Курсовая с практикой на тему Особенности формирования самооценки в школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ
ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1 Самооценка как психологическая категория. 6
1.2 Проблема самооценки в младшем школьном возрасте. 8
1.3 Школьная успеваемость как фактор самооценки в младшем
школьном возрасте 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ
И УСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 22
2.1 Организация и методы исследования. 22
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи
самооценки и успеваемости младших школьников. 26
Заключение. 40
Список использованной литературы.. 44
Введение:
Детство — очень короткое время в жизни
человека. Но это имеет непреходящее значение. В это время развитие происходит
более бурно и быстро, чем когда-либо прежде. Из совершенно беспомощного
человека, который ничего не может сделать, малыш становится относительно
независимым, активным человеком, взаимодействующим со своим окружением. С
первых моментов своей жизни ребенок не изолирован от окружающей действительности,
он не является пассивным объектом определенных социальных отношений, он
взаимодействует с обществом, он вынужден приспосабливаться к жизни. Ребенок
должен уметь адаптироваться и преодолевать трудности, быть открытым и добрым. А
для этого ему нужна положительная самооценка, положительное представление о
себе.
Жизненный путь ребенка во многом зависит от
того, как он представится.
Младший школьный возраст играет особую роль
в формировании мировоззрения детей, поскольку ребенок начинает осознавать себя взрослым,
самостоятельным человеком. По словам Л.С. Выготского, начинается формирование у
детей самооценки. Самооценка не только позволяет определить отношение ребенка к
себе, но также позволяет ученику начальной школы оценивать и контролировать
свою учебную деятельность, уровень успешности и продуктивности в общении со
сверстниками, а взрослые вокруг них развивают свое поведение в соответствии с
со всеми социальными нормами.
Самооценка — это оценка человеком самого
себя: своих качеств, способностей, навыков, особенностей своей деятельности.
Самоуважение возникает в единстве двух его компонентов: рационального, отражает
знание человеком самого себя и эмоционально, отражает то, как он воспринимает и
оценивает эти знания, и каков общий результат. Самоуважение, таким образом,
отражает специфику осознания человеком своих действия и действия, их мотивы и
цели, а также способность видеть и оценивать свои способности и навыки.
Самоуважение — одно из важнейших достижений младшего школьного возраста (дети
постепенно становятся критичными и бросают вызов самим себе), и именно на этот
возраст приходится очень важный период их обучения.
Проблема самооценки как
психологической категории исследовалась У. Джемсом, М. Феннелом, а также И.С.
Коном, А.И. Липкиной и пр. [30, 34, 47]. Самооценка детей младшего школьного
возраста освещена в трудах Е.З. Басиной, Э.В. Витушкиной, Н.О. Дубченковой, П.
Жане, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, Е.Т. Соколовой, И.И.
Чесноковой и пр. [12, 16, 17, 21, 24, 25, 34, 35, 43]. Вопросами выявления
взаимосвязи успеваемости и самооценки младших школьников занимались Е.З.
Басина, А.В. Захарова, А.И. Липкина, О.А. Яшнева и т.д. [12, 24, 25, 34, 51.
Актуальность выбранной темы исследования определяется тем,
что самооценка и её влияние на успешность обучения детей младшего школьного
возраста играет огромное значение в учебно-воспитательном процессе. Знать
самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального
общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.
Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только
формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию,
изменению.
В связи с вышеизложенным проблема исследования состоит в
том, чтобы наметить пути названного противоречия
Цель исследования: изучить связь самооценки младшего
школьника с его успеваемостью.
Объектом исследования служит самооценка младших
школьников.
Предмет исследования: связь самооценки и успеваемости
младших школьников Теоретическую базу
исследования составляют:
—
работы отечественных ученых в области психологии начальной школы (перечислить
авторов);
—
исследования ученых по вопросам влияния связи уровня самооценки с
уровнем успеваемости в младшем школьном
возрасте.
Практическую
базу исследования составляют: передовой педагогический опыт использования
интернета в …, методические пособия, разработки и рекомендации.
Гипотеза исследования::
существует прямая взаимосвязь между самооценкой младших школьников и их
успеваемостью: в частности, дети с плохой успеваемостью имеют заниженную
самооценку, а дети с хорошей успеваемостью – адекватную или завышенную.
