Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР. 5
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. 5
1.2. Развитие
эмоционально-волевой сферы в онтогенезе. 8
1.3. Эмоционально-волевая
сфера детей с ЗПР. 13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР. 19
2.1. Проведение процедуры
исследования. 19
2.2. Анализ результатов
исследования. 22
ВЫВОДЫ ПО
2 ГЛАВЕ. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

  

Введение:

 

Актуальность.  Изучение развития эмоционально-волевой
сферы у детей с задержкой психического развития является важной проблемой в
комплексном изучении личности ребенка в педагогике и психологии. Эмоционально-волевая
сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику
его эмоций и чувств. В
настоящее время множество исследований посвящено изучению особенностей развития
психики детей с ЗПР, способов формирования личности, резко меняющегося курса
развития, в зависимости от характера обучения и воспитания, а также сохраненных
возможностей, которые могут использоваться для обучения и обучения определенным
качествам и способам компенсации дефекта.

Важность эмоционального развития ребенка, начиная с раннего
возраста, подчеркивается в трудах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Проблема
эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами — Л.И.
Божович, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Я.З. Неверович, С.Л. Рубинштейном,
Д.Б. Элькониным и др. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой
психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. По
словам Л.С. Выготского, эмоция являются как бы результатом оценки индивида
своего взаимодействия со средой. Согласно исследованиям ученых и практикующих
специалистов, недостатки эмоционально-волевой области детей с ЗПР поддаются
коррекции в условиях специального образования и воспитания.

У детей с ЗПР эмоциональная сфера характеризуется
несформированностью и значительным недоразвитием. Отмечается полярность и
недостаточная дифференцированность эмоций детей, которые лишены оттенков
эмоций, сами эмоции достаточно поверхностны и нестабильны, практически
отсутствует контроль над эмоциональными проявлениями. Воля, проявляющаяся в
сознательных и целенаправленных действиях, также характеризуется
несформированностью у детей. Развитие волевых качеств у детей с ЗПР происходит
гораздо сложнее, чем у нормально развивающихся сверстников, и диктует
необходимость проведения с ними продолжительной работы со стороны учителей
вспомогательных школ.

Объект исследования: задержка
психического развития как патология психического развития.

Предмет
исследования:
специфика эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития.

Цель исследования: изучить
особенности формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР.

В соответствии
с объектом, предметом, целью определены следующие задачи исследования:

1. На основании обобщения научных подходов дать
психолого-педагогическую характеристику детям с ЗПР.

2. Рассмотреть
онтогенетическую специфику развития эмоционально-волевой сферы.

3. Описать особенности эмоционально-волевой сферы
детей с ЗПР.

4. Провести эмпирическое исследование
эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР и дать анализ полученным
результатам.

Для решения задач используется
комплекс исследовательских методов,
представленный теоретическими методами (анализ, синтез, обобщение, и др.);
эмпирические — тестирование, анкетирование. В исследовании использовались следующие методики — «Наблюдение
за эмоциональным состоянием детей в процессе игровой деятельности» (Степанова
Г.Б.), «Изучение понимания эмоционального состояния людей, изображенных на
картинке» (Г.А. Урунтаева), «Изучение восприятия детьми графического
изображения эмоций» (Минаева В.М.), «Нерешаемая
задача» (Н.И. Александрова и Т.И. Шульга).

Структура
работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы по теме
позволил достигнуть цели исследования и решить поставленные задачи.
Проанализировав теоретические основы изучения особенностей формирования
эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, мы пришли
к выводу, что детей данной категории отмечается дефилицитарность
эмоционально-волевой и саморегуляции поведенческой сферы.

Среди
отличительных особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей с
нормальным развитием можно выделить следующие ключевые моменты: закрепление
положительных и отрицательных эмоциональных реакций, и, в соответствии с этим,
коррекция поведения (стремление к тому, что является побудителем положительных
эмоций и избегание стимулов, вызывающих негативные эмоции); становление
устойчивости мотивации; появление общественных мотивов, служащих предпосылками
развития социальных эмоций и нравственных чувств; расширение спектра
переживаемых ребенком чувств.

Эмоциональная сфера детей с ЗПР
отличается незрелостью, ограниченностью выражения эмоций социально приемлемыми
способами, ограниченностью интерпретации чувственного материала, неполноценным
восприятием эмоциональных состояний, недифференцированным выражением эмоций, с
учетом патологического формирования регуляционных механизмов эмоциональных
состояний.

Подобранный комплекс методик позволил объективно оценить особенности
проявления эмоционально-волевой регуляции поведения детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР.

С целью изучения особенностей эмоционально-волевой сферы старших
дошкольников с ЗПР был проведен эксперимент.

Критериями сформированности основных показателей эмоционально-волевой
сферы выступали следующие: произвольность поведения; развитие волевых качеств;
сформированность волевых действий, умение проявлять выдержку и терпение;
владеть собой, преодолевать препятствия; осознанность и целенаправленность
действий; восприятие, понимание, идентификация и вербализация эмоций;
восприятие и проявление экспрессии, умение показать эмоции мимикой и
пантомимикой.

По результатам проведенной диагностики
дети с ЗПР отличаются низкой степенью волевой регуляции и произвольности
поведения (умением работать по образцу, в соответствии с правилами, проявлением
самоконтроля, выдержки и терпения, преодоление препятствий); трудностями при
выполнении заданий, недостаточно сформированными волевыми качествами
(самостоятельностью, терпением, выдержкой, организованностью, инициативностью,
решительностью).

По результатам диагностики двое детей
показали средний уровень понимания своих и чужих эмоций, внешние проявления
эмоций выражены незначительно, дети способны определять эмоциональное
состояние, однако им требуется помощь взрослого. Три ребенка показали  низкий уровень понимания своих и чужих
эмоций, им мало доступно понимание чужих эмоций, практически отсутствуют экспрессивность
выражения эмоций, имеются затруднения с использованием мимики и пантомимики.

Выделенные
особенности свидетельствуют о необходимости поиска эффективных способов дальнейшего
развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР 1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Впервые термин «задержка психического развития» (ЗПР)
предложен Г.Е. Сухаревой. ЗПР характеризуется замедленным темпом психического,
психофизиологического и социального развития. 
По М.С. Певзнер, основу ЗПР составляют психофизический и психический
инфантилизм, а ведущей формой является неосложненный инфантилизм. М.С. Певзнер
предложена первая клиническая классификация ЗПР: ЗПР с доминированием признаков
психического инфантилизма и ЗПР как следствие церебрастении [32].

В.В. Лебединским указывается, что при ЗПР в одних
случаях наблюдается задержка развития эмоциональной сферы (инфантилизм), в
других — доминируют нарушения развития интеллектуальной сферы [24]. В.В.
Лебединским описываются основные нарушения психического развития: необратимое
психическое недоразвитие — олигофрения; задержанное психическое развитие;
поврежденное; дефицитарное развитие; искаженное психическое развитие;
дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Задержка
психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития
психики, выражающегося в нехватке общего запаса знаний, ограниченности
представлений, незрелости мышления, доминировании игровых интересов и
неспособности продолжительно заниматься интеллектуальной деятельностью.
Рассматривая ЗПР в рамках клинического подхода (Т.А. Власова, К.С.
Лебединская), необходимо выделить клинические признаки, ведущими из которых
являются: отставание формирования и развития ведущих психофизических функций
(речевой деятельности, моторики, социального поведения); несформированность
эмоционально-волевой сферы; гетерохронность созревания основных психических
функций;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы