Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности формирования склонности к курению у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования склонности к табакокурению подростков 8
1.1. Табакокурение как проблема современного психолого-педагогического знания 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста 14
1.3. Причины подросткового табакокурения и его последствия 22
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Изучение формирования склонности подростков к табакокурению 30
2.1. Методы и процедуры исследования 30
2.2. Анализ и интерпретация экспериментальных данных 41
2.3. Социально-педагогическая программа профилактики табакокурения подростков в условиях общеобразовательной школы 48
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список литературы 61
Приложения 67

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования определяется все возрастающей смертностью населения Российской Федерации от раковых образований, болезней системы кровообращения и органов дыхания, основной причиной которой является табакокурение. Так, согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения за период с 2009 по 2017 года в России среди взрослого населения число курящих сократилось с 39,4 % до 29 % (среди которых процент курящих мужчин составил 45, а женщин – 15 %) [16]. Несмотря на положительные тенденции к сокращению потребления табачных изделий показатели остаются большими, особую угрозу для демографической безопасности России приобретает приобщение к табакокурению подрастающего поколения. По данным Роспотребнадзора, среди молодежи 33% подростков средних учебных заведений употребляет табак ежедневно. В день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет, юноши и девушки соответственно. Среди молодёжи 14 -17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Между тем, установлено, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще.
Следовательно, возникает необходимость борьбы не только с курением классических сигарет, а с курением кальянов и электронных сигарет, а также изменения мнения людей, особенно подрастающего поколения и молодежи, что данные изделия является менее вредными для здоровья.
Здоровье школьников является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Важнейшая социальная задача – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.
Вопросы о возникновении вредных привычек в младшем школьном возрасте рассматривали с разных позиций М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова, Н. А. Гусева, Т. Б. Гречаная, Л. Ю. Иванова, Л. С. Колесова, Л. П. Николаева, М. Б. Левин и Б. М. Левин, В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота и другие. В их работах приведен анализ необходимых навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков; методики определения уровня риска возможного возникновения наркотизма, пути коррекции негативных результатов и рекомендации по работе с детьми и их родителями.
В настоящее время в науке сложилось противоречие, между необходимостью проведения профилактики табакокурения среди детей младшего подросткового возраста в образовательной организации и недостаточностью методической обеспеченности по данного вопроса в профессиональной деятельности педагога-психолога образовательной организации.
Проблема исследования: каковы причины подросткового табакокурения и его последствия
Объект исследования: подростки
Предмет исследования: профилактика табакокурения обучающихся в образовательной организации.
Цель исследования: изучить формирование склонности подростков к табакокурению
Проблема, предмет, объект исследования определили гипотезу исследования, которая заключается в предположении о том, что профилактика формирования склонности подростков к табакорурению будет весьма успешной, в случае, если в деятельности школьного педагога-психолога разработана и реализуется социально-педагогическая программа профилактики курения подростков в условиях общеобразовательной школы, направленная на: развитие навыков эффективного общения; формирование морально-волевых качеств подростков и навыков саморегуляции; формирование потребности подростков в ЗОЖ; формирование навыка отказа и умения сказать – «НЕТ!»
В соответствии с объектом, предметом, гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Изучить табакокурение как проблему современного психолого-педагогического знания.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей подросткового возраста, проанализировать причины подросткового табакокурения и его последствия.
3. Подобрать методы и процедуры исследования, проанализировать экспериментальные данные.
4 Разработать социально-педагогическую программу профилактики курения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Методологической основой исследования являются: деятельностно-личностный подход, гуманистические идеи воспитания ребенка, концепция педагогического стимулирования лидерства.
Теоретическую основу исследования составили:
— научные труды отечественных и зарубежных исследователей о понимании содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий зависимого поведения (Я. И. Гилинский, А. В. Гоголева, А. Ю. Егоров, Ц. П. Короленко, В. Д. Менделевич, Н. Н. Мехтиханова, Г. В. Старшенбаум, В. В. Шабалина);
— труды по организации профилактики зависимого поведения в современном обществе (М. В. Жукова, Н. А. Залыгина, К. С. Лисецкий, Л. Г. Леонова, А. В. Котляров, А. В. Гоголева).
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование.
В качестве основных психодиагностических методик нами были использованы:
•Опрос «Склонность к аддиктивному поведению»;
•Тест-опросник «Аддиктивная склонность»;
•Анкета «Вредные привычки»;
• Анкета «Что мы знаем о курении?»;
• Опрос «Вейпинг».
3. Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Опытно–экспериментальной базой исследования послужило: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зимёнковская средняя общеобразовательная школа» Муромского района. Исследование было проведено в 8 классе. Количество обучающихся 20 человек, из них 10 девочек, 10 мальчиков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что было изучено табакокурение как проблема современного психолого-педагогического знания, рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста, проанализированы причины подросткового табакокурения и его последствия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика объекта и методов исследования; проведено изучение склонности подростков к табакокурению; проанализированы результаты диагностического исследования; на основе анализа результатов исследования разработана программа «Социально-педагогическая программа профилактики курения подростков в условиях общеобразовательной школы»
Материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Курсовая работа посвящена изучению формирования склонности подростков к табакокурению.
