Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Особенности формирования лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 6
1.1. Развитие лексической стороны речи в онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования лексической стороны речи у дошкольников с ЗПР 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 26
2.1 Организация, методы и методики исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном мире увеличивается количество детей, страдающих различными речевыми патологиями. Это является следствием влияния на развивающегося ребенка различных факторов. Специалисты все чаще сталкиваются с детьми, имеющими различные сложные речевые расстройства, при которых проявляется нарушение формирования всех компонентов речевой системы. Таким образом, возрастает количество детей, имеющих в качестве сопутствующего нарушения речевое недоразвитие разных уровней.
Для речевого недоразвития у дошкольников с задержкой психического развития характерны, помимо нарушения звукопроизношения, также и недостатки в развитии фонематической, лексической и грамматической сторон речи и связной речи.
Коррекционная работа по устранению дефектов речи ведется на логопедических занятиях. В ходе занятий корректируются все компоненты речи в зависимости от структуры нарушения, но особое значение необходимо уделять лексической стороне.
Без понимания ребенком обращенной к нему речи и отсутствия навыка правильного формулирования своих мыслей невозможно эффективно проводить коррекционную работу. Развитие лексического словаря необходимо для более полного преодоления системного речевого нарушения и подготовки детей к обучению в школе. К тому же, во время работы по развитию лексической стороны речи, происходит развитие всех аспектов родного языка (фонетики, грамматики, связной речи). В связи с данными фактами проблема изучения аспектов формирования лексической стороны речи у дошкольников с ЗПР является актуальной.
В задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития, имеющими различные уровни речевого развития, обязательно входят задания по обогащению словаря, уточнению и расширению лексических и грамматических значений слов, введение в речь новых слов.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии: Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, а также практический опыт логопедической работы, обучение по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно – речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
Тема нашего исследования: «Особенности формирования лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития».
Объект исследования: процесс формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: специфика формирования лексической стороны речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование специфику формированию лексической стороны речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: мы припустили, что у детей дошкольного возраста отмечается замедленное расширение как активного, так и пассивного словарного состава языка, наблюдается их ограниченность и недифференцированность.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формированию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
2) рассмотреть возможности игровой деятельности в формировании лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ЗПР;
3) изучить особенности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ЗПР (подобрать методики для изучения, провести диагностику, проанализировать полученные результаты).
Методы исследования:
– теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: библиографический метод, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
– методы анализа: количественная и качественная характеристика полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
– теоретические положения о грамматических нарушениях в речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии (Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.),
– теоретические положения, описывающие приемы и методы работы по преодолению нарушений у детей словоизменения существительных и нарушений грамматического строя речи (Р.И. Лалаева, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Л.В. Лопатина).
Практическая значимость исследования состоит в том, что описана специфика формирования лексической стороны речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; полученные результаты могут быть использованы быть использованы воспитателями групп комбинированной и компенсирующей направленности и учителями-логопедами в дошкольных образовательных организациях при построении логопедической работы по развитию словаря у детей с ЗПР.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дети с задержкой психического развития представляют собой достаточно разнородную группу. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально-волевой сферы и прочее. Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость.
У детей с ЗПР наблюдаются особенности развития, недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. Продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Речь детей с ЗПР также имеет свои особенности. Вопросам изучения устной и письменной речи детей с задержкой психического развития посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых. У детей с ЗПР отмечаются такие особенности речи, как — излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной речевой активности,- несформированность грамматического строя речи,- недостаточность словообразовательных процессов и т.д.
Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с ЗПР. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР возникают некоторые трудности в употреблении слов в экспрессивной речи, актуализации словаря. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с ЗПР.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у исследуемой группы детей с ЗПР имеются проблемы, связанные как со словообразованием и словоизменением глаголов (аграмматизмы), так и с использованием их в самостоятельной речи (при составлении словосочетаний и предложений, подборе антонимов и синонимов и т.п.).
Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента привел к выводу, что дети с ЗПР имеют лексико-грамматическое недоразвитие на уровне лексики, поэтому нуждаются в специальном коррекционном обучении.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

1.1. Развитие лексической стороны речи в онтогенезе
В структуру лексического строя речи входит: -номинативный словарь (существительных) — служащий для называния, обозначения (предметов, явлений, качеств, действий); -предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. -атрибутивный словарь (прилагательных)- определительный, употребляющийся в качестве определения; — словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.).
Развитие словаря начинается с его пассивной части – существует непродолжительный этап, когда ребенок уже проявляет первые признаки понимания обращенной к нему речи, но еще не говорит (примерно с 7–10 до 11–13 месяца жизни). На этом этапе ребенок не использует слов в своей речи, выражая свои коммуникативные намерения с помощью вокализаций определенной интонационной структуры, жестов и мимики, но уже начинает понимать и реагировать на обращенную к нему речь [12].
Вначале это реакция не на слово, а на целый комплекс непосредственных раздражителей, но постепенно слово вычленяется из этого комплекса и речевого контекста и становится для ребенка сигналом определенного предмета или действия. Появление признаков вычленения и понимания слов не может быть однозначно отнесено к определенному возрасту ребенка. М.М. Кольцова отмечает появление реакции именно на слово как основной раздражитель примерно в 10,5 мес. [15]. В дневниковых записях можно найти свидетельства более раннего реагирования на слово [22].
Второй этап начинается с момента появления слов в активной речи и продолжается до появления первых двусловных предложений (примерно от 1 года до 1, 8–1, 9). Слово на этом этапе используется ребенком в основном для установления контакта, выражения требований, удовлетворения насущных потребностей, этим определяются особенности функционирования и семантика единиц начального словаря. Своеобразие первых слов проявляется в их фонетическом оформлении, в грамматической аморфности, в диффузности их значения, в их ситуативной закрепленности и функционировании в качестве однословных предложений.
Первые случаи изменения формы слов отмечаются в возрасте 1г. 10мес. – 2 лет. Ребенок начинает использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе, согласовывать их с прилагательными («каси мать – касии мити» — красный мяч – красные мячи) и глаголами («на би-би – на бику» — возьми машинку). Вначале неизменяемые слова-корни используются наравне с новыми словоформами. Этот период при нормальном языковом развитии длится не более 2-3 месяцев. Постепенно аграмматичные формы слов вытесняются из речи, уступая место вновь усвоенным. У детей с нарушениями речи в речи долгое время присутствуют аморфные грамматически несогласованные сочетания слов, что является важным диагностическим критерием языкового недоразвития [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы