Курсовая с практикой на тему Особенности формирования социальной компетентности детей группы риска
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
1.1.Социальная компетентность как научная категория
1.2.Социально-психологические особенности детей
«группы риска»
2.ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
2.1.Средства и методы формирования социальной
компетентности
2.2.Анализ программ по формированию социальной
компетентности детей «группы риска»
Введение:
Актуальность исследования.
Современная экономическая и политическая ситуация в стране предъявляет высокие
требования к юному поколению. Сегодня обществу нужны не только умные и
целеустремленные выпускники, но и сформированные личности, устойчивые к
воздействию негативных факторов внешней среды, способные грамотно решать
ставящиеся перед ними профессиональные задачи и умеющие быстро ориентироваться
в резко меняющихся жизненных обстоятельствах. Успешность в жизни
непосредственно связывается с наличием и уровнем развития социальной компетентности
у подрастающего поколения, владением коммуникативными, организаторскими,
рефлексивными умениями.
Согласно
Концепции развития образования РФ до
инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся
основой динамичного экономического роста и социального развития общества,
фактором благополучия граждан и безопасности страны» [11]. Необходимость
повышения качества образования напрямую связана с ускорением процессов
изменения политической, социальной, экономической и культурной сред, с
появлением новых глобальных проблем и этических противоречий.
Потребность
в трансформации системы образования возникла еще на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Именно в
этот период начинается поиск новых идей для выхода образования из кризиса. Как
раз в это время и происходит резкая переориентация оценки результата
образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура»,
«воспитанность» на понятия «компетенция» и «компетентность» обучающихся.
Процесс формирования и развития
социальной компетентности детей — важная социальная и психолого-педагогическая
проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования.
Актуальность исследования определяется
тем, что социальная стратегия государства, предполагает переход на
компетентностное образование,а развитие социальной компетентности детей требует
новых подходов и форм работы, соответствующих требованиям гуманизации
образования.
Проблема формирования социальной компетентности детей «группы риска»
стала предметом анализа многих научных дисциплин. Но
несмотря на определенное внимание, которое уделяется данному вопросу в научных
публикациях, стоит отметить его недостаточную изученность применительно к детям
«группы риска».
Анализ проблемы позволяет выявить ряд
противоречий между:
-возрастающей потребностью общества в позитивной социализации
детей и существующими традиционными подходами к социальному развитию детей «
группы риска», не позволяющими в полной мере формировать начальную социальную
компетентность детей;
-необходимостью формирования социальной компетентности детей
разного возраста и неразработанностью теоретических аспектов и адекватных
практических путей и средств развития социальной компетентности детей « группы
риска»;
-требованием практики к научно-методическому обеспечению
исследуемого процесса и недостаточной методической и содержательной
разработанностью решения данной проблемы.
-между увеличением числа
детей категории «группы риска»,
обязательностью проведения работы по их социальному воспитанию на основе
компетентностного подхода и недостаточным разъяснением этого вопроса в
педагогической теории.
На основании выявленных
противоречий была определена проблема исследования:
при каких условиях процесс формирования социальной компетентности детей «группы
риска» будет эффективным?
Объект
исследования: процесс формирования социальной компетентности детей «группы
риска»
Предмет
исследования: социальная компетентность детей группы
риска
Цель
исследования: выявить особенности формирования
социальной компетентности детей «группы риска»
В соответствии с
поставленной целью были определены следующие задачи:
1.Изучить
научно-методическую литературу по проблеме социальной компетентности,
определить сущность понятия, выявить основные компоненты структуры социальной
компетентности
2.Рассмотреть
социально-психологические особенности детей «группы риска»
3.Исследовать различные
средства и методы формирования
социальной компетентности детей «группы риска», определить пути достижения
поставленной цели
4.Проанализировать
программы по формированию социальной компетентности детей «группы риска»
Структура
работы. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка.
Заключение:
В новой редакции Закона РФ «Об образовании» особое
внимание обращается на то, что «содержание образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми,
национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать
реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений».
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе
разработки стандартов нового поколения, направлен на общекультурное,
личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся через
формирование различных компетенций.
Коммуникативное развитие обучающихся связано с
формированием компетентности в общении, включая сознательную ориентацию
учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной
деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами
общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,
строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе
овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.
Подростковый возраст считается особо благоприятным
периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем, что общение
выходит на уровень ведущей деятельности. Интерес к сверстнику становится очень
высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и
разнообразных форм совместной деятельности детей. Потребность в определенном
положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и
учебе, который сказывается на результативности и эффективности процесса
обучения. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения
человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Однако дети очень
часто не умеют выстраивать конструктивные отношения и становятся провокаторами
или участниками различных конфликтных ситуаций. В этой связи проблема
становления и развития межличностных отношений имеет большое значение для
развития личности ребёнка.
Конфликты между подростками в пределах школы, класса чаще
всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает
все больше людей, включая не только детей, но и родителей, и педагогов. Так как
вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все
большую остроту для современной школы , педагогу надо хорошо владеть умениями и
навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в подростковой среде.
Большое воздействие на профилактику конфликтов у
детей возраста в образовательной
организации оказывает личность педагога, так как стиль взаимодействия педагога
с другими учениками служит образцом для воспроизводства в отношениях со
сверстниками. Педагог должен вмешиваться в конфликты учеников и корректировать
их. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное
вмешательство , а может оказаться действенным просто добрый совет.
Работа с педагогами может проводиться по четырем основным
направлениям:
– создание объективных условий, препятствующих появлению
и деструктивному процессу формирования предконфликтных ситуаций,
(доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим
подопечным со стороны учителей , личный пример педагогов и родителей). Данная
модель станет действовать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и
с родителями;
– оптимизация организационно-управленческих условий
работы школы . Объективное и гласное распределение материальных и духовных благ
среди учителей и учеников , создание «ситуации успеха» с помощью похвалы,
одобрения, вознаграждения, поощрения в виде грамот и премий;
– устранение социально-психологических факторов
возникновения конфликтов. На данном уровне можно определить критерии и
процедуры решения каких-либо дискуссионных вопросов, создать орган при школьном
учебном заведении, куда могут обращаться все дети, их родители и учителя;
– блокирование личностных причин появления конфликтов.
Примерная тема тренингов, циклов классных часов, методических объединений
учителей: «Тренинг общения», «Все цвета, кроме черного», «Я глазами других», «Я
и мы», «Чужой среди своих» и т.д.
Наиболее надежным методом профилактики конфликтов между
подростками считается создание такой атмосферы, которая ликвидирует саму
вероятность появления агрессивных устремлений, приводящих к затяжному
конфликту.
Профилактическая работа с детьми возраста может вестись по четырем основным
направлениям:
– формирование объективных условий, препятствующих
появлению и деструктивному формированию предконфликтных ситуаций;
– оптимизация организационно-управленческих критерий
работы образовательного учреждения;
– устранение социально-психологических факторов
конфликтов;
– блокирование личностных факторов проявления конфликтов.
Профилактика большинства видов подростковых конфликтов
должна проводиться в образовательной организации одновременно по всем четырем
направлениям.
С целью наиболее успешной работы по профилактике
межличностного конфликтного поведения
возраста необходимо обратить внимание на формы, способы и методы,
направленные на профилактику и предупреждение конфликтов в подростковой среде.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
1.1.Социальная
компетентность как научная категория
компетентность как научная категория
Сегодня
определения «компетенция», «компетентность» не являются новыми в образовании,
ими занимаются уже более 20 лет. Кроме того, данные понятия закреплены в
нормативных документах, где заложены определенный смысл и ценность. Несмотря на
то, что эти понятия существуют длительное время, единого подхода к этому до сих
пор нет.
Считаем
целесообразным рассмотреть появление, развитие, модернизацию подходов к
определениям «компетенция» и «компетентность» в их историческом аспекте.
Впервые
понятия «компетенция» и «компетентность» в сфере образования появились в 60-е
гг. ХХ в. в Америке. На момент становления этих понятий многие исследователи
отождествляли их.
В
социолог Р. Уайт одним из первых ввел в обращение термин «компетентность»,
обозначив его как эффективное взаимодействие личности с окружающей средой [2].
Таким образом Р. Уайт описывал особенности индивидуальности, которые необходимы
для существенных результатов в работе, основанных на высокой мотивации к ее
выполнению.
Чуть позже, в
Н. Хомский применил понятие «компетенция» к теории языка, обозначив им
«способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой
деятельности в родном языке» [14]. В своих работах Н. Хомский понятие
«компетенция» связывает с навыками и опытом человека в умении говорить и
слушать.
В
английский ученый Д. Равен в своих работах определил понятие «компетентность в
современном обществе», где предложил толковать термин «компетентность» более
развернуто, по сравнению с предыдущими. Автор рассматривает «компетентность» как «явление,
которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно
независимы друг от друга, некоторые компоненты относятся к когнитивной сфере, а
другие — к эмоциональной, эти компоненты могут заменять друг друга в качестве
составляющих эффективного поведения» [1].
В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению
социальной компетентности.
Так, В.Н. Куницына характеризует социальную компетентность как систему
сложных социальных умений и навыков взаимодействия, позволяющих быстро и
адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая
сложившееся положение [31].
В работе Е.В. Коблянской социальная компетентность рассматривается как
адаптационное явление, основой которого служит социально- психологическая
подготовленность и коммуникативная компетентность. Социальная компетентность,
по мнению автора, – это умение выбрать социальные ориентиры и организовать свою
деятельность в соответствии с этими ориентирами [25].