Проблема табакокурения подростков в образовательных учреждениях в настоящее время стоит достаточно остро. Можно сказать, что табакокурение – одна из самых актуальных проблем в среде подростков. Так как влияние сверстников на несформировавшееся сознание очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Подрастающему поколению необходимо больше внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, социального работника, которым надо внимательнее наблюдать за стремлениями и наклонностями подростков. Так как курение отрицательно влияет на успеваемость школьника, число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие.
Проблема данного исследования состояла в том, чтобы выявить причины подросткового табакокурения и его последствия.
Цель работы заключалась в изучении особенностей формирования склонности подростков к табакокурению
Задачи исследования решены следующим образом:
Согласно первой задаче было изучено табакокурение как проблема современного психолого-педагогического знания.
Курение (табакозависимость) – это тяжелая болезнь, которая, к счастью, излечима, хотя избавиться от нее нелегко. Поскольку никотиновая зависимость схожа с наркотической, отказ от курения будет восприниматься организмом очень тяжело. Интенсивность курения с возрастом, увеличением стажа курения повышается, что свидетельствует о формировании синдрома стойкой никотиновой зависимости, требующей дифференцированной медикаментозной коррекции. Курение в настоящее время является, по сути, трагедией общества.
Согласно второй задаче, была рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста, проанализированы причины подросткового табакокурения и его последствия.
Подростковый возраст – это период перехода детства к взрослости, по периодизации Д.Б. Эльконина возрастные границы которого устанавливаются с 12 до 16 лет. Ведущей деятельностью этого возраста является общение со сверстниками, где формируется самосознание – как основное новообразование возраста. Психологическими потребностями подростка является стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Помимо этого, младший подростковый возраст характеризуется интенсивным половым созреванием. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным для подростка и окружающих.
В ходе написания курсовой работы были выявлены причины курения в подростковом возрасте, они проявляются в стремлении подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, мужественности; у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. Также были определены причины курения в подростковом возрасте, которые представлены в виде отказа от курения (пропаганда ЗОЖ, недостаток денег, страх перед родителями и др.)
Согласно, третьей задачи были рассмотрены методы и процедуры исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования послужила «Средняя общеобразовательная школа посёлка Зимёнки» Муромского района. Исследование было проведено в 8 классе. Количество обучающихся 20 человек, из них 10 девочек, 10 мальчиков. На первом этапе нами изучались теоретические основы проблемы формирования склонности к курению у подростков. Второй этап представлял собой анализ состояния проблемы в педагогической практике. Третий этап был опытно-экспериментальным и включал в себя: констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент;
В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи: выявление подростков, склонных к аддиктивному поведению; выявление уровня знаний о вредных привычках; выявление уровня знаний о вреде курения; выявление уровня знаний о вреде электронных сигарет.
Для решения поставленных задач мы подобрали соответствующие методики диагностики: Опрос «Склонность к аддиктивному поведению», Тест-опросник «Аддиктивная склонность»; Анкета «Вредные привычки»; Анкета «Что мы знаем о курении?»; Опрос «Вейпинг».
В результате решения третьей задачи были проанализированы экспериментальные данные. В результате анализа данных по опроснику «Аддиктивная склонность» было выявлено, что у 12 подростков (60%) риск зависимого поведения не выражен, 5 подростков (25%) имеют умеренно выраженный риск зависимого поведения, а 3 подростка (15%) обладают выраженными признаками склонности к зависимому поведению. Проанализировав результаты анкеты «Вредные привычки», можно сделать ряд выводов: подростки признают значимость данной проблемы для себя и сверстников, подростки обладают ограниченным запасом знаний о вариантах вредных привычек и обстоятельствах их возникновения, большинство подростков считают, что курение, алкоголь отрицательно влияют на здоровье человека, отношение к рекламе табака и спиртных напитков в средствах массовой информации у респондентов в основном нейтральное, больше половины подростков считают, что наличие вредных привычек легко совмещаются со спортом.
По результатам анкетирования «Что мы знаем о курении?» было выявлено, что подростки обладают низким уровнем знаний о вреде курения, как для собственного здоровья, так и здоровья окружающих, не признают, что курильщик наносит колоссальный вред здоровью окружающих, признают привычку к табакокурению как полезную, успокаивающую и расслабляющую, признают, что физические упражнения не нейтрализуют вред, наносимый курением. В результате анализа данных опроса по выявлению популярности среди подростков «Вейпинга» и использования электронных сигарет было выявлено, что подростки обладают высоким процентом знаний о том, что такое «вейпинг», все респонденты считают, что вейпинг не наносит вред здоровью человека. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о наличии у подростков, участвующих в констатирующем эксперименте, предпосылок к формированию склонности к курению у подростков.
Согласно четвёртой была разработана «Социально-педагогическая программа профилактики курения подростков в условиях общеобразовательной школы», деятельность которой направлена на проведение профилактических мероприятий, обеспечивающих снижение мотивации у подростков к табакокурению и уменьшение числа уже склонных к употреблению сигарет в различных формах. Определили цель и задачи программы, целевую аудиторию. Также были выбраны формы и методы для работы с подростками. Описаны условия реализации и ожидаемые результаты. Далее был представлен ход реализации программы.
Для реализуемой программы нами были определены следующие показатели ее эффективности: снижение численности подростков, склонных к табакокурению; повышение уровня знаний подростков о влиянии вредных привычек на здоровье человека; развитие мотивации к здоровому образу жизни у подростков; активность участников, их позитивная оценка собственного участия в профилактической деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что было изучено табакокурение как проблема современного психолого-педагогического знания, рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста, проанализированы причины подросткового табакокурения и его последствия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика объекта и методов исследования; проведена диагностика изучения склонности подростков к табакокурению; проанализированы результаты диагностического исследования; на основе анализа результатов исследования разработана программа «Социально-педагогическая программа профилактики курения подростков в условиях общеобразовательной школы»
Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов.
Таким образом, цель исследования решена, задачи достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования склонности к табакокурению подростков

1.1. Табакокурение как проблема современного психолого-педагогического знания
История табакокурения известна достаточно хорошо. Считается, что табак выращивался еще в VI веке до нашей эры. В I веке до нашей эры табак начал использоваться в медицинских и религиозных целях. Табачные листы накладывались на раны, как болеутоляющее. Считалось, что жевательный табак снимает зубную боль [11].
Табак (латинское его название Nicotiana tabacum) — многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых, выращиваемое обычно как однолетнее. Ближайшие родственники табака – картофель, томат, баклажаны, красный перец, а также белладонна, белена, дурман. Родина табака — Южная Америка [32].
В Европе табак стал известен после возвращения из Америки участников второй экспедиции Христофора Колумба (1496), которые привезли его семена. Первоначально табак в качестве декоративного растения выращивали в Испании, откуда он относительно медленно распространялся в другие страны. Однако процесс распространения табака резко ускорился после того, как табак повторно попал в Европу – из Бразилии он был завезен во Францию. Тогда же началось его широкое употребление [29, 41].
Несмотря на изначальное неприятие этой странной иноземной традиции, вскоре табак в Европе начал использоваться в качестве целебного средства. Историки объясняют этот феномен двумя причинами:
Во-первых, это неэффективность медицины в борьбе с некоторыми заболеваниями, что объясняет желание найти новые лекарства, тем более что в это время в Европе свирепствует чума и сифилис.
Во-вторых, в Европу, в частности Испанию, благодаря открытиям и завоеваниям заморских земель, привозятся как все ценное и полезное, так и различные диковинки, имеющие коммерческий успех.
Таким же образом привезли и обработанный табак. Изначально он использовался как лекарство, и вера в его пользу была настолько сильна, что даже в конце XIX века курение не считалось вредным, и не рекомендовалось только очень нервным и ослабленным людям [6].
Обычай курить табак был новым для европейцев, и участники экспедиции Колумба с удивлением наблюдали, как индейцы сворачивают листья какого-то растения, поджигают их и вдыхают дым. Сначала пришельцам казалось даже, что они «пьют» его. Вред курения некоторыми европейцами был понят сразу. Известный испанский путешественник Гонсало-Фернандес де Овьедо в книге «О нравах и обычаях жителей Америки» (1535) писал: «Индейцы, живущие на острове Эспаньола, имеют очень вредный обычай. Они вдыхают в себя через нос дым, происходящий от сжигания травы, похожей по своим свойствам на белену, и делаются от этого пьяными. Обычай этот они называют табако. Сжигаемую ими траву они ценят очень высоко и садят ее в садах». Однако, несмотря на это, табак в Европе вскоре оказался в роли целебного средства. Причин этому было две [47].
Во-первых, медицина в те далекие времена была крайне бедна лечебными средствами, и вполне понятной явилась надежда людей найти какое-нибудь новое лекарство, тем более что в это время свирепствовали и чума, и сифилис.
Во-вторых, Европа, и в первую очередь Испания, изрядно обогащалась в результате открытия и покорения заморских земель, в сознании жителей континентальной Европы все привезенное из-за океана рассматривалось в то время, как ценное и полезное. Также отнеслись и к табаку. Первоначально его использовали в качестве лечебного средства, и убеждение в его пользе было настолько прочным, что даже в конце XIX века курение считалось занятием вредным лишь для очень нервных, истощенных, ослабленных людей.
В XX веке сигареты постепенно выходят на первое место в общем объеме табачного производства [13].
Курение – это не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Систематическое поглощение небольших доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению [41].
Живущие в накуренных помещениях дети чаще всего страдают заболеваниями органов дыхания. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвоение сахара и разрушает витамин С.
Французский доктор пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Курение замедляет их физическое и психическое развитие [39].
Таким образом, никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Он влияет на все человеческие органы. Курение – это привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, опасна для легких, вредна для мозга и всего человеческого организма в целом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы