Курсовая с практикой на тему Особенности формирования связной речи у детей с алалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-меиодологические основания проблем
развития связной речи у детей с сохранной речью и при алалии. 4
1.1. Обзор
литературы по проблеме развития связной речи у детей с алалией 4
1.2. Особенности
связной речи детей алаликов. 10
Глава 2. Методы и приемы диагностики связной речи у детей. 23
2.1. Обследование
связной речи детей алаликов. 23
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 28
Приложение. 30
Введение:
Практическая значимость. Данная тема выбрана в связи с тем,
что алалия — одна из наиболее тяжелых и стойких форм речевой патологии.
Актуальность. Многие дети с алалией не овладевают языком
и не говорят или почти не говорят, даже когда учатся в школе. Поэтому диагностические
и организационные проблемы коррекционно-воспитательной работы алалии являются одной
из важнейших и фундаментальных научно-педагогических проблем в современной системе
дошкольных и школьных образовательных учреждений. Характерные или сложные симптомы
языковых и невербальных расстройств оказывают негативное влияние не только на речевое
общение, но и в определенной степени на развитие познавательной активности в определенных
аспектах личности, а зачастую препятствуют реализации основных потребностей и стремлений
формирующихся личностей. Поэтому все эти факторы свидетельствуют о том, что учителям,
логопедам необходимы всесторонние и глубокие знания о патологии данной формы речевой
деятельности. Эта проблема решается в основном путем создания системы тестов, диагностических
методик, коррекционной логопедии, целью которых является обеспечение раннего воспитания
и обучения детей с данной речевой патологией.
Цель исследования: изучить особенности связной речи
детей алаликов
Задачи исследования:
1. Провести
обзор литературы по проблеме развития связной речи у детей с алалией
2. Проанализировать
особенности детей алаликов
3. Изучить методы
диагностики связной речи детей алаликов.
Гипотеза: наблюдаются определенные
особенности формирования связной речи у детей с алалией, требующие диагностики
и коррекции.
Объект исследования: дети с алалаией.
Предмет исследования: особенности формирования связной
речи у детей с алалией.
Заключение:
Проблема развития
дошкольников в этот период времени является наиболее актуальной. Это объясняется
важностью коммуникативной деятельности в процессе социализации детей и значимостью
дошкольников в развитии личности.
Однако определенная
часть детей дошкольного возраста испытывает трудности в овладении речевой деятельностью
в той или иной степени. Это выявляется при тщательном изучении системы взаимодействия
детей со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, партнерской ролевой игре,
в нерегулируемых ситуациях общения. Трудности вхождения в детские сообщества, неумение
учитывать игровые интересы партнеров в совместной деятельности приводят к обеднению
коммуникативного опыта ребенка, негативно сказываются на характере и содержании
ролевых игр, межличностных отношениях.
Каждый конкретный
случай должен быть тщательно проанализирован, чтобы выяснить реальную причину трудностей
в коммуникативном поведении ребенка. Изучая речевое развитие детей, они всегда учитывают
их уникальность на каждом возрастном этапе. В младенчестве и раннем детстве коммуникативные
потребности детей все еще полностью удовлетворяются через взаимодействие с близкими
взрослыми. Содержание общения в это время не выходит за рамки тематических интересов
ребенка (ведь тематическая деятельность в раннем детстве становится доминирующей
деятельностью). В его коммуникативном поведении первой является потребность в общении
со взрослыми с целью удовлетворения его потребности в действии с объектом.
Содержание специального формирования
правильного коммуникативного поведения дошкольников с трудностями в обучении гораздо
шире, нежели работа по развитию речи, так как включает гораздо больший круг проблем
— от восприятия ребенком себя самого и «открытия» сверстника до овладения коммуникативными
средствами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-меиодологические основания проблем
развития связной речи у детей с сохранной речью и при алалии
1.1. Обзор литературы по
проблеме развития связной речи у детей с алалией
Алалия – это
системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера,
обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых
высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
По словам
Шаховской С. Н., дети испытывают трудности в именном и словесном контроле, не
используют предлоги и союзы при согласовании, не имеют в речи четких родовых и
числовых окончаний. Неправильно используются смыслоразличительные приставки.
