Методика обучения и воспитания младших школьников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности формирования коммуникативных УУД на уроке литературного чтения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроке литературного чтения 5
1.1 Коммуникативные УУД как планируемый результат начального общего образования 5
1.2 Дифференциация форм организации образовательного процесса при формировании коммуникативных УУД младших школьников 11
Вывод по главе І 21
Глава II. Методические аспекты формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроке литературного чтения 22
2.1 Диагностика формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроке литературного чтения 22
2.2 Методы и средства формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроке литературного чтения 29
2.3 Анализ результатов исследования 37
Вывод по главе ІІ 40
Заключение 42
Список использованной литературы 45

  

Введение:

 

В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Проведенная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является проблемным для школы: в школьном расписании нет такого предмета, целью которого является формирование коммуникативных действий [3].
Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативных универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе, что позволило определить тему работы: «Особенности формирования коммуникативных УУД на уроке литературного чтения».
Степень разработанности темы. Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Однако следует отметить, что в данных работах не отражается формирование коммуникативных учебных действий на уроках литературного чтения. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.
Целью работы является – определить педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроке литературного чтения.
Объектом исследования является – образовательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования является – формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников на уроке литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках литературного чтения будет эффективным:
— при условии обучения выразительному чтению посредством игровых приемов;
— при условии обучения посредством групповой формы организации работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать генезис понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»;
2) определить цели, содержание, формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
3) рассмотреть условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроке литературного чтения;
Методы исследования: изучение научной и методической литературы по данной проблеме, анализ, синтез.
Теоретико-методологические основы: личностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и другие); диалогический подход (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Е.Т. Соколова, Т.А. Флоренская, А.У. Хараш и другие).
Практическая значимость: области применения программы развития УУД включают следующие направления:
— повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на этапе начального обучения в общеобразовательных учреждениях;
— обеспечение преемственности уроков литературного чтения и других предметов, изучаемых в начальной школе;
— для оптимизации системы профессиональной подготовки педагогов при организации профессиональной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате теоретического анализа мы обнаружили, что универсальные учебные действия понимаются как совокупность методов действия ученика. Для обеспечения системного подхода, который формирует основу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, создается система формирования и развития универсальной образовательной деятельности. В общей сложности существует 4 типа универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
В настоящее время, без коммуникативной компетентности, для молодого человека трудно реализовать себя в жизни — добиться успеха в профессиональной сфере, подружиться, создать семью и развязать свой творческий потенциал. Обладая таким качеством, он, напротив, сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникативные действия помогут ему увязать новый социальный опыт, развить и улучшить себя в постоянно меняющемся обществе. Поэтому такая задача задается перед школьными учителями — развитием коммуникативных УУД учащихся.
Развитие коммуникативных УУД среди учащихся является важной педагогической задачей, поскольку оно не только повышает успех образовательной деятельности школьников. Оптимизируя процесс сотрудничества с учителями и сверстниками, увеличивая способность получать, анализировать и передавать информацию, повышать готовность выполнять различные социальные роли в команде, является эффективным ресурсом для социального развития личности ребенка.
Младший школьный возраст — это период развития человека в возрасте от 7 до 10 лет. Младший школьный возраст характеризуется качественными физическими и умственными изменениями. Важным фактором психического развития у младших школьников является общение со сверстниками, выделенное как ведущая деятельность этого периода. Центральным персональным новообразованием этого периода является формирование нового уровня самосознания, «я-концепция».
Развитие коммуникативной общеобразовательной деятельности среди школьников сегодня становится одной из основных задач начальной школы. В своей совокупности эти действия должны предоставить учащимся возможность успешно овладеть новыми знаниями и навыками, возможностью саморазвития и самосовершенствования.
Роль классных мероприятий в процессе развития УУД, в том числе развитие коммуникативных действий, определяется его влиянием на развитие личности ребенка. Это мероприятия, которые помогают создать необходимые условия для диверсифицированного развития ребенка, социального опыта, образования, навыков общения и сотрудничества. Множество направлений и разнообразие форм учебной деятельности позволяют учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка, что делает деятельность более привлекательной и полезной для учащихся.
Каждый учитель, решая проблему развития коммуникативных УУД, ищет свои собственные способы организации уроков литературного чтения. Используя в своей практике различные формы группового взаимодействия (работа в больших и малых группах, в парах), формы групповой деятельности (игры, репетиции, упражнения, тренинги, мастер-классы и т. д.), вовлечение детей в различные виды деятельности, учителя создают необходимые условия для каждого ребенка не только выражать себя, но и чувствовать себя членом команды, учиться сотрудничать и понимать.
Полагаю, что особое внимание в программе развития универсальной учебной деятельности уделяется формированию коммуникативной универсальной учебной деятельности. Это связано с тем, что этот тип УУД имеет большое значение в образовательном процессе. Во-первых, они влияют на успехи в учебе. Во-вторых, процесс адаптации ребенка к школе зависит от коммуникативных УУД. В-третьих, коммуникативные УУД учащихся можно рассматривать в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни. Задача формирования УУД предполагает, что когда ребенок входит в школу, определенный уровень развития общения (потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; наличие определенных средств общения; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника).
Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках литературного чтения в начальной школе, на мой взгляд, является организация групповых форм академического сотрудничества в классе, а именно использование групповой работы.
Группировка способствует консолидации детей. В группе детям предоставляется возможность высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других ребят, они развивают умение работать в команде, школьники учатся прислушиваться к мнению своих товарищей по команде, анализировать сказанное, соглашаться с чем-то и объяснить, почему тогда согласен, а с чем-то нет и, следовательно, приводить аргументы несогласия.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроке литературного чтения
1.1 Коммуникативные УУД как планируемый результат начального общего образования
Универсальные учебные действия (УУД) — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [23].
Методологической основой (ФГОС НОО) является системно-деятельностный подход. Формирования УУД возможно на трех взаимодополняющих положениях:
1. Формирование универсальных учебных действий, являясь целью образовательного процесса, дает определение его содержанию и организации.
2. Универсальные учебные действия формируются в связи освоения различных предметных дисциплин.
3. УУД определяют результативность образовательной деятельности, а именно, приобретение навыков, усвоение знаний, умений; развитие основных компетенций учащегося, в том числе социокультурной и личностной.
В рамках деятельностного подхода в качестве УУД рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности формирования целей и задач (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении [9, с.86].
В книге О. Карабановой «Планируемые результаты начального общего образования» выделяются следующие функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетенций в любой предметной области.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить: регулятивный, познавательный и коммуникативный универсальные учебные действия.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, которые включают в себя:
Желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
Знание норм и правил, которые необходимо соблюдать при общении с окружающими. Умение организовывать общение, в том числе умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:
Выбирать средства для своего поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы