Курсовая с практикой на тему Особенности формирования самооценки подростков из неполных семей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава I.
Теоретическое исследование психолого-педагогических особенностей родительских
отношений к детям в полных и неполных семьях……………… 5
1.1. Особенности
самооценки в подростковом возрасте…………………………. 5
1.2. Проблемы
неполной семьи в психологии……………………………………… 10
1.3. Особенности
родительских отношений к детям в полных и неполных семьях, влияющих на
самооценку………………………………………………………………….. 15
Глава II. Эмпирическое
исследование особенностей самооценки подростков в полных и неполных семьях……………………………………………………………………………. 24
2.1. Организация
исследования………………………………………………………….. 24
2.2. Анализ
результатов исследования……………………………………………….. 26
Заключение………………………………………………………………………………………. 35
Список
литературы…………………………………………………………………………… 37
Приложение……………………………………………………………………………………… 42
Введение:
Актуальность. Каждая семья является уникальной ячейкой общества,
отличающейся неповторимостью взаимоотношений между ее членами как на
вертикальном уровне, так и на горизонтальном. Сегодня исследователи выделяют
множество классификаций семей на основании различных критериев. Особую
актуальность приобретает проблема неполной семьи, её влияния как на родителя,
воспитывающего ребенка, так и на развитие личности самого ребенка.
Актуальность данной проблемы
объясняется тем, что с каждым годом отмечается увеличение количества таких
семей. Неполными они становятся по причинам разводов, рождения детей вне брака,
смертей одного из родителей. Неполная семья сегодня испытывает серьезные
социально — психологические проблемы в силу своей рассогласованности
взаимоотношений.
Проблемы неполной семьи во многом
сопряжены с таким явлением, как развод, распад взаимоотношений участников семьи.
За последние годы резко возрастает число детей, в подавляющем большинстве
воспитателем которых является один родитель – мать.
На сегодняшний день, неполные
материнские семьи, с одной стороны, рассматриваются как один из типов семьи,
имеющий равные с прочими воспитательные возможности; с другой стороны, эта
категория семей остается уязвимой группой с точки зрения влияния внешних и
внутренних факторов семейного неблагополучия [11].
Достаточное количество
исследований посвящено изучению влияния состава семьи на личностные особенности
ребенка, на его самосознание и т. д. Актуальным также является вопрос о влиянии
полноты семьи на особенности детско-родительских отношений.
Изучением проблемы воспитания в
неполных семьях занимаются И. Дементьева, Н. Зубарева, М.А. Костенко, Л.Г.
Лунякова и др. Изучение психологических особенностей неполных семей проходит и
в русле детско-родительских взаимоотношений и при влиянии того или иного типа
поведения на психику ребенка. Ученые пытаются структурировать разнообразие
взаимоотношений матери и ребенка в неполной семье (А.С. Спиваковская, Р. Кэмпбэлл,
К.П. Эстес и др.) В этих классификациях присутствуют деструктивные формы
взаимоотношений, которые не позволяют ребенку быть самим собой и развиваться
как полноценная личность. Однако, отношение матери к ребенку в неполной семье
вполне может быть и конструктивным, в виду того, что многие женщины сознательно
готовятся растить ребенка самостоятельно. Таким образом, ввиду того, что в настоящее
время увеличивается число неполных семей, актуальным является изучение психолого-педагогических
особенностей родительских отношений к детям в полных и неполных семьях, чтобы
выделить пути оказания психологической помощи, своевременно скорректировать
детско – родительские отношения.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности
родительских отношений к детям в полных и неполных семьях, влияющих на
самооценку.
Объект исследования: детско – родительские отношения и самооценка
подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности
родительских отношений к детям в полных и неполных семьях.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику
детско–родительских отношений в психологии.
2. Проанализировать проблему
неполных семей в психологии.
3. Выявить особенности
родительских отношений к детям в полных и неполных семьях.
4. Провести эмпирическое исследование психолого-педагогических особенностей
родительских отношений к детям в полных и неполных семьях.
Заключение:
Психологи обычно рассматривают самооценку как устойчивую
характеристику личности, хотя существуют и её нормальные, кратковременные вариации.
Синонимы или почти синонимы самооценки включают в себя самоуважение,
самоуважение, самоуважение, самоуважение и самосознание.
Современный ФГОС как одну из важнейших задач российской
школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно
жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать
правильные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных
сферах жизнедеятельности. Адекватно сформированный, зрелый "образ Я"
представляется как один из основных факторов формирования субъектности личности,
приводящий к самореализации в жизни. Развитие «Я-образа» или «Я-концепции» и
самооценки, являющейся одним из ее важных компонентов, определяет развитие
поведенческого компонента, связанного с развитием основ компетентности в учебно-познавательной
деятельности.
Самооценка подростка формируется под влиянием оценок значимых людей, а также при анализе успешности собственной
личности. Если подросток слышит отрицательные высказывания о результатах своих
стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не
способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата.
Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с
вкрапление точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.
В данной работе было проведено
исследование особенностей самооценки подростков. В эксперименте приняли участие
60 учащихся в возрасте 13 – 14 лет. На констатирующем этапе было установлено,
что как в экспериментальной, так и в контрольной группах имелись определённые
проблемы, связанные с формированием различных компонентов самооценки: часто для
подростков были характерны завышенная или заниженная самооценка, аутоагрессия и
неуверенность в себе, высокие расхождения между самооценкой и уровнем
притязаний.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретическое исследование
особенностей самооценки подростков в полных и неполных семьях
1.1. Особенности самооценки в подростковом возрасте Анализ вопросов, которые связаны с Я-концепцией берут свое
начало в зарубежной психологии, так, например, У. Джемс в 1890 году, посвятил
феномену «Я» целую главу собственной книги «Принципы психологии».
Непосредственно подход автора является основным для многих «Я» теорий, так как
он впервые выделяет в целостном и едином две неразрывные стороны, а именно:
«чистое Я» и эмпирическое «Я» [9].
Под эмпирическим «Я» либо «Мое», У. Джемс понимал
совокупность всего того, что личность может назвать собственным, а именно:
одежду, тело, семью, дом ,друзей, творческие достижения, репутацию или
психические качества и силы. Данное эмпирическое «Я» автор подразделял на три
самостоятельные подсистемы, такие как:
· Материальное «Я», то есть тело, одежда и
собственность;
· Социальное «Я», то есть то, чем могут
признавать данного человека окружающие люди, при условии, что одна личность
может иметь несколько социальных «Я» в зависимости от контакта с группами,
мнение которых является важным для него;
· Духовное «Я», то есть совокупность
психологических особенностей, способностей и склонностей.
Последующее изучение вопросов Самооценки, связывалось с
оформлением и развитием в психологии психодинамического направления. Как
говорил Ж. Пиаже, только за счет психоанализа, понятие «Я» в смысле инстанции
личности стало приобретать права гражданства. Для З. Фрейда, «Я» было
функциональным и структурным элементом, а также сосредоточием исполнительных и
познавательных функций, фактических целей и воли, которые содержали как
сознательный, так и бессознательный компонент. [36]
В своих
трудах, К. Юнг выводил важное разграничение «Я» — Эго самости, а именно если
«Эго» будет центром поля сознания, то его субъект, то есть самость, будет
выступать субъектом всей психики. Также важно сказать про психическую
целостность, которая включает как сознательный, так и бессознательный
компонент. А.Адлер, в свою очередь, говорил о важности анализа личности, как некого
единичного человека, вводя при этом понятие стиля жизни, представляющего собой
уникальный способ достижения цели, которые избираются личностью. [36]
Однако наибольшей заслугой в разработке термина идентичность
с точки зрения его структурных и динамических характеристик принадлежит
Э.Эриксону, а также его последователям. Он понимал в целом идентичность, как
некий процесс организации жизненного опыта в личностноиндивидуальное «Я», что
подразумевало его динамику на протяжении всей жизни. Главной функцией данной
личностной структуры была адаптация. Термин идентичности для Эриксона
связывался с понятием постоянного и непрерывного развития «Я», потому что
задача построения идентичности никогда не могла решаться окончательно. [36]
В теории Э.Фромма личность определялась как продукт
динамического взаимодействия между враждебными потребностями, а также давлением
социальных предписаний и норм. Автор выделял как одну из важных потребностей —
потребность в самоидентичности либо способности осознавать себя, как некую
отдельную сущность. Так как человек оторван от природы, ему важно, с точки
зрения автора, формировать собственную концепцию «Я» получая при этом
возможность говорить, что «Я –это я, либо я отвечаю за свои слова». [36]
Одно из центральных понятий концепции К. Хорни занимает
понятие «реального я» — то есть самой существенной, ценной и лучшей части.
Однако условия общественной жизни, и воспитания не могут стать причиной его
развития, потому что реальное Я — это центральная внутренняя сила, которая
является общей для всех людей, но в то же время единственная в своем роде у
каждого в отдельности человека, составляющая глубокий источник роста. Согласно
исследованиям, К. Хорни, реальное я не может быть близко по смысле с инстинктом
жизни З. Фрейда, так как оно обусловлено биологическими причинами.
Перейдем к гештальт-психологии, так как в
изучении вопросов самосознания она внесло серьезный вклад. Представителями
данного направления в психологии являются К. Коффка, М. Вертгеймер, Ф. Перлз и
К. Левин. Глобальный экспериментальный анализ, а также интерпретация фактов
сознания личности привели исследователей к тому, что структура «Я» не может
быть выводимой из образующих ее компонентов, поэтому важно целостное понимание
картины исследуемого объекта.
Когнитивная психология, представителями которой являются Дж.
Келли и Д.Бэм, провели исследования, в результате которых в русле когнитивного
направления произошла интерпретация таких понятий как:
· Ценность Я;
· Свобода выбора Я;
· Удовлетворенность Я;
· Идеальные цели, которые поставлены Я. [12]
Согласно мнению данных ученых, самовосприятие, как правило,
основывается на оценке и понимании личностью собственного поведения и
обстоятельств, кроме того на внешних признаках определения личностью
собственного внутреннего состояния. В данном направлении создавался упор на
процессы и структуры индивидуального сознания, а поведение личности было
функцией субъективного мира, представляемого и трансформированного в сознании.
Исследователи гуманистического направления в
психологии, такие как А.Маслоу, Р. Мей, Р. Берне и другие, говорили, что
основными принципами изучения Самооценки надо считать процесс восприятия,
сознательный опыт, явления сознания, поиск ценностей бытия и смысла
существования, для формирования мотивации самоутверждения и самоактуализации.
Нам бы хотелось представить к анализу концепцию Р. Бернса,
который предлагал рассматривать Я-концепцию, как совокупность установок,
которые направлены на личность с тремя составляющими:
1. образ я – как представление личности о
самой себе;
2. самооценка, как аффективная оценка того
представления, которая обладает различной степенью интенсивности в зависимости
от уровня притязаний определенных характеристик личности;
3. поведенческая реакция, как действия,
вызывающиеся образом «Я» и самооценкой. [3]
Современный этап развития отечественной психологии также
рассматривает проблему Самооценки и самосознания, поэтому были проведены
уникальные исследования по таким вопросам, как:
· Структуры самосознания и сознания, с
включением понимания личностно-смысловых образований (Спиркин, Зинченко,
Асмолов, Чеснокова);
· Самооценке, как проблеме оценивания и
оценке структуры сознания (Бороздина, Анисимова, Гипенрейтер);
· Структуры и функции Я-образа и
самовосприятия (Калмыкова, Кон);
· Самоутверждения, самоопределения, саморегуляции
и саморазвития (Осницкий, Орлов);
· Самоотношения (Столин и Пантелеев);
· Влияния Самооценки на социальную и
психологическую адаптацию, а также ценностные ориентации и мотивацию личности.
Хотелось бы сказать, что с каждым годом наблюдается рост к
познанию сущностных и глубинных проблем человека, а также его субъективного
мира, которое выражается в стремлении к комплексному многоаспектному осмыслению
феномена Самооценки.