Преобладают корневые слова, лишенные флексий, отмечается морфологическая
неоформленность высказывания. У детей алалии недостаточно изменено употребление
грамматических средств; различение и употребление почти всех грамматических
форм затруднено.
Дети не могут
наблюдать, анализировать и обобщать языковые явления, психологически
манипулировать языковым материалом, понимать и правильно использовать языковые
символы — связывать определенную морфему, слово с конкретным предметом или
явлением. Им трудно овладеть числовыми формами существительных, глаголов и
употребляться в неизменяемых словах, без форм и деформаций. [7]
Филичева Т.
Б. отмечает, что у детей первого уровня речевого развития аморфные звуковые
комплексы и слова трудно сочетаются в некое подобие фразы.
У детей со
вторым уровнем речевого развития связная речь характеризуется недостаточной
передачей определенных смысловых отношений и может быть сведена к простому
перечислению событий и предметов. У детей третьего уровня речевого развития в
связной речи нарушается логико-временная связь в повествовании: дети могут
переставлять части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять их
содержательные аспекты.
Процесс
формирования предложения у детей обнаруживает множество особенностей на всех
этапах развития. Существуют различные типы аграмматизма: структурный
аграмматизм, семантический аграмматизм и аграмматизм, связанный с неправильным
оформлением словосочетаний в предложении.
Но внешний
вид предложения не только усложняет его грамматическое оформление, но и
усложняет его словарное содержание.
Даже после
овладения фразовой речью аграмматизм у детей с алалией отличается от возрастного
аграмматизма у детей с нормальным речевым развитием. В частности, необычным
образом искажаются падежные окончания существительных [6].
Например, на
ранних стадиях овладения речью нормально развивающийся ребенок заменяет
окончание в одном случае, а затем ребенок с алалией смешивает окончание в
разных ситуациях. Все упомянутые здесь трудности связаны с построением
отдельных предложений. Естественно, что одной из самых больших трудностей с
детьми алалии является соединение нескольких предложений в связное
высказывание.
На самых
ранних стадиях развития (это может быть в возрасте от 4 до 6-7 лет) у детей с
алалией возникают различные междометия, отрицательные частицы ("вот",
"ой", "нет"), произносимые в той или иной ситуации,
заменяют предложения. С расширением словаря появляется предложение слова. Эта
стадия речевого развития у детей с алалией соответствует по своему содержанию
периоду одного сложносочиненного предложения — корня, который является
периодом, когда нормально развитый ребенок проходит от 1 года до 1 года 10
месяцев.
На стадии
словесного предложения ребенок с моторной алалией задерживается надолго. Даже
если ребенок овладел достаточно широким словарным запасом наиболее
распространенных слов, они все равно остаются основной синтаксической единицей
речи.
Дальнейшее
расширение предложения выражается в том, что имя ребенка начинает связывать
различные элементы ситуации предложения, не образуя грамматически этих связей
[7].
Название
действия в этих предложениях обычно опускается. Глаголы в речи детей с алалией
появляются, как правило, значительно позже существительных. Их использование в
речи в течение длительного времени затрудняет работу детей даже в условиях
специальной подготовки.
У детей с
алалией выявляется трудность усвоения звукового образа глагола. Звуковой образ
их глаголов более размыт и неустойчив, чем звуковой образ существительных.
Обычно произносимые детьми фразовые глаголы заполняют то место, где происходит
проявление паузы, одни дети вместо глаголов произносят набор неопределенных
звуков, другие–имена заменяют жесты, а четвертые — различные действия
представляют собой какое-либо одно из словесных слов.
Глагол
является цементирующей частью предложения, поэтому его отсутствие и
неоднозначность звукового образа задерживают формирование предложения ребенка.
Многие авторы отмечают,
что дети с алалией по-разному усваивают структуру предложения. Так, у некоторых
детей, вследствие всех дефектов речевой техники, в случае сильного искажения
слов