Курсовая с практикой на тему Особенности формирования грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава
1.Теоретический анализ литературы по проблеме формирования грамматического
строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. 5
1.1 Научно-теоретические
аспекты проблемы формирования грамматического строя у дошкольников с общим
недоразвитием речи. 5
1.2. Особенности
речевого развития дошкольников с ОНР. 6
1.3. Особенности
грамматического строя у дошкольников с ОНР. 10
1.4. Анализ
методик исследования грамматического строя дошкольников с ОНР 14
Выводы по 1
главе. 19
Глава 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР. 20
2.1.
Организация, методы и методики исследования. 20
2.2. Анализ
результатов исследования. 22
Выводы по 2
главе. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 38
Введение:
Курсовая работа посвящена
анализу особенностей формирования грамматического строя у дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Актуальность исследования
выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время развитие и
дальнейшее функционирования системы образования направлено непосредственно на
повышение уровня эффективности как воспитания, так и обучения дошкольников. Это
в свою очередь обосновывает необходимость детального совершенствования всех
аспектов и элементов системы современного образования, в том числе,
значительного улучшения качества профессионально подготовки воспитателей.
Одной из приоритетных
задач, которые стоят перед дошкольным учреждением, основное место занимает
задача организации подготовки дошкольников к обучению в школе. В этой связи
одним из приоритетных показателей готовности дошкольника к успешному обучению в
образовательном учреждении является формирование правильной, хорошо развитой
речи. Таким образом, правильная и хорошо развитая речь представляет собой
важное условие, необходимое для всестороннего и полноценного развития
дошкольников.
Анализ специальной
литературы позволяет сделать вывод о том, что выбранная тема исследования
достаточно детально проанализирована современными авторами. В частности, нами
были проанализированы работы таких авторов, как
Цель исследования:
провести комплексное исследование особенностей формирования грамматического
строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: дошкольники
в возрасте 5-6 лет.
Предмет исследования:
особенности формирования грамматического строя у дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Научная гипотеза: процесс
формирования практических грамматических умений осуществляется дошкольниками в
рамках уроков формирования грамматического строя речи.
Задачи исследования:
1.Анализ общей и
специальной литературы, связанной с характеристикой особенностей формирования
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2.Изучение состояния
особенностей формирования грамматического строя у дошкольников с общим
недоразвитием речи.
3.Анализ и интерпретация
полученных экспериментальных данных.
4. Сопоставительный
анализ полученных экспериментальных данных.
5. Разработка и апробация
программы коррекционной работы с дошкольниками в возрасте 5-6 лет.
6. Доказательство результативности
коррекционной работы, проведенной с дошкольниками в возрасте 5-6 лет.
Методология исследования
представлена общенаучными методами: анализ, синтез, индукция, дедукция,
абстрагирование.
Организация исследования:
включала в себя теоретический и практический этап. Теоретический этап состоит
из теоретического анализа проблемы исследования. Практический этап состоит из
формирования коррекционной программы, ее практической реализации и анализа
полученных результатов.
Теоретическая значимость
заключается в анализе особенностей формирования грамматического строя у
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость
исследования заключается в возможности использования результатов исследования в
рамках преподавания дисциплины «Общее недоразвитие речи».
Структура курсовой работы
обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, список источников информации, приложений.
Заключение:
1.Предполагаемая нами
гипотеза о том, что процесс формирования практических грамматических умений
осуществляется дошкольниками в рамках уроков формирования грамматического строя
речи, подтвердилась. В рамках эксперимента была произведена выборка среди
дошкольников — в эксперименте принимали участие 20 дошкольников в возрасте 5-6
лет. Они были разделены на две равные группы (по 10 человек), соответственно на
экспериментальную группу, контрольную группу. В контексте эксперимента были
использованы следующие научные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов
деятельности, сравнительный метод, комплексный метод. Выбор указанных методов
детально обусловлен положениями, представленными в трудах А.Р. Лурии, Л.С.
Выготского, А.И. Леоньева.
Обследование проведено на
этапе констатирующего эксперимента. Было выявлено у 5-ти детей – ОНР II уровня,
и у 5-ти детей – ОНР III уровня. Все эти дети посещали логопедическую группу 1
год. Полученные данные детей, обладающих ОНР, сравнивались с данными, которые
были получены при проведении обследования с нормальной речью. Сравнение
проводилось посредством составления специальных таблиц и формирования выводов о
состоянии речевых и неречевых психических функций у детей с ОНР.
В целом, результаты проведенных
экспериментов показали, что качественная характеристика выполнения заданий
позволила выявить гораздо более низкий уровень выполнения задания в условиях
словесной инструкции. Например, при выполнении корректурной пробы, абсолютно
правильного решения этого задания нет ни у одного ребенка с ОНР, в то время как
у их здоровых сверстников высокую оценку получило большинство детей. Лишь у
некоторых здоровых детей были допущены 1-2 ошибки, и столько же ошибок
отмечается у половины дошкольников с ОНР. При этом выполнение в медленном темпе
с большим числом ошибок (3- 4) наблюдается только у детей с ОНР.
В результате
экспериментального исследования внимания выяснено, что дети с ОНР инструкцию
воспринимают неточно, фрагментарно; им трудно сосредоточить свое внимание на
анализе условий задания и поиске возможных способов и средств его выполнения. Кроме
того, все виды контроля являются значительно нарушенными. Задания выполняются
детьми с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно
отличаются от нормы. У детей 2-й группы ошибки возникали к концу выполнения
задания, что можно объяснить быстрым утомлением, истощением нервной системы
ребенка. Для таких детей характерна импульсивность, неустойчивость внимания,
пропуски при выполнении корректурных проб.
2. По итогам проведенных
экспериментальных и контрольных мероприятий следует выработать основные
направления работы с такими детьми, а также практические рекомендации:
— логопедическая
корректировка речевого развития детей с ОНР должна начинаться в раннем
возрасте,
— специалист при
обследовании детей с ОНР обязан выявлять даже незначительные отклонения в
речевом развитии детей, правильно их классифицировать несмотря на конкретный
возраст ребенка. Это во многом будет оказывать влияние на процедуру
формирования речи ребенка как в норме, так и в ситуации патологии.
— особое внимание стоит
уделить психическому развитию детей с ОНР. Этот вопрос должен находиться во
внимании не только специалистов, но и родителей ребенка.
— развитие речи
непосредственно связано с развитие мышления ребенка, контакты ребенка, в
частности, социальные контакты ребенка с иными людьми не должны быть ограничены.
В рамках процесса контактирования ребенок, в том числе, ребенок с ОНР активно
познает основные аспекты окружающей действительности, одновременно поднимая
уровень своей познавательной деятельности.
— в рамках логопедической
работы с детьми с ОНР, иными детьми специалист обязан оказать максимально
возможную помощь в преодолении речевых нарушений, то есть помочь ему пройти
полноценное и всестороннее развитие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретический
анализ литературы по проблеме формирования грамматического строя у дошкольников
с общим недоразвитием речи 1.1 Научно-теоретические аспекты проблемы формирования
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи Формирование языковых
обобщений происходит на основе достаточного уровня развития
аналитико-синтетической деятельности ребёнка: умении анализировать звуковую,
морфологическую структуру слов, выделять общее и специфическое в различных
формах одного того же слова (дом-дома-домой), в различных словах с одним и тем
же грамматическим значением (парты-столы), умение синтезировать различные
морфемы в структуре слова на основе закономерностей языка. Только овладев
определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует
собственные речевые высказывания. Неусвоение же закономерностей языка приводит
к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры
предложения.
Этап усвоения служебных слов для выражения
синтаксических отношений наблюдается в 3 года Характерной особенностью
нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит
лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов
языка — флексий. На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и
многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под)
наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частных правил
словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения
существительных: усвоение окончаний множественного числа — ов, -ами, -ах,
падежных окончаний именительного падежа множественного числа -а, -иа (рога,
стулья). На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с
существительными в косвенных падежах. В речи на этом этапе происходит
дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений,
усваиваются многие служебные слова. Таким образом, в основном усваиваются
многие грамматические формы