Курсовая с практикой на тему Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введения 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития 8
1.1. Особенности формирования представлений о здоровом образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 16
1.3. Особенности формирования представлений о ЗОЖ у детей с задержкой психического развития 21
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Исследование особенностей сформированности представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития 27
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического
развития 27
2.2. Программа формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР 32
Выводы по 2 главе 43
Заключение 45
Список литературы 47
Введение:
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества остро стоят вопросы, связанные с ведением здорового образа жизни и подготовкой подрастающего поколения к ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Не являются исключением и дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья выделяют детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, нарушениями зрительной и слуховой сенсорных систем, нарушениями эмоционально-волевой сферы и опорно-двигательного аппарата. Теоретический анализ исследований по проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет к данной категории отнести и детей с нарушениями речи, которые чаще других посещают массовые дошкольные образовательные учреждения.
Все стороны активной жизни ребенка-дошкольника в конечном итоге определяются уровнем здоровья, которое формируется при определенном образе жизни. Следовательно, здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность, в том числе и познавательную, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется образ жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ведения здорового образа жизни.
В дошкольном образовании разработаны отдельные аспекты процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (В.А. Деркунская, Л.Г. Касьянова, И.М. Новикова, А.А. Ошкина, С.Е. Шукшина), и отдельные аспекты формирования здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития (И.М. Новикова), моделирование педагогической системы формирования здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.В. Климова).
В соответствии с ФГОС ДО выделена образовательная область «Физическая культура» одной из задач которой является формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, и не только представлений, но именно системных и осознанных.
По мнению исследователей (Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, И. Пригожий, В.Н. Сагатовский, А.Н. Уемов, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин), формирование системных знаний предполагает изучение взаимоотношений и взаимодействий разных компонентов данного целого, объектов и их отношений с окружающей средой с целью нахождения способа упорядочения, иерархии отношений, определения преобладающей тенденции, основных закономерностей данного объекта и его компонентов.
Решение данной задачи строится с учетом деятельностного подхода, для которого характерны следующие признаки: основной акцент делается на организацию разнообразных видов деятельности детей; воспитатель выступает как организатор педагогического процесса, а не только как транслятор определенной суммы знаний; познавательный материал используется как средство освоения деятельности, а не как цель обучения. Выбор вида деятельности по формированию системных знаний о здоровом образе жизни зависит от целей, задач воспитания, возраста детей с ЗПР.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, обладающего системными знаниями о здоровом образе жизни и его влиянии на здоровье.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) системных знаний о здоровом образе жизни в процессе разных видов деятельности. Анализ исследований Н.А. Андреевой, В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, В.И. Логинова, И.М. Новиковой, А.А. Ошкиной, С.Е. Шукшиной свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте возможно сформировать такие знания.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений существуют затруднения при формировании системных знаний о ЗОЖ.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между декларируемой необходимостью формирования здорового образа жизни у старших дошкольников с ЗПР в условиях разных видах деятельности и отсутствием соответствующих теоретических и практических разработок с целью формирования системности знаний о здорового образа жизни у детей с ЗПР.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения определило проблему исследования: каковы возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР системных знаний о здоровом образе жизни?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития».
Цель исследования – выявить особенности представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования – процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования – особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования явилось предположение о том, что у детей дошкольного возраста с ЗПР недостаточно сформированы элементарные представления о ЗОЖ.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с задержкой психического развития будет более успешным, если:
учитывать особенности и уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития;
осуществлять целенаправленную работу на специализированных занятиях.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2.Определить комплекс диагностических заданий и выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представлений о здоровом образе жизни.
3.Разработать программу формирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представлений о здоровом образе жизни.
Теоретическая значимость: заключается в обобщении и систематизации современных научных представлений по проблеме исследования.
Практическая значимость: материал исследования может быть использован педагогами, работающими с данной категорией детей, может служить основой для написания научной статьи, разработки консультации для родителей специалистами ДOО, может использоваться студентами при подготовке к практическому занятию.
Методы исследования:
1) Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Эмпирические методы: метод наблюдения, эксперимент, включающий этап констатации.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 «Колокольчик» г. Сургут.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, 2 главы, выводы по главам, список использованной литературы и заключение.
Заключение:
Анализ философской, медицинской, психолого-социологической, педагогической, экологической литературы по проблеме формирования представлений о ЗОЖ показал следующее:
Проблема здорового образа жизни имеет глубокие исторические корни. На протяжении длительного времени к ней обращались представители различных отраслей знаний, но целостная научная система представлений о здоровом образе жизни сложилась в 80-е годы XX века.
Содержание современных представлений о здоровом образе жизни включает биологические, медицинские, социальные, экологические, психологические и педагогические составляющие.
Системных, углубленных исследований по проблеме формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с ЗПР не проводилось.
Немногочисленные теоретико-экспериментальные исследования, посвященные формированию культуры ЗОЖ и представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста, не учитывают особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с ЗПР.
Отсутствуют конкретные рекомендации, раскрывающие направления и структуру коррекционно-педагогического воздействия, возможности использования различных видов деятельности в целях формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ЗПР для учителей-дефектологов и воспитателей, что позволяет сделать вывод об отсутствии целостного подхода к решению указанной проблемы.
Окружающая среда мегаполиса отличается особым комплексом неблагоприятных для здоровья природных и социальных факторов, полностью отсутствующих или имеющих значительно меньшую выраженность в других регионах, поэтому проблема формирования здорового образа жизни в условиях мегаполиса является особенно актуальной.
Дети дошкольного возраста наиболее уязвимы в отношении здоровья, и в то же время они являются наиболее перспективной группой населения для воспитательного воздействия с целью формирования представлений о ЗОЖ.
В трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Н. Поддъякова, Ж.И. Шиф и других ученых теоретически обосновывается возможность формирования представлений у детей, что может быть отнесено и к формированию представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с ЗПР.
К особенностям развития детей с ЗПР относится недостаточный запас знаний об окружающем мире, его явлениях, в том числе и оказывающих влияние на здоровье; трудности при установлении причинно-следственных связей между здоровьем, факторами его угрозы и образом жизни, что затрудняет возможность самостоятельного приобретения дошкольниками навыков заботы о здоровье и делает их беззащитными перед воздействием совокупности факторов угрозы здоровью.
Формирование представлений о ЗОЖ для детей с ЗПР является особенно актуальным, и возможно при опоре на их продуктивную и предметно-практическую деятельность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития
1.1. Особенности формирования представлений о здоровом образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Здоровый образ жизни актуален в современное время, о чем свидетельствует возрастание и изменение характера нагрузок на организм человека в связи с изменением устоев общественной жизни. Не стоит забывать об увеличении негативного влияния на человеческий организм техногенных, экологических, психологических и физических факторов [8].
Об актуальности проблемы здорового образа жизни у детей свидетельствует большое количество научно-исследовательских работ, рассматривающих здоровье ребенка в контексте негативных факторов, описанных выше.
Е.В. Денисенко выделяет такой феномен, как «отношение к здоровью», который претерпел ряд изменений с течением времени, связанных с повышением ценности здоровья. В настоящее время изучается здоровье здорового индивида, а также те социально-культурные факторы, которые влияют на формирование здоровья. Показателями отношения к здоровью выделяются: самооценка здоровья; удовлетворенность или неудовлетворенность им; деятельность по заботе о здоровье.
В настоящее время важно формировать у индивида личную ответственность за свое здоровье, потому как массовое сознание людей предполагает делегирование приоритета ответственности внешним обстоятельствам. Особенно эта тенденция затрагивает детей с высоким уровнем обеспеченности и хорошим здоровьем [12].
Социологическое исследование выявило крайне низкий уровень гигиенической информированности и грамотности населения, что приводит к невозможности своевременной диагностики индивидом элементарных заболеваний, к неадекватной реакции на проводимые профилактические программы, к усугубляющим здоровье последствиям от травм из-за некомпетентности оказания первой медицинской помощи себе и другим. Также была замечена тенденция негативного самосохранительного поведения, при котором индивид руководствуется двумя стимулами: ухудшение здоровья и страх перед заболеванием – имеющими лечебную, а не профилактическую направленность. Данная тенденция особо проявляется в современной семье, которая слабо выполняет функции обеспечения необходимого уровня здоровья из-за собственной некомпетентности.
Одной из злободневных актуальных проблем в сфере сохранения здоровья Т.В. Смирнова выделяет отсутствие государственной идеологии здоровья. Исследовав законодательные документы, было выявлено, что гражданин Российской Федерации чаще выступает как объект лечения, а не как субъект, формирующий собственное здоровье и отвечающий за него [22].
Н.М. Ятьяева считает, что в настоящее время формирование ЗОЖ охватывает небольшую часть населения, и добиться существенного улучшения здоровья в масштабах государства очень трудно. Необходим решающий фактор повышения уровня здоровья – оценка роли образа жизни, которая должна иметь стратегическое значение и учитываться в планах и программах повышения показателей здоровья [28].
Н.М. Ятьева рассматривает путь к здоровью через две фазы: преодоление факторов риска нарушения здоровья и формирование ЗОЖ. Формирование ЗОЖ, по его мнению, составляют: высокая социальная активность; гигиеническая культура; социальный оптимизм; трудовая активность; физический и душевный комфорт; гармоничное развитие физических и психологических способностей; высокая экологическая активность; физическая активность; рациональность и сбалансированность питания; отсутствие вредных привычек и наличие дружеских семейных отношений [28].