Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 5

1.1
Содержание понятий: сенсорное воспитание, сенсорное развитие, сенсорный эталон. 5

1.2. Особенности формирования сенсорных эталонов у
детей с ЗПР. 11

ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 17

2.1
Организация и методы исследования уровня сформированности сенсорных
представлений детей с задержкой психического развития. 17

2.2
Результаты констатирующего этапа исследования. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 5

1.1
Содержание понятий: сенсорное воспитание, сенсорное развитие, сенсорный эталон. 5

1.2. Особенности формирования сенсорных эталонов у
детей с ЗПР. 11

ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 17

2.1
Организация и методы исследования уровня сформированности сенсорных
представлений детей с задержкой психического развития. 17

2.2
Результаты констатирующего этапа исследования. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Психическое развитие
ребенка является не последовательностью отдельных и несогласованных между собой
изменений в процессе взросления, а имеет целостный, системный характер, когда
посредством изменений в одной области психики происходят изменения и в других
психических проявлениях.

Задержка психического
развития изначально может различаться по своей этиологии и патогенезу, при этом
симптоматика проявления зачастую общая, которая заключается в нарушениях
степени сформированности речи, нарушении основных психических функций, негрубых
нарушениях познавательной деятельности и а так же в нарушении развитии
личности.

А эффективное
и полноценное сенсорное развитие ребенка протекает в процессе сенсорного
воспитания, при целенаправленном формировании эталонных представлений о цвете,
форме, величине, различных признаках и свойствах предметов или материалов, их
положении в пространстве и т.п. При сенсорном воспитании происходит развитие
всех видов восприятия, памяти и мышления, что в свою очередь дает основу для
развития умственной деятельности ребенка, в частности речевого развития.

Определено,
что сенсомоторное воспитание, которое направляется на обеспечение полноценного
сенсомоторного развития, выступает основной стороной дошкольного воспитания
детей. При этом важно учитывать фактор планирования занятий по ознакомлению
детей с цветом, формой и величиной предметов, выявляя их взаимосвязь с другими
видами деятельности. Так же необходимо учитывать принцип последовательности,
систематичности и вариативности.

Сочетание
сенсорных и моторных задач становятся одним из важных условий умственного
воспитания, которое осуществляется в процессе деятельности ребенка. При этом
важно то, что сенсомоторное воспитание является необходимой предпосылкой для
формирования психических функций ребенка, его ручной умелости, которые занимают
важное место для дальнейшего обучения в школе.

Сенсорные
функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя
целостную интегративную деятельность – сенсорно-моторное поведение, лежащее в
основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Таким образом, сенсорное
развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.

Проведенное
нами исследование теоретических и прикладных аспектов технологии сенсорного
воспитания детей с дошкольного возраста связано с одной из наиболее актуальных
для настоящего времени проблем реформирования дошкольного образования,
обусловленной возрастанием потребности социума в повышении качества подготовки
молодого поколения к жизни в информационном обществе.

Совершенствование
процесса сенсорного воспитания детей с задержкой психического развития
способствует решению данной проблемы, оптимизируя формирование специфических
для рассматриваемого периода способов познания окружающего мира, к числу
которых относятся перцептивные действия детей, основанные на использовании
предметных предэталонов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ
СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 1.1 Содержание понятий: сенсорное воспитание, сенсорное
развитие, сенсорный эталон Сенсорное развитие
(происходит от лат. слова sensus
и означает чувство, ощущение) предполагает активное формирование у ребенка
новых процессов всестороннего восприятия и различных представлений о предметах,
окружающих объектах и встречающихся явлениях окружающего мира. Каждый человек
рождается на этот свет с полностью готовыми к нормальному функционированию
органами всех чувств. Но это всего лишь предпосылки для чувственного восприятия
окружающей нас действительности. Полноценное сенсорное развитие может
осуществляться только лишь в процессе качественного сенсорного воспитания,
когда у всех детей целенаправленно и четко формируются все эталонные
представления о существующем цвете, форме, величине, о многих признаках и
свойствах различных окружающих предметов и материалов, об их положении в
окружающем пространстве и др., также развиваются все виды восприятия, и тем
самым закладывается новая основа для развития качественной умственной
деятельности [17, с. 42].

Сенсорное воспитание
детей создает все необходимые предпосылки для качественного формирования
психических функций организма, имеющих важное первостепенное значение для новой
возможности дальнейшего обучения. Оно полностью направлено на полноценное
развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и
других видов существующих ощущений и восприятий.

Каждый ребенок на
абсолютно каждом своем возрастном этапе оказывается, вероятно, наиболее
чувствительным к тем или иным внешним воздействиям. В этой связи абсолютно
каждая возрастная ступень становится очень благоприятной для всего дальнейшего
нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка-дошкольника.
Чем меньше по возрасту ребенок, тем большее значение в его жизни может иметь чувственный
опыт. На первом этапе самого раннего детства идет ознакомление с различными
свойствами предметов и играет оно определяющую роль. С.Б. Качуренко называл
этот ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [14, с. 70].

В существующей истории дошкольной
педагогики, а именно на всех этапах ее развития, эта существенная проблема
занимала одно из самых центральных мест. Самыми видными и значимыми
представителями нашей дошкольной педагогики (Я. Коменским, Ф. Фребелем, М.
Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеевой и др.) были разработаны интересные и
разнообразные дидактические игры и различные другие упражнения по качественному
ознакомлению маленьких детей с существующими свойствами и признаками предметов.
Анализ всех дидактических систем вышеперечисленных авторов с существующих
позиций и принципов советской теории качественного сенсорного воспитания
позволяет нам сделать вывод о том, что необходимо разрабатывать новое
содержание и методы ознакомления маленьких детей с различными свойствами и
качествами предметов в свете существующих новейших психолого-педагогических
исследований.

В частности, рассматривая
все психолого-педагогические подходы к качественному сенсорному развитию детей,
отметим некоторых деятелей, которые оказали наиболее значительное влияние на
исследование существующей проблемы.

Так, великий педагог
Фридрих Фребель строго следовал принципу «Будем жить ради наших детей». Он и
сегодня является явным побудительным мотивом к новому поиску и созданию
качественно новых путей и методов воспитания маленьких детей. Близкое
знакомство с системой Пестолоцци, популярные произведения великого Яна Амоса
Каменского «Материнская школа» подтолкнула Фридриха Фребеля к созданию новой
собственной теории. Фридрих Фребель стремился быстро построить свою теорию на
очень прочной методической основе [23, с. 43].

В 1919 году известным
молодым философом Рудольфом Штейнером было создано новое международное
культурно-образовательное движение, которое назвалось Вольдорфская педагогика.
Автопроцессорный путь нового познания, на котором и была построена эта самая
Вольдорфская педагогика, крайне отличается от обычного пути. Штейнер теперь
предлагает своим ученикам путь самосознания. Первый шаг – упражнения.
Способности теперь называются на этом этапе свободными от всего тела мышлением
и выделяются в качестве:

— мыслительного прочного
контакта;

— волевого и силового контроля;

— хладнокровия, то есть
контроля эмоций;

— положительности или
позитивности;

— абсолютной
непредвзятости;

— полного внутреннего
равновесия.

Такой необычный подход
приводит к новому осмыслению взаимосвязи трех существующих человеческих,
душевных способностей. А именно, мышления, чувствования и воли. Единство всех
психических способностей и существующих физиологических органических процессов.
Таких как нервно-сенсорных, ритмических и сенсорных. Вот это основа новой
Вольдорфской школы. Всестороннее развитие проходит через полное подражание.
Подход к конкретному человеку, как к единому целому, является главным новым
педагогическим принципом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдофской
педагогики – привести конкретного ребенка в контакт с миром, развить его
скрытые возможности, способности и свойства.

Принципы Вольдорфской
педагогики заключаются в следующем:

1) в ритме дыхания и
связанного с ним пульса;

2) в существовании
авторитета для подражания;

3) в свободе, но не в
смысле ассоциативности.

В вольдорфском
обновленном детском саду работают со всеми вместе детьми, не подразделяя на
одаренных и нет, то есть отстающих [6, с. 44].

Глубокий гуманизм
качественной воспитательной работы, полное отсутствие авторитаризма другого
выдающегося педагога Марии Монтесори привлекают к себе особое внимание уже 100
лет. Ряд ее необычных идей положен в основу развития сенсорного воспитания,
разработанной Л.А. Венгером и его учениками. Педагогика Марии Монтессори
просто удивительно технологична и продумана. Она позволяет каждому ребенку
всестороннее развиваться в его собственном темпе, соответствующим только его
способностям. В результате его самостоятельной работы со специальным
автодидактическим материалом в особой развивающей предметной среде все дети
становятся более независимыми, самостоятельными, адаптированными и счастливыми.

Сенсорное воспитание всех
дошкольников играет очень большое значение в системе педагога М. Монтессори.
Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и
продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для
жизни в обществе [17]. Задача не в получении информации, а насыщении тонкого
подсознания ребенка нужным опытом, переходящим в глубокое сознание, кратким
выводам и новым открытиям. Психологический комфорт и полная свобода крайне
благотворно влияют на качественное психологическое развитие маленьких детей.
Полное и глубокое осмысливание новой педагогической идеи на основе
качественногоанализа ее необычных философских взглядов и уникального понимания
ее природы и процессов системы Марии Монтессори возможно лишь на основании
полного анализа ее философских взглядов и понимания ее тонкой природы и
развития конкретного ребенка.

В трудах М. Монтессори
существующие термины «воспитание» и «развитие» встречаются чуть ли повсеместно,
а вот «образование» и «обучение» значительно реже. Цель ее воспитания –
содействовать полному психофизическому развитию. Сущность качественного
воспитания по М. Монтессори — это «помощь жизни с самого рождения» [7, с. 33].

Очень важное значение
качественного сенсорного воспитания признавали и видные отечественные педагоги,
такие как П. Сакулина, Е.И. Тихеева. В настоящее время крайне широко
известна и практически повсеместно используется интересная система дошкольного
воспитания Л.А. Венгера и его необычной школы. Здесь необходимо отметить,
что в ее основу также положены и некоторые идеи М. Монтессори. Однако, главное
значение качественного сенсорного воспитания состоит в создании качественной
основы для развития мышления через значительное расширение поля восприятия.

Все дети, которые
обладают хорошей сенсорной культурой, в результате становятся способны
различать очень широкую гамму красок, различных звуков, интересных вкусовых
ощущений. Все сенсорные упражнения дают каждому ребенку возможность различать и
классифицировать окружающие предметы по их размеру, форме, окраске, степени
шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Также в числе педагогов
ярких, крайне талантливых, создавших новую оригинальную систему качественного
дошкольного воспитания, необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая
указывала, что воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя
положительный опыт разных педагогических систем, с учетом уровня развития
общества, так и знания о природе ребенка». Именно отсюда и становится понятен
ее крайне решительный протест против властного господства единой существующей педагогической
системы. Разрабатывая новую теорию дошкольного воспитания, она сумела крайне
творчески использовать все классическое наследие. Воспитывать маленького
ребенка, по ее мнению, нужно в гармоничной целостности абсолютно всех природных
способностей. Истоками развития могут выступать внешний мир, окружающий каждого
ребенка, все предметы, различные средства, любимые игры, полезный труд,
регулярное общение со взрослыми. Роль педагога в этом процессе — исследовательская.
Хороший педагог изучает личность конкретного ребенка в целом [2, с. 128].

Нормальное развитие
каждого ребенка в первые годы его жизни, расширение великого горизонта его ума
должно совершатся на одном основании: «…стройного и равномерного расширения
горизонта его ума, его представлений….». По мнению Е.И. Тихеевой свобода и
полное ограничение почти синонимы. Всякий конкретный индивидуум должен быть
полностью ограничен, а также уметь обуздать все свои мимолетные прихоти,
существующие капризы, возможные колебания воли и вкусов. Без всего этого он
истинной и полной свободы не достигнет никогда: «Ребенку надо предоставлять
свободу выбора, чем ему заниматься, к чему его влечет. Он должен, то, что
начал, довести до конца. Такого рода отношения надо воспитывать систематически.
Ребенок должен уметь подчинятся, подавлять свои низшие импульсы и желания,
подчинять свои личные интересы, интересам общественным, законам и предписаниям
справедливости и здравого смысла, отмечает педагог [15, с. 58].

Таким образом, сенсорное
развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в
раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее
благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на
обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон
дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет
фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет
самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для
успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы