Курсовая с практикой на тему особенности формирования связной монологической речи дошкольников с онр 3 уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Специфика нарушения речи у детей 5
1.1. Понятие связной монологической речи 5
1.2.Психо-физиологические особенности детей с ОНР 7
1.3.Логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи 9
Глава II. Опытно-практическая работа по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня 20
2.1. Изучение уровня развития связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня 20
2.2. Апробация методики по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня 23
2.3.Результаты исследования 32
Заключение 35
Список литературы 37
Введение:
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Речь считается связанной, когда она организована по законам логики и грамматики. В детском саду детей учат двум основным типам монологов — самостоятельному рассказыванию историй и пересказу. На занятиях по пересказу дети знакомятся с по-настоящему художественной речью, запоминают эмоциональные, образные слова и фразы, учатся говорить на живом родном языке. Высокое мастерство произведений, предназначенных для пересказа, целостность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить историю, не увлекаясь деталями и не упуская главное, то есть развивать свои речевые навыки.
Формирование навыков и умений монологической речи требует обязательного развития ее качеств, таких как связность и целостность, которые характеризуются коммуникативной направленностью, логикой представления, структурой, а также определенной организацией языковых инструментов.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрыты в работах Л.С. Выготский, А.А. Леонтьева и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого образования. Поэтому одной из важнейших задач педагогической работы с дошкольниками является формирование у них связной монологической речи.
Актуальность исследования обусловлена растущим количеством детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи и необходимостью разработки эффективных подходов к развитию монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Цель: Изучить особенности формирования связной монологической речи дошкольников с ОНР 3 уровня.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие связной монологической помощи;
2.Проанализировать психо — физиологические особенности детей с ОНР 3 уровня;
3.Провести опытно-практическую работу по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Объект: Дошкольники с ОНР 3 уровня.
Предмет: Связная монологическая речь дошкольников с ОНР 3 уровня.
Заключение:
В представленной курсовой работе нами рассмотрена интересная и достаточно важная проблема развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого – педагогических источников по исследуемой проблеме показывает, что вопросы обучения пересказу рассматривались с разных точек зрения Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, В.П. Глуховым, Т.Д. Ладыженской, А.А. Люблинской, Н.С. Карпинской, А.М. Бородич и другими. Все авторы подчеркивают важную роль пересказа в умственном, нравственном, эстетическом воспитании детей, его положительном влиянии на связность детской речи.
Основное обоснование воздействия на детей с общим недоразвитием речи заключается в том, что они должны быть взаимосвязаны, грамматически и фонетически правильно выражать свои мысли и рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения, формирования личных качеств.
Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться на разных этапах: от полного отсутствия публичной речи до выраженных элементов лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Типичным является позднее появление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Выявленные случаи нарушений и своевременная коррекция помогают сохранить адаптивность ребенка и подготовить его к школе.
Коррекционная работа проводится в специальных учреждениях или в общеобразовательных учреждениях в логопедических центрах.
Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития языка, характерный для нормальных детей. Коррекция речи для них — долгий процесс. Эта задача продвигается в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, а также уровня речевого развития.
Основным направлением логопедической терапии является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопеда предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики, развитие познавательной активности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания, личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекция социальных отношений; влияние на социальную среду.
К тому времени, когда они поступают в школу, дети, прошедшие курс специального образования, готовятся к освоению программы общеобразовательной школы.
Они могут различать и различать слуховые и родственные языки, сознательно контролировать звук своей и чужой речи, различать звуки от композиции слов, самостоятельно определять элементы звука.
Дети учатся распределять внимание на различные звуковые элементы, что является решающим фактором в предупреждении о нарушениях в письмах и чтении. В нашей работе мы принимаем к сведению информацию о детях, у которых есть нарушение структуры слога.
На базе специального дошкольного учреждения была проведена корректирующая логопедическая работа с обследованной группой детей.
Фрагмент текста работы:
Характеристика связной монологической речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Монологическая речь — это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
— информативная (повествование новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
— воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
— эмоционально-оценочная. [4]
Известно, что в устной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим.
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются: описание; повествование; рассуждение. Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой характеристику предмета «в статическом состоянии». Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования. В повествовании сообщается, о каких либо событиях, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение.
Особый тип высказываний, отражающих причинно-следственную связь любых фактов (явлений), называется рассуждением. Структура рассуждения монолога включает в себя: тезис (информация, правду или ложь которой необходимо доказать), подтверждение выдвинутого тезиса (аргументы в пользу или против первоначального тезиса) и заключение. Каждый из типов монологической речи имеет свои конструктивные особенности в соответствии с характером коммуникативных функций.
Таким образом, одной из важнейших задач педагогической работы с дошкольниками является формирование в них связной монологической речи. Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических навыков:
1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему, составить рассказ;
2) логически последовательно раскрывать заданную тему;
3) обосновать правильность своих суждений, в том числе в своих речевых элементах аргументации.[1]
1.2.Психо-физиологические особенности детей с ОНР
Многие исследователи были вовлечены в проблему ОНР, среди них Л.С. Волкова, Н.С. Жукова Р.Е. Левина Т.Б. и др.
Л.С. Волкова и Н.С. Жуков в своих исследованиях показывали, что под ОНР они подразумевают нарушение формирования всех составных частей речевой системы в их единстве у детей с ненарушенным слухом и первичным интеллектом. При OHP наблюдается запоздалое появление речи, плохой словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и образование фонем.
Р.E. Левина отмечает, что недоразвитие речи у детей может выражаться в различной степени: от полного отсутствия речи до расширенной речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Несмотря на природу дефектов, у этих детей наблюдаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой деятельности.[18]
Р.Е. Левина выделила 3 уровня недоразвития речи:
1-й уровень: у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи. Дети на этом уровне общения имеют нестабильное и искаженное звукоподражание, звукоизоляцию. Часто у ребенка присутствует патологическое выражение лица и жесты.
2-й уровень: дети используют более развёрнутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено ещё очень резко. Предложения детей, как правило, несогласованные, дети неправильно воспринимают предметы и действия. Рассказы построены примитивно. Формы, числа и пол для таких детей по существу не имеют отличительной функции. При воспроизведении слов звук нарушается, слоги воспроизводятся неправильно, наблюдается замена звука.
3-й уровень: характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Можно сказать, что у этих детей есть типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности. Одним из главных признаков является более позднее начало речи. Речь аграмматична и не имеет фонетической основы. Выражение речи в относительно хорошем, на первый взгляд, понимании «перевернутой» речи. Наблюдается недостаток речевой активности, без специальной подготовки резко падает. Тем не менее, дети весьма критичны к их дефекту. [10]
Речь этих детей неясна. Отсутствует речевая активность, которая резко снижается с возрастом без специальной подготовки. Тем не менее, дети весьма критичны к их дефекту. Связная монологическая речь обеднена из-за редкого употребления наречий, хотя многие из них детям знакомы. Довольно часто используются предлоги, особенно для выражения пространственных отношений, но при этом допускается большое количество ошибок, предлоги могут опускаться, заменяться. Это свидетельствует о недостаточном понимании значений даже наиболее простых предлогов. Между тем, дети часто предпринимают поиски правильного применения предлогов в речи.
Неполная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается нестабильность внимания, ограниченные возможности его распространения. При относительно хорошо сохранившейся семантической, логической памяти у детей словесная память снижается, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задач.