Курсовая с практикой на тему Особенности формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости геометрических представлений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости геометрических представлений 5
1.1. Вопросы формирования геометрических представлений дошкольников в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Особенности формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 12
1.3. Способы формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости 20
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости геометрических представлений 26
2.1. Организация экспериментального исследования 29
2.2. Содержание и результаты изучения особенностей формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости геометрических представлений 34
Выводы по 2 главе 29
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Приложения 41
Введение:
Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.
В методических руководствах для педагогов, говорится о том, что введение элементов геометрии в курс дошкольного образования носит пропедевтический характер – ознакомительный характер. Геометрический материал изучается на уровне знания – знакомства. Никакие правила и определения с дошкольниками не заучиваются, дети практически различают геометрические фигуры, сравнивают их, изображают на бумаге.
Одной из основных проблем подготовки детей с легкой умственной отсталостью к самостоятельной жизни, является обучение математике и элементам геометрии. Исследования таких ученых, как: О.А. Бибина, А.П.Киселёв, Ю.Т. Матасов, М.Н. Перова, Е.Ф. Сегалевич, В.В. Эк подтвердили важность изучения геометрического материала, как средства интеллектуального развития и достижения личностных результатов учеников. Освоение геометрического материала создает благоприятные условия для развития математического кругозора, формирования пространственных представлений, понятий о размерах, формах, о расположении фигур на плоскости.
Формирование геометрических представлений, в большинстве случаев, вызывает трудности у обучающихся с умственной отсталостью. В специальной литературе, посвященной исследованию особенностей математической деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста (Л.Б. Баряева, С.Г. Ералиева, Т.В. Лусс, Г.В. Макоедова, Л.А. Пепик, Е.А. Стребелева, И.В. Чумакова и др.), отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, не целенаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.
Объект исследования: процесс формирования у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости геометрических представлений.
Предмет исследования: способы формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования геометрических представлений у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть вопросы формирования геометрических представлений дошкольников в психолого-педагогических исследованиях.
2. Определить особенности формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
3. Раскрыть способы формирования геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости.
4. Выявить уровень сформированности геометрических представлений у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
теоретические: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение учебно-методических, научных, справочных и электронных источников по проблеме исследования;
эмпирические: тестирование.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе КОУ Омской области «Адаптивная школа-детский сад №76». Экспериментальная выборка составила 7 человек из числа воспитанников старшей группы с лёгкой степенью умственной отсталости.
Заключение:
Умственная отсталость – это состояние, вызванное врожденным или рано приобретенным психическим недоразвитием с выраженным дефицитом интеллекта, затрудняющим или полностью исключающим возможность адекватного функционирования человека в обществе. Основной особенностью умственно отсталых детей является отставание в развитии познавательных процессов. Они не имеют полноценной возможности сформировать адекватное представление о действительности на основе сенсорного опыта, в результате чего получают неполное, часто искаженное понимание окружающего мира. Особенности развития детей с нарушением интеллекта проявляются в значительном нарушении познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Формирование геометрических знаний у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии имеет для них большое практическое значение. У старших дошкольников происходит накопление определенного запаса геометрических представлений, формируется целостная система знаний о геометрических объектах, а также развивается познавательная деятельность, все виды мышления.
Изучение геометрического материала для детей с умеренной умственной отсталостью представляет значительные трудности. Причины кроются прежде всего в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей: недоразвитие внимания, воображения, несовершенство анализа, синтеза, слабость обобщения и отвлечения. У умственно отсталых детей ограниченный запас наблюдений, малый жизненный опыт, недоразвитие сенсорно-моторных ощущений. Умственно отсталые дети испытывают трудности в использовании геометрических знаний в практической деятельности.
Проверка знаний детей воспитателем позволяет выявить качество усвоения знаний, полученных на занятиях по формированию элементарных математических представлений, установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и своевременно их устранить.
В ходе эксперимента было выявлено, что 60% детей с умеренной умственной отсталостью имеют низкий уровень познавательного интереса.
Анализ проведённой работы показал следующие результаты: дети различают и называют геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал. Большинство выделяют фигуры одного вида из множества различных видов и фигуры из множества фигур по определённому признаку.
Справляются с заданием на построение геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга), если точки уже поставлены воспитателем или есть опорные пунктирные линии. С заданием на моделирование из геометрических фигур обучающиеся справляются хорошо при наличии наглядного образца. С заданием на нахождение предметов подобных геометрических форм обучающиеся справляются с небольшой помощью воспитателя. Не всегда видят геометрические фигуры в предметах интерьера и вещах. Требуется более детальная проработка данного вида заданий.
При выполнении заданий учащиеся нуждались в пошаговом объяснении задания, демонстрации способа его решения или помощи педагога.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости геометрических представлений
1.1. Вопросы формирования геометрических представлений дошкольников в психолого-педагогических исследованиях
Каждый период детства создает особые благоприятные условия для формирования у детей геометрических представлений. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Работа по формированию геометрических представлений у детей наилучшим образом происходит при создании следующих условий [3]:
1. Создание предметно-пространственной развивающей среды.
2. Создание возможностей для использования геометрического материала в различных видах деятельности.
3. Формирование геометрических представлений как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время других форм деятельности.
4. Создание морально-психологических условий каждому дошкольнику.
5. Использование различных форм работы с родителями при формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
В процессе формирования геометрических представлений у детей развивается [10]:
логическое мышление и связная речь;
ориентация в пространстве, моторика.
наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
умение обобщать, классифицировать, выделять главное.