Курсовая с практикой на тему Особенности формирования наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретический анализ научных представлений по
проблеме развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с
задержкой психического развития. 5
1.1 Развитие наглядно-образного мышления в онтогенезе. 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших
дошкольников с ЗПР 7
1.3 Особенности наглядно-образного мышления у детей с ЗПР. 12
1.4 Дидактическая игра, как средство формирования
наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического
развития. 15
Выводы по I главе. 21
Глава II. Экспериментальная изучение особенностей
наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического
развития. 22
2.1 Методика экспериментального исследования. 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 23
Выводы по II главе. 27
Заключение. 28
Список литературы.. 29
Приложение. 33
Введение:
Актуальность исследования.
Тема курсовой работы посвящена изучению особенностей формирования
наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического
развития (ЗПР). Нужно отметить, что интересующая проблема является частью более
широкого проблемного поля, а именно – специфики познавательной деятельности
старших дошкольников при ЗПР.
Анализ
психолого-педагогической литературы показывает важное значение развития наглядно-образного
мышления у старших дошкольников для их личности в целом. Дело в том, что в
процессе познавательной активности, основой которой является, в том числе, наглядно-образное
мышление, развивается самосознание ребенка, его волевые качества, мотивация,
коммуникативные навыки. Кроме того, познавательная активность оказывает стимулирующее
влияние на выработку необходимых для самостоятельной деятельности
характерологических качеств детей. Среди ученых, которые занимались разработкой
проблемы развития мышления и познавательной активности детей, а также вопросами
изучения качеств и свойств мышления можно назвать такие имена, как Л.С.
Выготский, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Т.Ю. Нестеренко и др. [2; 6; 12; 14].
Заметим,
что актуальность изучения проблемы особенностей формирования
наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР обусловлена, прежде
всего, произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями в системе дошкольного
образования, когда получает распространение в том числе использование смешанных
групп детей в рамках инклюзивного образования дошкольников при ЗПР.
Цель
исследования – изучение особенностей наглядно-образного
мышления у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования
– мышление.
Предмет исследования
– особенности формирования наглядно-образного мышления у старших дошкольников с
ЗПР.
Гипотеза
исследования – для
старших дошкольников с ЗПР будут характерны низкий и средний уровни
сформированности наглядно-образного мышления.
Задачи исследования:
1.
Провести теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2.
Сформировать выборку испытуемых и подобрать методики диагностического
исследования.
3.
Провести диагностику наглядно-образного мышления.
4.
Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методика исследования. Методами исследования явились:
—
методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение,
систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по
проблеме;
—
эмпирические методы – констатирующий эксперимент, метод опроса.
Структура исследования. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения. Общий объем работы без списка литературы и приложений составил 28
страниц.
Заключение:
Проведенное исследование
проблемы особенностей формирования наглядно-образного мышления у старших
дошкольников с ЗПР состояло из теоретического анализа проблемы и ее
эмпирического изучения.
В результате
теоретического анализа было выявлено, что мышление – это процесс познавательной
деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением
внешнего мира и внутренних переживаний. Наглядно-образное мышление – мышление,
при котором субъект познавательной активности оперирует не конкретными
предметами, а их образами и представлениями. Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа
психического развития ребенка, которое проявляется в недостаточности общего
запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой
пресыщаемости при выполнении умственной деятельности и т.п. Полноценное развитие наглядно-образного мышления
является важным условием формирования у дошкольников с ЗПР более сложных форм
мыслительной деятельности. Дидактическая игра – это познавательная игра, направленная
на воспитание познавательных способностей.
В результате эмпирического
изучения проблемы была подтверждена выдвинутая гипотеза. Поэтому действительно
можно утверждать, что действительно для
старших дошкольников с ЗПР характерны низкий и средний уровни сформированности
наглядно-образного мышления.
Фрагмент текста работы:
Глава I.
Теоретический анализ научных представлений по проблеме развития
наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического
развития 1.1 Развитие наглядно-образного мышления в
онтогенезе В психологической науке
существует множество определений, например, А.Н. Леонтьев принимает за мышление
специфическую человеческую функцию, которая связана с особой способностью
отражения действительности [6].
Мышление взрослого, как
процесс – это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит и
решает задачу. При рассмотрении познавательных процессов более низкого уровня –
ощущения, восприятия, представления, мы видим, что перед субъектом они
предстают в качестве чувственного образа. Мышление представлено взрослому
человеку – субъекту не только в форме его результата – мысли, но и в форме
процесса [9].
Представление о мышлении
как о процессе, прежде всего, развивается в работах А.В. Брушлинского. Так, по
мнению А.В. Брушлинского, мышление – это всегда искание и открытие существенно
нового, которое постоянно обогащается, насыщается все новым и новым
содержанием. Понимание мышления, как процесса, необходимо приводит к выводу,
что всякое мышление и всегда, хотя бы в минимальной степени, является
творческим, продуктивным. При этом, предвосхищение искомого в ходе мышления,
относится к числу высших уровней познавательной деятельности человека [3].
А.Н. Леонтьев пишет, что процесс познавательной
деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением
действительности, это и есть мышление. Мышление – осмысленный и