Курсовая с практикой на тему Особенности формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения
сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с ЗПР. 6
1.1. Становление
сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста в норме 6
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР. 11
1.3.
Особенности сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ЗПР 15
1.4.
Комплексный метод обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста. 19
Вывод по 1
главе. 22
Глава 2. Экспериментальное исследование
особенностей сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта. 23
2.1.Описание
методик констатирующего эксперимента. 23
2.2 Анализ
результатов констатирующего эксперимента. 26
2.3.
Методические рекомендации для педагогов по формированию сюжетно-ролевой игры у
старших дошкольников с нарушением интеллекта. 35
Выводы по 2
главе. 59
Заключение. 61
Список использованной литературы и источников. 63
Приложения. 67
Введение:
Актуальность работы. В практике
психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития
в рамках специального коррекционного образовательного учреждения основной
акцент ставится, в первую очередь, на подготовку ребенка к школьному обучению,
в то время как в игре ребенок получает все необходимые знания и умения, которые
потребуются от него в дальнейшем при установлении межличностного контакта со
сверстниками и взрослыми. Выделенное противоречие формирует необходимость
целенаправленного изучения особенностей развития игровой деятельности у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Психология дошкольного возраста такова, что именно игровая
деятельность выступает в качестве основного средства для дальнейшей
социализации и коммуникативного развития детей. Соответственно, в случаях,
когда дефект развития накладывает серьезный отпечаток на развитие игровой
деятельности ребенка с задержкой психического развития, в первую очередь
страдает способность ребенка к социализации и адаптации в обществе.
Сюжетно-ролевая игра – это образная игра по определенному замыслу
детей, который раскрывается через соответствующие события (сюжет) и
разыгрывание ролей.
В нашем современном обществе присутствует твердая тенденция
напряженного роста количества детей с «задержкой психического развития» (ЗПР)
различного генеза. Сегодня отношение этих детей ко всему детскому населению
составляет 20-30%, и этот параметр постоянно растет и образовывается из
увеличивающего процента детей с задержкой психического развития относительно
детей с нормальным психическим развитием, а также из увеличения количества
детей с диагностируемой задержкой психического развития (И.В. Дубровина, Б.П.
Пузанов, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына и др.).
Степень разработанности
темы исследования. Теоретические основы научного
исследования проблемы, выбранной нами темы были заложены в трудах Власовой Т. А., Баряевой
Л.Б., Голубевой Л. В., Дробинской А. О., Лубовского В. И., Марковой, Л. С.,
Слепович, Е. С. Эльконин, Е.А. и многих др.
Цель исследования – изучить особенности
развития сюжетно — ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – процесс развития
сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – особенности развития
сюжетно — ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать становление сюжетно-ролевой игры у детей
дошкольного возраста в норме.
3. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей
дошкольного возраста с ЗПР.
4. Охарактеризовать особенности сюжетно-ролевой игры у детей
дошкольного возраста с ЗПР.
5. Охарактеризовать комплексный метод формирования сюжетно-ролевой
игры у детей дошкольного возраста.
Методы исследования.
-теоретический
анализ исследования литературных источников по проблеме;
—
педагогический эксперимент (констатирующий);
—
количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и
зарубежных исследователей:
-положения отечественной психологии развития, специальной
психологии и коррекционной педагогики: о роли дошкольного детства в личностном
развитии ребенка; соотношении первичных и вторичных нарушений; зоне ближайшего
развития; сензитивных периодах развития; коррекции и компенсации; об общности
закономерностей нормального и аномального развития (Л.C. Выготский, А.О.
Дробинской, П. Я. Гальперин, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л.С. Марковой, В.
И. Лубовский, Д. Б. Эльконин и др.);
-положения отечественной теории игры как ведущей деятельности в
дошкольном детстве: о социальной природе и социальном содержании игры; ее
значении для социально-личностного развития и социализации дошкольника;
коррекционно-развивающих возможностях игры (Л.А. Боряева, Зарин А.,
Л.C.Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е.С. Слепович, Д. Б. Эльконин и
др.).
Теоретическая значимость
исследования заключается в обобщении современных научных представлений по
проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость: материал исследования
может быть использован педагогами, работающими с данной категорией детей, может
служить основой для написания научной статьи, может использоваться студентами
при подготовке к практическому занятию.
Структура курсовой
работы
состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, включающего 39
источников, приложений.
Заключение:
В настоящий период времени система воспитания и образования в
нашей стране переживает ситуацию модернизации, связанную с внедрением
инклюзивного образования. Инклюзивное образование является полноправным
участием детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни коллектива
сверстников детского сада либо школы. При этом существенно отличающиеся
стартовые возможности нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ диктуют
необходимость проектирования индивидуального образовательного маршрута
последних.
Проблема оказания своевременной комплексной
психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ является в последнее время
предметом пристального внимания исследователей и практических работников
системы специального образования.
Категория детей с задержкой психического развития является более
многочисленной среди детей с ОВЗ и неоднородной по составу группой детей.
Выраженные и стойкие формы ЗПР требуют специальной
психолого-педагогической коррекции.
В качестве возможного выхода при массовых детских садах и
образовательных учреждениях создаются группы компенсирующей направленности для
детей с заключением «задержка психического развития».
Игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении
деятельностью. В игре, как утверждал Эльконин Д. Б., все события как бы
пропускаются через переживание, дети не символизируют в игре, однако желают,
исполняют желание, пропускают через переживание главные категории
действительности.
Леонтьев А. Н. утверждал, что овладение детьми наиболее широкими,
недоступными непосредственно им кругом действительности способно происходить
лишь в игре.
Запорожец А. В. говорил, что в игре дети дошкольного возраста при
помощи своих движений и действий с игрушками активно воссоздают труд и быт
окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. п., таким
образом, складываются нужные условия для осознания ребенком новейших областей
действительности, и вместе с этим и для развития имеющихся способностей.
Итак, сюжетно-ролевая игра обладает социальной природой и строится
на все расширяющемся представлении детей о жизни взрослых. Новой сферой
действительности, которая осваивается ребенком в игре, становятся мотивы,
смыслы жизни и деятельности взрослых.
Дети дошкольного возраста примеряют образы разных людей, принимают
их точку зрения и вступают в отношения с иными играющими, которые отражают
реальное взаимодействие взрослых, а потому, поведение детей в игре опосредуется
образом другого человека.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы изучения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного
возраста с ЗПР
1.1.
Становление сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста в норме Дошкольное детство – это период интенсивной социализации ребенка.
Оно обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям,
с которыми он в жизни непроизвольно сталкивается.
Успешность вхождения ребенка дошкольного
возраста в социальный мир определяет уровень его адаптации, то есть такое
состояние взаимоотношений социума и человека, при котором реализуются
собственно личностные и социальные интересы [14].
Формы неадекватной социализации проявляются в повышенной
зависимости от оценки окружающих, дефиците социальных навыков, наличии
установок на внутреннюю цензуру и прогнозировании негативного социального
взаимодействия.
Блокада действия, которая возникает из-за отклонения от
оптимального поведения, может привести к реакции беспомощности в форме
социально неуверенного поведения [2].
Успешная адаптация – это результат взаимодействия различных
представителей социума и готовности ребенка к восприятию и принятию их влияния.
Развитие социальной перцепции и эмоциональной сензитивности
является основой образования у детей коммуникативного акта, который
необходим при совместных действиях со сверстниками [14].
Создание условий для повышения эффективности адаптации детей в
мире межличностных отношений и формирования компетентного самоощущения в любой
жизненной ситуации считается задачей любого дошкольного общеобразовательного
учреждения (ДОУ).