Задачи исследования:
1. рассмотреть
проблему самооценки в младшем школьном возрасте;
2. охарактеризовать школьную успеваемость как
фактор самооценки в младшем школьном возрасте;
3. организовать и провести исследование
взаимосвязи самооценки младшего школьника с его успеваемостью
Методы исследования:
1. Теоретические:
— анализ научно-теоретической,
учебной литературы по теме исследования;
— сравнительный анализ отечественной
и зарубежной психолого- педагогической и методической литературы.
2. Эмпирические методы:
1. Анализ школьной успеваемости.
2. Шкала самооценки и уровня
притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн.
3. Тест самооценки «Лесенка» С.Г.
Якобсон и В.Г. Щур.
4. Методика многофакторного
исследования личности Р. Кеттелла, детский вариант.
Практическая значимость проведенного исследования
заключается в том, что результаты диагностического психолого-педагогического
исследования и корреляционного анализа могут быть использованы в работе
педагогов и психологов начальной школы.
Заключение:
Рассмотрев и проанализировав
психологическую литературу, посвященную проблеме формирования самооценки, были
сделаны следующие выводы:
Существующие в психологической
науке подходы к пониманию сущности самооценка понимают ее, как совокупность
всех представлений индивида о себе, сопряженную с его оценкой. Описательная
составляющая самооценки – образ «Я» или картина «Я»; составляющая, связанная с
отношением к себе или к отдельным своим качествам, – самооценка или принятие
себя.
Результаты оценки успеваемости
показали, что большинство учащихся (55%) имеют высокий уровень успеваемости. 45%
имеют средний уровень успеваемости.
В
группе преобладают дети преимущественно со средней (нормальной, адекватной)
самооценкой. Дети с высокой успеваемостью выше оценивают свой ум,
честность и справедливость. Школьники с высокой успеваемостью значительно выше
оценивают свой ум, чем дети со средней успеваемостью. Школьники с высокой успеваемостью считают, что учительница оценит
их значительно выше, чем дети со средней успеваемостью.
В
группе детей преобладают лица с высоким уровнем вербального интеллекта, не
очень общительные, средней уверенности в себе, без склонности к
самоутверждению, довольно чувствительные и несколько тревожные. У школьников
с высокой успеваемостью значительно выше вербальный интеллект и более развита
ответственность, чем у детей со средней успеваемостью.
Результаты корреляционного
анализа самооценки и личностных особенностей младших школьников с высоким
уровнем академической успеваемости показали, что, чем более смелыми считают
себя школьники, тем выше их вербальный интеллект, тем больше они склонны к
доминированию, агрессии, рискованному поведению. Чем выше самооценка
школьников, тем больше они склонны к доминированию и агрессии. Чем ниже
самооценка школьников, тем труднее им вступать в социальный контакт со
сверстниками и взрослыми.
Результаты корреляционного
анализа самооценки и личностных особенностей младших школьников со средним
уровнем академической успеваемости показали, что, чем более добрыми считают
себя дети, тем выше их уровень самоконтроля и уверенности в себе. Чем более смелыми
считают себя дети, тем выше их уверенность в себе и ниже вербальный интеллект.
Чем выше оценивают школьники себя как хорошего товарища, друга, тем они
общительнее, увереннее в себе и менее возбудимы. Чем ниже самооценка
школьников, тем выше их возбудимость, ниже уверенность в себе и тем труднее им
вступать в социальный контакт со сверстниками и взрослыми. Чем ниже оценка
матери по мнению детей, тем менее они открыты и общительны. Чем ниже оценка
учителя по мнению школьников, тем выше их нервное напряжение. Чем ниже
самооценка школьников, тем выше их возбудимость, нервное напряжение и тем менее
они чувствительны, сензитивны.
На основе результатов исследования можно дать
следующие рекомендации педагогам.
Педагоги должны стать для детей образцом для
подражания и при общении с ними стараться называть детей только по имени.
Если у ребенка заниженная самооценка, подбирайте ему
такое задание, где он точно справится, а при его выполнении чаще хвалите, но
только так, чтобы было понятно за что. Так как чаще всего у таких детей
присутствует повышенная тревожность, то старайтесь хвалить их чаще, не боясь
перехвалить. А при завышенной самооценке исключите похвалу без повода или
только за его внешность. Хвалите за удавшиеся и самостоятельное выполненное
дело, за хорошие отметки, за инициативность и т.д.
Как правило, дети, обладающие завышенной самооценкой,
во всем и всегда стараются стать лучше всех, быть идеальными для окружающих,
что, в свою очередь, может сформировать высокий уровень тревожности, поэтому
необходимо позволять им допускать ошибки, объясняя, что в этом нет ничего
страшного.
Не сравнивать младших школьников с их сверстниками –
это должно стать главным правилом при работе с детьми с неадекватной самооценкой.
Лучше всего сравнить «его сегодня» с «ним вчера». Благодаря этому у них
появится мотивация к положительным изменениям, а не протест, который может
возникнуть при сравнении.
Часто дети не стремятся разговаривать со своими
родителями, а тем более педагогами о возникших проблемах и вопросах. Если он
подошел к вам с разговором, то его нужно непременно выслушать. Значит то, что
он хочет рассказать, для него действительно важно. Внимание к его проблеме
будет означать поддержку, поэтому нельзя открещиваться от проблем и вопросов
детей.
В работе с детьми с неадекватной самооценкой
необходимо учитывать его индивидуальные особенности (тип темперамента,
характер, тип деятельности и т.д.), тип семейного воспитания, соматический
статус и пр. Иными словами педагогу необходимо принимать младшего школьника
таким, какой он есть. На уроках необходимо создавать для него «ситуацию успеха»
для того, чтобы ребенок смог проявить себя.
В любом возрасте педагог будет для школьников
значимым, дети будет ему безоговорочно верить, поэтому необходимо дать
возможность ребенку почувствовать свою ценность и уникальность.
При работе с импульсивными, возбудимыми, агрессивными
детьми необходимо быть требовательным, но снисходительным, не высокомерным, не
допускать криков гнева и лицемерия. Акцентировать внимание следует на поступках
(поведении), а не на личности. Контролировать собственные негативные эмоции.
Проявлять спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Снизить
напряжение ситуации, обсуждение проступка в нейтральном тоне, важно сохранять
спокойствие и объективность. Целесообразно обращаться к детям за помощью в
подготовке урока.
Следует использовать игры с целью развития
эмоциональной сферы детей и коррекции эмоциональных отклонений. При организации
игр с такими детьми необходимо направить свое руководство на развитие
инициативы, умение устанавливать дружеские отношения, разрешать конфликты,
считаться с мнением товарищей. Уместно применение подвижных игр, направленных
на формирование саморегуляции, они способствуют снятию мышечного напряжения и
эмоционального возбуждения у детей. На уроках ИЗО, труда можно использовать
темы с целью отреагирования негативных эмоций. Например: рисование гнева,
обиды, страха, вылепи «все, что угодно».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Самооценка как
психологическая категория
Анализ вопросов, связанных с
самооценкой, берет свое начало в психологии инопланетян, например, в 1890 году
У. Джеймс посвятил феномену «Я» целую главу своей книги «Принципы психологии».
Авторский подход является основным подходом для многих теорий «я», поскольку
впервые он выделяет две неразделимые стороны в единой целостной, а именно
«чистое я» и эмпирическое «я» [9].
Под эмпирическим «я» или «моё» У.
Джеймс понимал совокупность всего, что человек может назвать своим, а именно:
одежду, тело, семью, дом, друзей, творческие достижения, репутацию или
умственные качества и сильные стороны. Автор разделил это эмпирическое «Я» на
три независимые подсистемы, такие как:
• Материал «Я», т.е. тело, одежда
и имущество;
• Социальное «Я», то есть то, что
окружающие могут узнать конкретного человека, при условии, что у человека может
быть несколько социальных «Я» в зависимости от контакта с группами, мнение
которых важно для них;
• Духовное «Я», т. Е.
Совокупность психологических свойств, способностей и наклонностей.
Последующее изучение вопросов
самооценки было связано с проектированием и развитием психодинамического
направления в психологии. Как сказал Ж. Пиаже, понятие «я» в смысле
индивидуального примера только начало приобретать права гражданства через
психоанализ. Для З. Фрейда «Я» было функциональным и структурным элементом, а
также концентрацией исполнительных и когнитивных функций, актуальных целей и
воли, которые содержали как сознательный, так и бессознательный компоненты.
[36]
В своей
работе К. Юнг сделал важное различие между «Я» — эго самости, а именно, если
«эго» является центром поля сознания, то его субъект, то есть