У старших дошкольников происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность, все виды мышления.

Изучение геометрического материала для детей с умеренной умственной отсталостью представляет значительные трудности. Причины кроются прежде всего в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей: недоразвитие внимания, воображения, несовершенство анализа, синтеза, слабость обобщения и отвлечения. У умственно отсталых детей ограниченный запас наблюдений, малый жизненный опыт, недоразвитие сенсорно-моторных ощущений. Умственно отсталые дети испытывают трудности в использовании геометрических знаний в практической деятельности.

Проверка знаний детей воспитателем позволяет выявить качество усвоения знаний, полученных на занятиях по формированию элементарных математических представлений, установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и своевременно их устранить.

В ходе эксперимента было выявлено, что 60% детей с умеренной умственной отсталостью имеют низкий уровень познавательного интереса.

Анализ проведённой работы показал следующие результаты: дети различают и называют геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал. Большинство выделяют фигуры одного вида из множества различных видов и фигуры из множества фигур по определённому признаку.

Справляются с заданием на построение геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга), если точки уже поставлены воспитателем или есть опорные пунктирные линии. С заданием на моделирование из геометрических фигур обучающиеся справляются хорошо при наличии наглядного образца. С заданием на нахождение предметов подобных геометрических форм обучающиеся справляются с небольшой помощью воспитателя. Не всегда видят геометрические фигуры в предметах интерьера и вещах. Требуется более детальная проработка данного вида заданий.

При выполнении заданий учащиеся нуждались в пошаговом объяснении задания, демонстрации способа его решения или помощи педагога.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости геометрических представлений

1.1. Вопросы формирования геометрических представлений дошкольников в психолого-педагогических исследованиях

Каждый период детства создает особые благоприятные условия для формирования у детей геометрических представлений. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Работа по формированию геометрических представлений у детей наилучшим образом происходит при создании следующих условий [3]:

1. Создание предметно-пространственной развивающей среды.

2. Создание возможностей для использования геометрического материала в различных видах деятельности.

3. Формирование геометрических представлений как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время других форм деятельности.

4. Создание морально-психологических условий каждому дошкольнику.

5. Использование различных форм работы с родителями при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

В процессе формирования геометрических представлений у детей развивается [10]:

 логическое мышление и связная речь;

 ориентация в пространстве, моторика.

 наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;

 умение обобщать, классифицировать, выделять главное.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы