Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Особенности формирования психофизиологических предпосылок развития письма у дошкольников с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Научно – теоретические основы изучения готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению письмом 5
1.1 Психофизиологическая структура письма, речевые и неречевые предпосылки его формирования 5
1.2 Развитие неречевых компонентов навыка письма в онтогенезе 8
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 10
1.4 Особенности готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению письмом 15
Глава II. Методики исследования психологических функций, лежащих в основе предпосылок, значимых для овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи 18
2.1 Цель и задачи эксперимента. Характеристика контрольной группы 18
2.2 Содержание методик эксперимента 24
Заключение 31
Список литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день сложилась та-кая тенденция, что дети, приходя в первый класс, характеризуются трудностя-ми в письме. Поэтому возникает необходимость логопедического обследования по выявлению особенностей формирования навыка письма у детей с общим недоразвитием речи.
Особенностями формирования навыков письма у детей с речевыми нарушениями интересуются многие исследователи, однако появления наруше-ний в этом процессе до сих пор не объяснено. Интерес к вопросам раннего об-наружения и предупреждения дисграфии, а также проблеме их преодоления, обуславливается так же тем, что письмо как вид деятельности занимает важное место в жизни человека, стимулируя психическое развитие личности, обеспечи-вая общеобразовательную подготовку и влияя на формирование индивида в целом.
Степень изученности темы исследования. На сегодня отечественная ло-гопедия имеет достаточное освещение вопросов симптоматики и механизмов формирования навыков письма у детей с ОНР. Так же широко освещена струк-тура данного речевого расстройства, имеются разработанные методологиче-ские подходы и направления в развитии письменной речи.
Среди исследователей проблем формирования письма в младшем школь-ном возрасте можно выделить И.Н. Ефименкову, А.Н. Корнева, Р.И, Лалаеву, Е.А. Логинову и др.
Целью исследования является определение особенностей формирования психофизиологических предпосылок развития письма у дошкольников с об-щим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: предполагается, что дети с общим недоразвити-ем речи имеют низкий уровень подготовленности к овладению навыками пись-ма, поэтому требуют проведения дополнительной работы по подготовке.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих за-дач исследования:
1. Изучить психофизиологическую структуру письма, речевые и нерече-вые предпосылки его формирования.
2. Описать особенности развития неречевых компонентов навыка письма в онтогенезе.
3. Составить психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи.
4. Выявить особенности готовности дошкольников с общим недоразвити-ем речи к овладению письмом.
5. Выделить цель и задачи эксперимента, охарактеризовать контрольную группу.
6. Описать содержание методик эксперимента.
Объектом исследования выступает процесс готовности дошкольников с ОНР к овладению письмом.
Предметом исследования являются особенности овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ, систематизация и обобщение теоретической ли-тературы по теме исследования)
2. Практические (сбор анамнестических данных, подбор методик иссле-дования).
Структура работы определяется ее целью и задачами, состоит из введе-ния двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Опираясь на теоретическое изучение психологической литературы, мы можем сделать вывод, что физиологическая основа письма, представляющаяся как овладение письменной речью, заключается в установлении новых связей между произносимым и записываемым словом, в связи с чем процесс письма опирается на развитую работу четырех анализаторов, а именно – речедвига-тельного, речеслухового, зрительного и двигательного.
А успешное овладение ребенком навыкам письма может осуществляться на основе определенного уровня готовности, который предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и предполагает фор-мирование у детей умственных, нравственных и физических качеств.
Общее недоразвитие речи представляет собой сложное речевое расстрой-ство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интел-лектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграм-матизм, дефекты произношения и фонемообразования. В совокупности эти проявления указывают на системное нарушение смысловой и произноситель-ной сторон речи.
Для обследования уровня сформированности письменной речи у детей с ОНР можно использовать изучение следующих направлений: звукопроизно-шение, состояние литералиты и пространственной ориентировки детей, особен-ности двигательных функций руки младших школьников, особенности слухо-моторной координации ребенка, особенности речевого внимания и фонемати-ческого восприятия, особенности состояния языкового анализа и синтеза обу-чающихся, особенности воспроизводить звуко-слоговую структуру слова, а так же состояния словарного запаса и грамматического строя речи детей младшего школьного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Научно – теоретические основы изучения готовности до-школьников с общим недоразвитием речи к овладению письмом
1.1 Психофизиологическая структура письма, речевые и неречевые предпосылки его формирования
Письменная речь является одним из видов умственной деятельности. Ее формирование, в отличие от устной речи, протекает при целенаправленном обучении. Это говорит о том, что механизмы письменной речи создаются в процессе обучения грамоте и совершенствуются при дальнейшем образовании. При этом необходимо отметить, что овладение грамотой представляет собой сложный процесс умственной деятельности, требующей достаточного уровня зрелости множества психических и физических функций ребенка (Безруких М.М., 2016).
Важным моментом является то, что письмо выступает навыком и видом графо-моторной деятельности. Так, А.Н. Корнев говорил о том, что навыки письма зависят от устной речи и ее закономерностей, однако опираются на свою психологическую и сенсомоторную базу, которая обеспечивает реализа-цию всех форм письма на практике (Корнев А.Н., 2017).
Как один из видов деятельности письмо состоит из совершения трех ос-новных операций, среди которых выделяются следующие:
1. Анализ звукового состава слова. Так, первым условием письма являет-ся определение последовательности звуков в слове, а далее – уточнение звуков, в частности понимание и различение глухих и звонких, твердых и мягких, сви-стящих и шипящих фонем.
2. Перевод фонемы в письменные знаки, которые имеют название графем, учитывая правильное написание их элементов. Такая операция предполагает, что ребенок способен правильно представлять буквы, которые составляют кон-кретное слово и их правильное писание.
3. Так называемая «перешифорвка» зрительной схемы буквы в систему последовательных движений глаз и руки, которые нужны для записи слова (Левина Р.Е., 2005).

Необходимо отметить, что каждая из названных операций представляет собой самостоятельный навык и сопровождается соответствующим психологи-ческим обеспечением.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы