Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Особенности формирования каллиграфического навыка на уроках письма в начальной школе»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы формирования каллиграфического навыка на уроках письма в начальной школе 6
1.1. Понятие каллиграфического письма 6
1.2. Психологические особенности формирования навыков письма 11
1.3. Приёмы обучения младших школьников каллиграфическим навыкам письма 12
1.4. Условия формирования каллиграфического навыка письма в начальной школе 14
2.Эмпирическое исследование особенностей формирования каллиграфического навыка на уроках письма в начальной школе 19
2.1. Подготовка и проведение исследования каллиграфического навыка младших школьников 19
2.2. Результаты исследования каллиграфического навыка учащихся 21
2.3. Разработка и проведение занятий с использованием упражнений, направленных на развитие каллиграфического навыка у младших школьников 24
2.4. Методические рекомендации для проведения уроков, направленных на формирование каллиграфического навыка младших школьников 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение………………………………………………………………………36

  

Введение:

 

Проблема формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста актуальна и в наши дни. В трудах психологов Л.С. Выгодского «Мышление и речь», П.Я. Гальперина «Теория поэтапного формирования умственной деятельности», Д.Б. Эльконина «Психология обучения младших школьников» можно найти ответ на вопрос, как научить детей писать быстро и красиво. Но какая методика наиболее эффективна? Что делать, если процесс обучения письму затруднён?
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с первого класса. Поскольку цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма, у неподготовленных к письму детей с первых дней учения начитаются трудности. У значительной части поступающих в первый класс очень маленький опыт выполнения графических заданий, не в совершенстве развита координация движений руки, низкий уровень пространственного восприятия и зрительной памяти. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо — всё это теряется из-за отсутствия постоянной практики письма. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь), мало кто владеет основами звукобуквенного анализа. Всё это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения.
Чтобы помочь детям избежать серьёзных трудностей при обучении письму, следует понимать, что это во многом зависит от уровня функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Обучение письму должно вестись с учетом возрастных и функциональных возможностей каждого ребёнка.
Проблема исследования: какие особенности формирования каллиграфического навыка на уроках письма в начальной школе.
Объект исследования: процесс формирования каллиграфического навыка младших школьников.
Предмет исследования: особенности, при которых формируется каллиграфический навык на уроках письма в начальной школе.
Цель исследования: изучить особенности формирования каллиграфического навыка на уроках письма в начальной школе.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие каллиграфического навыка у детей будет эффективно осуществляться при соблюдении следующих условий:
• определения уровня каллиграфического навыка у детей;
• планирования развивающей работы в соответствии с результатами индивидуальной диагностики уровня каллиграфического навыка;
• развивающей направленности занятий по деятельности;
• использования разнообразных видов деятельности в процессе развивающей работы;
• оборудования предметно-пространственной развивающей среды «вещными» элементами, способствующими развитию каллиграфического навыка.
Задачи:
1. Рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младшими школьниками.
2. Проанализировать типичные причины графических ошибок при овладении каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения и исправления.
3. Проанализировать состояние вопроса в практике и предложить пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков в начальной школе.
4. Исследовать особенности формирования каллиграфического навыка на уроках письма в начальной школе.
5. Разработать и провести занятия с использованием упражнений, направленных на развитие каллиграфического навыка у младших школьников.
6. Разработать методические рекомендации для проведения уроков, направленных на формирование каллиграфического навыка младших школьников
Методы исследования:
• Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной теме.
• Анализ существующей практики по формированию каллиграфического навыка.
• Обобщение систематизации способов и приемов по формированию каллиграфического навыка.
Теоретическая значимость: полученные данные можно использовать для дальнейшего изучения способов формирования каллиграфического навыка младших школьников и новых подходов к ним.
Практическая значимость: материалы исследования могут использовать студенты при подготовке к занятиям и педагоги начальной школы при формировании навыков каллиграфического письма.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития, а также интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития каллиграфического навыка.
В примерной основной образовательной программе начального общего образования указывается на то, что учебный предмет «Письмо» обеспечивает усвоение гигиенических требований при письме, развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки, развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Учащиеся овладевают начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв, учатся писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм, овладевают разборчивым, аккуратным письмом. Пишут под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением. Усваивают приёмы и последовательность правильного списывания текста. Учатся понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Проведённое нами исследование доказало, что развитие каллиграфического навыка у детей будет эффективно осуществляться при соблюдении следующих условий:
• определения уровня каллиграфического навыка у детей;
• планирования развивающей работы в соответствии с результатами индивидуальной диагностики уровня каллиграфического навыка;
• развивающей направленности занятий по деятельности;
• использования разнообразных видов деятельности в процессе развивающей работы;
• оборудования предметно-пространственной развивающей среды «вещными» элементами, способствующими развитию каллиграфического навыка.
По окончании исследования мы наметили перспективы дальнейшей работы по развитию каллиграфического навыка у детей следует обратить внимание на следующие моменты.
1. Продолжить и расширить работу по ознакомлению детей с каллиграфическими упражнениями.
2. Заинтересовать и привлечь родителей к совместному выполнению творческих работ с целью ознакомления родителей с каллиграфическими упражнениями.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы формирования каллиграфического навыка на уроках письма в начальной школе

1.1. Понятие каллиграфического письма
Одним из основных требований к умениям, которыми должны овладеть учащиеся по ФГОС нового поколения по модулю МДК 01.09 Каллиграфия является умение каллиграфически писать.
Красивый почерк, каллиграфический почерк – вот то, к чему мы стремимся на занятиях по каллиграфии. Но не только. Вспомним слова Мин Тао: «Когда я занимаюсь каллиграфией, я крайне серьезен. Моя цель — не в том, чтобы каллиграфия была хороша. Мои занятия — это лишь путь духовного совершенствования». Спокойствие духа, уравновешенность, целеустремленность, трудолюбие, усидчивость – качества, формируемые во время занятий каллиграфией можно перечислять бесконечно.
XIX веке каллиграфия была одной из основных дисциплин учебных заведений. До 1870-х годов учащиеся лицеев и гимназий тратили на формирование идеального почерка до 18 часов в неделю. Лишь в последней четверти столетия часть уроков каллиграфии сократили в пользу изучения древних и иностранных языков [15, c.84].
Сразу же после революции советское правительство взялось за реформу образования. Вводилось обязательное бесплатное обучение в начальных классах, массово строились учебные заведения, десятки миллионов людей учились читать и писать в рамках государственной программы по ликвидации безграмотности. Но в новой советской школе места каллиграфии поначалу не нашлось. Красивое письмо в двадцатых годах называли «буржуазным искусством» и «пережитком царских времён».
К середине века, при Сталине, дореволюционная каллиграфия пережила второе рождение. Почерку школьников уделялось самое серьёзное внимание. Правда, слова «каллиграфия» и «чистописание» стали практически синонимами и второе нередко маскировало первое. С первого по третий класс ученики старательно выводили в прописях буквы, цифры, слоги, предложения и небольшие тексты, доводя почерк до совершенства.
Смертельный удар каллиграфии нанесло появление поршневой, а позднее и шариковой, ручки. Реформой 1968 года отменены чистописание и оценки за прилежание, сокращено количество прописей и число часов, отводимых на обучение письму. Последствия очередной перекройки системы образования мы ощущаем и поныне. И заключаются они не только в потере искусства красивого написания букв и слов.
Как убедительно доказано исследованиями учёных, письмо пером обладает следующими преимуществами перед шариковой ручкой:
• лучше развивает мелкую моторику;
• способствует раскрытию творческого потенциала детей;
• вырабатывает прилежность и терпеливость;
• лучше подходит для формирования правильной осанки.
Выводы учёных подтверждает и статистика. Так, если в пятидесятые годы прошлого столетия случаи искривления позвоночника у учеников младших классов были единичны, в наши дни нарушение осанки наблюдается у 95% школьников. Также значительно ухудшилось зрение среднестатистического ученика [11, c.87].
С конца XIX века до 1960-х годов ученики пользовались чернильницами-непроливайками и деревянными ручками, к концам которых крепились металлические перья. Таким инструментом нельзя писать быстро. Чернил в пере хватало на несколько букв. При написании одного абзаца приходилось раз десять макать ручку в «непроливайку», а попытка ускорить процесс приводила к появлению клякс. При малейших помарках школьников заставляли полностью переписывать тексты, иногда по многу раз.
В начальной школе пользовались чернильными ручками с перьями №№ 11 и 86. С их помощью легче было выводить нажимные и волосные линии. С четвертого класса ученики переходили на более жёсткие перья. Одновременно снижались требования к толщине линий. Старшеклассники писали ещё более жёсткими перьями. Буквы и диакритические знаки должны были иметь разную толщину, но при этом перо давало единообразную линию. Для изменения ширины символов приходилось прикладывать к ручке разное давление. Таким инструментом невозможно писать быстро, но легче красиво выводить буквы и цифры.
В конце шестидесятых вошли в обиход перьевые поршневые ручки. Чернила заливали прямо в них, поэтому отпала необходимость пользоваться «непроливайками». Писать стало проще, однако кляксы продолжали отравлять существование школьников.
Несмотря на то, что к семидесятым годам шариковые ручки продавались уже в любом магазине канцелярских принадлежностей, пользоваться ими в большинстве школ запрещалось. Лишь к середине десятилетия новинка вытеснила из учебных заведений перьевые поршневые аналоги. С шариковой ручкой появилось и безотрывное письмо. Дети стали выводить слова и предложения быстрее, но текст становился всё более неразборчивым и некрасивым [16, c.87].
В пушкинские времена лицеисты и гимназисты уделяли каллиграфии до 18 часов в неделю. До революции появились и первые прописи. Большую часть советского периода школьная программа предусматривала 12 часов чтения и письма в неделю для учеников первых классов. Сегодняшние первоклашки тратят на эти дисциплины 9 часов. При этом количество учебных недель сократилось с 35 до 33.
При Сталине обучение чистописанию производилось в старших группах детских садов и в первых-третьих классах. Были окончательно унифицированы прописи для детей разных возрастов. Сегодня в подготовительных группах детсадов используют прописи для малышей 5–7 лет, а основное обучение письму производится в первом классе. Также стоит отметить, что в дореформенном СССР в начальной школе использовались только тетрадки в косую линейку. Это помогало ученикам формировать ровный и красивый почерк с одинаковым наклоном букв. В тетрадях для каждого последующего класса частота косых линий снижалась, лишь с четвертого года обучения школьникам

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы