Курсовая с практикой на тему Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические
аспекты формирования навыков словообразования через игровую деятельность у
детей старшего дошкольного возраста с онр. 5
1.1 Специфика
словообразования у дошкольников с ОНР и в норме развития. 5
1.2 Роль игровой
деятельности в формировании навыков словообразования старших дошкольников. 11
ГЛАВА
2. Эмпирическое
исследование словообразовательных навыков у старших дошкольников с онр. 15
2.1 Организация и методы
исследования. Результаты констатирующего этапа. 15
2.2
Организация работы по формированию навыков словообразования у старших
дошкольников с ОНР посредством игровой деятельности. 26
2.3.
Оценка эффективности проделанной работы.. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 40
Введение:
Актуальность исследования.
Актуальность работы
заключается и в том, что в настоящее время довольно много встречается детей
дошкольников с отклонениями в речевом развитии, с каждым годом увеличивается
число дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная форма речевой аномалии
характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей
задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики,
грамматики. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших
условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем
легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его
психическое развитие.
В процессе развития словообразования у дошкольников
формируются навыки составления простых предложений, связанных высказываний, что
ведёт в дальнейшем к развитию самостоятельной связной речи у детей.
Следовательно, достаточный словарный запас и умение грамотно его использовать
необходимые составляющие для полноценного овладения языком как средством
общения.
Цель исследования: теоретическое
и экспериментальное изучение формирования навыков словообразования и
словоизменения посредством дидактической игры у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР.
Объект исследования – словообразование и словоизменение старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – дидактическая
игра как средство развития словообразования и словоизменения старших
дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования
заключается в предположении о том, что развитие навыков словообразования и
словоизменения старших дошкольников с ОНР будет эффективны, при
целенаправленном использовании дидактических игр в логопедической работе.
Задачи
исследования:
1.
Изучить подходы к пониманию
словообразования и словоизменения в научной литературе.
2.
Рассмотреть специфику словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР и
в норме развития.
3.
Проанализировать роль дидактической игры в формировании навыков
словообразования и словоизменения старших дошкольников.
4.
Провести эмпирическое исследование словообразовательных навыков у старших дошкольников
с ОНР.
5.
Разработать и организовать работу по формированию навыков словообразования и
словоизменения у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игра.
6.
Оценить эффективности проделанной работы.
В
работе были применены следующие методы
исследования:
—
сбор и анализ теоретической литературы;
—
сравнение;
—
обобщение;
—
синтез;
—
наблюдение;
—
беседа;
—
педагогический эксперимент.
Структура исследования. Работа состоит из введения,
Заключение:
Итак,
общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у
детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее
звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Овладение
словообразованием старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи находится
на более низком уровне, чем у нормально развивающихся сверстников.
Словообразовательная
деятельность дошкольников с ОНР характеризуется рядом специфических
особенностей:
1.
Правильное образование слов возможно на материале хорошо усвоенных, часто
употребляемых в речи слов (с соответствующими аффиксами).
2.
Затруднен перенос усвоенных навыков словообразования на новый, менее
употребляемый в речевой практике лексический материал.
3.
Отсутствие контекста в ситуациях, требующих словообразования, значительно
усложняет задачу образования новых слов дошкольниками с речевым недоразвитием,
в то время как для их сверстников с нормальным речевым развитием образование
слов вне контекста не является затруднительным.
Все
вышеперечисленные особенности детей следует учитывать при разработке
методических рекомендаций к проведению логопедической работы по коррекции
нарушений словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Формированию у дошкольников словообразовательных
умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует
расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные
высказывания, а также служит подготовкой к обучению грамоте.
В связи с большим потенциалом игровой деятельности в
развитии речи дошкольников, а также необходимостью формирования навыков
словообразования у детей с нарушениями речи, в практической части работы, нами
было проведено эмпирическое исследование возможности формирования словообразовательных
навыков у старших дошкольников с ОНР в игровой деятельности.
Эмпирическое
исследование словообразовательных навыков старших дошкольников проводилось на
базе детского сада. В исследовании приняли участие 28 детей из подготовительных
групп, каждый из которых, имеет диагноз ОНР.
Результаты полученных данных констатирующего этапа
позволили сделать вывод, что у большинства детей навыки словообразования
различных частей речи сформированы недостаточно. Наибольшую трудность вызывало
словообразование прилагательных.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические
аспекты формирования навыков словообразования через игровую деятельность у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.1 Специфика
словообразования у дошкольников с ОНР и в норме развития Особенности словообразования и словоизменения у дошкольников
рассматриваются в тесной связи психологического, лингвистического и
психолингвистического направления. В основе, которого ложатся изучение детского
словотворчества и глубокий анализ словообразовательных неологизмов [37, c.103].
В настоящем параграфе нами будет рассмотрены сущностные аспекты
словообразования в онтогенезе, после чего, мы остановим свое внимание на
специфике словообразования дошкольников с ОНР.
Интенсивное закрепление и развитие основных познавательных процессов происходит
в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте развиваются и становятся более
продуктивными для учебной деятельности восприятие и внимание, развивается
память, воображение становится более широким, появляется логика в мышлении,
стравится более насыщенной и правильной речь [16, с. 79].
Данные процессы претерпевают положительные изменения, то есть переходят в
высшие психические функции. Этому способствуют основные виды деятельности
ребенка, такие как общение, учение, игра и труд [16, с.88]. Детское словотворчество является последствием языкового обобщения
ребенком увиденного или услышанного и является основным генератором
формирования самой системы этого словообразования.
Дошкольник, сталкиваясь с ограниченностью лексических средств для
описания и передачи своих мыслей, использует словообразования, причем многие из
них чаще понятны лишь ребенку.
Так, в работах Н. В. Серебрякова отмечается, что, если ребенок не находит
нужного слова для описания увиденного, он начинает придумывать слова, причем
употребляя уже усвоенные им правила составления слов. Интересен тот факт, что
если созданное новое слово ребенка совпадает с существительным, то чаще всего
взрослые не замечают этого и не пытаются исправить слово и попросить ребенка
произнести его правильно [10, c.46].
Находясь в дошкольном возрасте, ребенку приходится овладевать такими
сложными процессами словообразования, как процесс вычленения и семантический
синтез. Данные процессы необходимы ребенку для характеристики и описания
окружающей действительности, правильного структурирования и более глубокого
знания грамматического строя языка.
Так, у Т.Б. Уваровой словообразование у детей дошкольного возраста имеет
морфемный способ своего составления. Она указывает на то, что самый интенсивный
период формирования умений и навыков словообразования приходится на возраст 4 –
5 лет [20, c.50].
Исследования Э. А. Федеравичене и
А. Г. Тамбовцевой выделили следующие периоды дошкольного словообразования:
· К
3 годам дети, как правило, не используют сложные словообразования, а обходятся
больше примитивным набором элементарных слов.
· К
5 годам у ребенка наблюдается резкий подъем к объяснению не только значения
слова, но и появляется способность создавать новые слова.
· К
6 годам ребенок достаточно для своего возраста имеет словарный запас, умеет
определенный речевой уровень, но все это еще носит больше стихийный характер и
не обладает тот необходимый логический уровень словообразования.
А. Г. Тамбовцева выделяет такие
типы словообразования у дошкольников:
1. Речевые
ошибки при составлении словообразований.
2. Основное
словообразование.
3. Сопутствующие
ориентировочные действия [22, c.16].
В работах М.М. Арушановой рассматривается основной источник формирования
словообразование и словоизменения старшего дошкольника. Автор считает, что в
первую очередь – это повседневное общение ребенка с окружающими его взрослыми [3, c.99].
В исследованиях В.М.Смирнова доказано, что уже на третьем
году жизни, дети начинают использовать в своем словаре не только элементарные и
односложные слова, но уже более сложные и даже в совокупности несколько слов,
которые заменяют ему целые предложения [21, с. 45].
Многие исследователи утверждают, что такое развитие
словообразования у детей связано с тем, что наблюдается активная работа
речевого акта правого полушария мозга.
Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества, повышенного
интереса к языковым явлениям и обобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.).
Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с
хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи
грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов
сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому
что, если, тот… который и т.д.) [17, c.36].
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление
фонетической стороны речи, умение воспроизводить слоим различной слоговой
структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом
ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего
незнакомых для них слов.
При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного
«поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое
слово в самостоятельную речь.
Слова, которые используют дети дошкольного возраста, чаще всего являются
взятыми из речи окружающих, причем их имитация может быть и не правильной