Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности формирования позитивного отношения к сверстнику у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками 6
1.1. Значение и отличительные особенности общения дошкольников со сверстниками 6
1.2. Формы общения дошкольника со сверстниками 8
1.3. Особенности восприятия сверстника детьми дошкольного возраста 10
2. Роль взрослого в общении детей дошкольного возраста со сверстниками 12
2.1. Особенности формирования позитивных отношений у детей дошкольного возраста 12
2.2. Роль воспитателя в формировании позитивных отношений со сверстниками у дошкольников 13
2.3. Методы и приемы форм позитивного отношения к сверстнику у дошкольников 15
3. Формирование позитивного отношения к сверстнику у детей дошкольного возраста с помощью современных технологий 19
3.1. Социо-игровые технологии как средство формирования коммуникативных умений дошкольников 19
3.2. Кейс – технология 22
4. Диагностика и коррекция отношения детей дошкольного возраста к сверстнику 25
4.1. Диагностика общения дошкольников со сверстниками 25
4.2. Игры на развитие позитивных отношений между детьми дошкольного возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации протекает становление новой системы образования, которая будет ориентироваться на вхождение в мировое образовательное пространство. Мы можем видеть стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей.
При этом важным моментом является изменение образования в дошкольных организациях, которое должно соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Тем самым важная задача дошкольного воспитания заключается в развитии коммуникативных навыков дошкольников и воспитание у детей способностей положительного общения со сверстниками и взрослыми. Общение между детьми является необходимым условием для психического развития дошкольников. А потребность в общении с раннего возраста становится основной социальной потребностью ребенка.
Важное значение и актуальность имеет изучение развития детей в системе построения межличностного общения со сверстниками, особенно в период дошкольного возраста, поскольку он представляет собой один из ответственных периодов воспитания ребенка. Этот период является временем для первоначального становления личности детей, наряду с этим в общении ребенка со сверстниками появляются довольно сложные взаимоотношения, которые оказывают существенное влияние на развитие личности.
Все это способствует тому, что от педагога требуется организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие каждого дошкольника было не только интеллектуальным, но и способствовало полноценному развитию коммуникативных навыков.
Вопросами развития взаимоотношения дошкольников занимались многие педагоги и психологи, среди которых Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.А. Покровский, Л.С. Выготский, А.П. Усова и др.
Множество исследователей раскрывают подходы к решению проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников. Среди них можно выделить работы Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарева, А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого.
Целью курсового исследования является определение особенностей формирования у дошкольников позитивного отношения к сверстнику.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить теоретические основы общения детей дошкольного возраста сосверстниками.
2. Определить роль взрослого в общении детей дошкольного возраста сосверстниками.
3. Охарактеризовать особенности формирования позитивного отношения к сверстнику у детейдошкольного возраста с помощью современных технологий.
4. Провести диагностику и коррекцию отношения детей дошкольного возраста ксверстнику.
Объектом исследования выступают особенности общения у детей дошкольного возраста со сверстниками.
Предметом исследования является изучение особенностей формирования позитивного отношения к сверстникам у дошкольников.
Методами исследования являются следующие:
• Теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
• Обобщение отечественной психологической практики;
• Экспериментальная работа (анкетирование) и анализ количественных и качественных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, четырех глав (теоретических, аналитических и практических), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как известно, дошкольное детство – важный период в развитии детей. Этот период дает множество преимуществ в формировании личности, социализации, а также социально-коммуникативного развития. В дошкольной образовательной организации дети получают опыт по установлению взаимоотношений со сверстниками детьми младшего и старшего возраста, и взрослыми. Например, очень часто в отношениях между детьми появляются обиды и конфликты, в результате чего есть вероятность изменения социального статуса ребенка и изменения системы отношений со сверстниками в целом, что оказывает влияние на развитие его личности, а также на изменения положения ребенка в группе. Именно поэтому среди детей появляются «звезды», «принятые», «отверженные». Следовательно, важным вопросом становится развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Таким образом, проанализировав точки зрения исследователей по данной проблеме, мы пришли к заключению, что позитивное отношение к сверстникам у дошкольников, следует понимать как общую положительно-эмоциональную направленность поведения ребенка в его межличностных отношениях с детьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние окружающих, готовность оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной деятельности.
На современном этапе задача развития доброжелательных взаимоотношений рассматривается в рамках социально-коммуникативного развития Федерального государственного образовательного стандарта. Например, в стандарте отмечается такое психолого-педагогическое условие: педагоги должны уделять внимание формированию положительного и доброжелательного отношения между детьми, а также взаимодействию детей в разных видах деятельности. Можно утверждать из этой формулировки, что изучаемая нами проблема развития доброжелательных взаимоотношений у детей является актуальной и рассматривается на уровне обязательных требований к дошкольному образованию.
Среди современных методов, которые позволяет достигать высокого уровня развития межличностных отношений между детьми дошкольного возраста выделяется метод социо-игровых технологий и кейс-технологий. Тем самым в период дошкольного возраста ребенок получает большой опыт, который систематически увеличивается посредством того, что накапливаются знания, те или иные представления, а первичные понятия получают более конкретную форму, ребенок приобретает определенные навыки и умения.
Во взаимоотношениях со сверстниками у ребенка в этот возрастной период появляется желание играть с ними, выполнять разные поручения вместе. Активность ребенка в общении, наряду с познавательной активностью, приобретает произвольный характер.
В процессе накопления социального опыта и общения с людьми, ребенок к концу дошкольного возраста начинает пользоваться более обобщенными правилами, используя приобретенные критерии оценок для выражения своего отношения к тому или иному человеку. На этом формируются нравственные отношения детей к окружающим.

   

Фрагмент текста работы:

 

. Теоретические основы общения детей дошкольного возраста со сверстниками

1.1. Значение и отличительные особенности общения дошкольников со сверстниками

В группе детского сада всегда формируется относительно длительная привязанность между дошкольниками. Однако такая привязанность скорее является ситуативной в отношениях детей. В дошкольном возрасте дети избирательны в общении, что обуславливается наличием интересов совместной деятельности и положительными качествами сверстников. Так, наиболее значимыми становятся те дети, с которыми дошкольник больше всего взаимодействует и в дошкольном детстве зачастую ребенок выбирает сверстника своего пола.
В период дошкольного возраста потребность в общении детей обуславливает становление личности ребенка, определяет его отношение к окружающей действительности.
Одной из наиболее важных черт общения детей дошкольного возраста выступает наличие разнообразия коммуникативных действий, вместе с тем, что существует чрезвычайно широкий их диапазон. Так, в процессе общения со сверстниками наблюдается множество действий и обращений, которые не встретишь в общении с взрослыми. При общении со сверстниками дети спорят, навязывают свою волю, успокаивают, требуют, приказывают, обманывают и т.д. Тем самым в общении со сверстниками у детей начинают появляться сложные формы поведения, среди которых можно назвать притворство, стремление сделать вид, выражение обиды, кокетство, фантазирование [12, с. 46].
Отметим, что наличие широко диапазона контактов дошкольников обуславливается богатым функциональным составом общения сверстников и значительным различием коммуникативных задач. Тогда как взрослый выступает для ребенка источником оценки, новой информации или образцов действия, то сверстники, начиная с 3-летнего возраста позволяют в общении решать многие коммуникативные задачи, среди которых можно выделить следующие:
— управление действие партнерами и контроль за их выполнением;
— оценка конкретного поведенческого акта;
— проведение совместных игр;
— навязывание своих образцов и сравнение со своими действиями.
Таким образом, наличие разнообразия коммуникативных задач ставит требование осваивать широкий спектр коммуникативных действий.
Еще одним отличием в общении между сверстниками выступает высокий уровень эмоциональной насыщенности. Такая повышенная эмоциональность и раскованный характер общения детей заключает важное отличие от взаимодействия со взрослыми. Исследователи отмечают, что в общение сверстников можно увидеть больше экспрессивно-мимических проявлений, которые отражают разные эмоциональные состояния детей. А действия, которые адресуются сверстникам, имеют более высокую аффективную направленность [7, с. 21].
Такой высокий уровень эмоциональной насыщенности в общении детей дошкольного возраста может объясняться тем, что с 4-х лет ребенок начинает предпочитать общение со сверстником. А значимость общения, выражаемый уровень напряженности потребности в общении и меру устремления к партнеру, более высок при взаимодействии со сверстниками.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы