Курсовая с практикой на тему Особенности формирования элементарных математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Теоретические основы математического развития МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Понятие,
виды и причины умственной отсталости
2.1 Дидактические игры в
пропедевтический период обучения математике
2.2 Дидактические игры при изучении
нумерации чисел первого и второго десятков
2.3 Дидактические игры при изучении нумерации в пределах 100
Список используемой литературы:
Введение:
Проблема
исследования заключается в том, что, формирование элементарных математических
представлений у обучающихся с интеллектуальной нормой изучены всесторонне.
Вопросы особенностей математических представлений у обучающихся с интеллектуальной
нормой, рассмотрены в работах А. А. Агеевой, О. М. Дьяченко, З. А. Михайловой,
А. А. Столяра, Р. Л. Рихтермана. Своевременная деятельность всех органов чувств
(зрение, слух, осязание) обеспечивает широкие возможности дифференцированного
восприятия разных качеств (цвета, формы, величины) и количества предметов в
окружающем мире. Обучающийся способен адекватно воспринимать окружающую
действительность, обретать собственный жизненный опыт. Дифференциальные
особенности у обучающихся с легкой умственной отсталостью изучены достаточно. У
обучающихся с умственной отсталостью развитие математических представлений
происходит гораздо сложнее.
Вопросы
особенностей математических представлений у обучающихся с умственной
отсталостью рассмотрены в работах Л. В. Кузнецовой, Н. Г. Морозовой, А. А.
Катаевой, Е. А. Стребелевой. Д. Н. Исаев указывает на то, что, причиной
интеллектуального нарушения является поражение головного мозга ребенка
(недоразвитие плода, болезнь, ушиб и т.д.). Однако не всякое поражение
головного мозга приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности
[14].
Актуальность темы
обусловлена тем, что математические представления – это элементарные знания о
пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях,
которые необходимы для развития у обучающихся с умственной отсталостью
житейских и научных понятий. Для умственного развития обучающихся существенное
значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно
влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания
окружающего мира. Фактор, делающий данную проблему актуальной, связан с тем,
что обучающиеся с умственной отсталостью это разнообразная категория, которая
включает в себя обучающихся с различной степенью тяжести.
Степень
разработанности. Усвоение обучающимися с нормативным развитием системы
элементарных математических представлений нашло отражение в современных
психолого-педагогических исследованиях (Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, 3. А.
Михайлова, Н. И. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т. Д. Рихтерман, Е. В. Сербина,
Е. В. Соловьева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Е. В. Щербакова). Они
указывают на то, элементарные математические представления оказывают
качественное влияние на весь ход их психического развития обучающихся,
обеспечивает готовность к самостоятельной деятельности. Изучение элементарных
математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью, нашли
отражение в экспериментальных исследованиях В. С. Азбукина, Л. Б. Баряева, Н.
Ю. Борякова, А. П. Зарин, О. П. Гаврилушкина, С. Г. Ералиева, Н. Г. Морозова,
Г. М. Капустина, А. А. Катаева, Л. Н. Лезина, Н. И. Непомнящая, Е. А. Стребелева,
И. В. Чумакова.
Объект
исследования: процесс
формирования элементарных математических представлений у детей младшего школьного
возраста с УО.
Предмет
исследования: Особенности формирования элементарных математических
представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
Цель
исследования: изучить
педагогическую теорию и практику по проблеме развития элементарных
математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи
исследования:
— изучить педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования;
— рассмотреть методики формирования элементарных
математических представлений у младших школьников с умственной отсталостью;
— систематизировать практический
материал, способствующий формированию у младших школьников с УО элементарных
математических представлений.
Методы
исследования: анализ
педагогической теории и практике по проблеме математического развития школьников,
систематизация, составление библиографии.
Заключение:
В курсовой работе была изучена такая
проблема, как сформированность элементарных математических представлений и
умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с умственной отсталостью.
Основные задачи работы были достигнуты: проанализированы теоретические основы
по данной проблеме; изучены уровни сформированности элементарных математических
представлений и умений их применения в повседневной жизни у обучающихся с
умственной отсталостью. Исследуя данную проблему, исходили из важности развития
уровня сформированности математических представлений и умений их применения в
повседневной жизни у обучающихся с умственной отсталостью, как одного из важных
процессов в развитии. Данное исследование представляет собой особый интерес, а
так же является актуальным, и будет оставаться таким еще долгое время. Анализ
литературных источников по проблеме позволил сделать ряд выводов: —
Математические представления — это элементарные знания о пространстве, форме,
величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы
для развития у ребенка младшего школьного возраста житейских и научных понятий.
Однако усвоение математики детьми представляет большие трудности.
Обучающиеся должны получать
математические знания, прежде всего, на основе собственной практической
деятельности выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.
К особенностям формирования
элементарных математических представлений у обучающихся в младшем школьном
возрасте относятся: связь с игрой, опора на помощь взрослого, расширение
самостоятельности в выполнении задания, накопление определенного запаса
предметных знаний и умений, развитие у них необходимых специфических
познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного
усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания. —
Обучающиеся в силу присущих им особенностей психического развития слабо
ориентируются в содержании математического задания, не могут его запомнить,
выполнить. Умственная отсталость представляет собой стойкое, необратимое
нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также
эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим
поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер мышления, что
существенно затрудняет познавательную деятельность. — К
особенностям формирования элементарных математических представлений у
обучающихся с умственной отсталостью относятся: замедленный темп усвоения,
неспособность выполнять задания самостоятельно. Страдают зрительное и слуховое
внимание, сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам.
Все это затрудняет развитие математических представлений, не позволяет ребенку
осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Обучающиеся
допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
математического развития МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Понятие, виды и причины умственной отсталости
По оценкам
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), до 10-20% всех детей и подростков
имеют ту или иную форму умственной отсталости, причем половина из них возникает
в возрасте 14 лет. Само воспитание детей — тяжелая работа, а дети с ограниченными интеллектуальными
возможностями могут оказаться в трудном положении. Однако из-за негативной стигмы большинство
людей не знают, что существуют разные степени умственной отсталости, которые мы
обсудим в этой статье.
Эта классификация дается детям с низким IQ,
обычно в диапазоне от 70 до 75 или менее.
У них низкое адаптивное поведение или навыки повседневной жизни (навыки
приема пищи, одевания, общения и общения) они медленнее своих сверстников в
приобретении жизненных навыков, таких как развитие речи или логика [26].
Интеллектуальная
инвалидность была стереотипирована кино и телевизионными шоу. Они заставили людей поверить, что умственно
отсталый человек медлителен и глуп, часто высмеивается как деревенский идиот. На самом деле эта инвалидность имеет нюансы с
различными масштабами ограничений, и для пострадавших есть место для улучшения
[4].
Вот разные
уровни умственной отсталости:
Умеренная интеллектуальная инвалидность: более
85% детей с ограниченными возможностями попадают в эту категорию и не испытывают
никаких проблем, пока незадолго до школы.
Имея IQ около 50-69, они иногда не в состоянии понять абстрактные
понятия, но в целом могут учиться со значительной скоростью и функционировать
независимо.
Умеренная интеллектуальная инвалидность.
Подпадая под диапазон IQ 36-49, они составляют около 10% детей, страдающих
умственной отсталостью. Эти дети могут
быть интегрированы в общество, поскольку они могут овладеть речью и основными
жизненными навыками; однако их
академическая успеваемость, вероятно, будет плачевной, и они будут плохо
учиться в школе. Эти дети могут иметь
некоторую автономию, но не могут оставаться независимыми в течение длительного
времени.
Тяжелая умственная отсталость: при IQ 20-35,
эти дети составляют меньшинство 3-4%.
Благодаря обширному обучению дети с тяжелой умственной отсталостью могут
приобрести необходимые жизненные навыки, но из-за ненормального развития им
потребуется частая помощь.
Глубокая интеллектуальная инвалидность: это
самая тяжелая форма инвалидности, а также самая редкая, и только 1-2% детей с
психическими расстройствами составляют эту группу. У них IQ меньше 20. Они
серьезно инвалиды и нуждаются в тщательном наблюдении из-за плохих жизненных
навыков. Тем не менее, при регулярном
обучении и настройке рутины они могут приобрести некоторые важные навыки [21].
Хотя большинство
причин умственной отсталости не может быть идентифицировано, есть некоторые,
которые могут быть связаны с этой инвалидностью. Некоторые из них:
Генетическое: более 30% умственной отсталости
связано с генетикой. Эти дети, вероятно,
будут страдать от таких проблем, как синдром Дауна и синдром хрупкой X
[7,c.122].
Травма головы. Тяжелая травма головы может
вызвать воспаление мозга. Это может
изменить психическое состояние ребенка и привести к проблемам с памятью,
вниманием и рассуждением.
Вопросы, связанные с беременностью. Беременные
женщины, которые принимают наркотики, курят и пьют алкоголь, могут серьезно
повлиять на развитие мозга плода.
Болезнь: у детей, страдающих от кори, может
развиться энцефалит, который вызывает умственную отсталость. Дети, страдающие врожденным гипертиреозом,
также подвержены риску плохого развития мозга.
Воздействие токсичных материалов. Известно,
что такие элементы, как ртуть, свинец и кадмий, влияют на умственный рост и
вызывают умственную отсталость.
Многие случаи умственной отсталости связаны с
неизвестной этиологией.
Таким образом,
даже дети с ограниченными умственными возможностями проявляют разные признаки и
симптомы. Эти признаки полностью зависят
от уровня их инвалидности. Самое важное
у детей с умственными нарушениями — это их неспособность ориентироваться в
повседневной жизни и участвовать в семейных, школьных и общественных
мероприятиях. Другие симптомы и признаки умственной отсталости у детей [16,c.90]:
Трудность в формулировании точки
Учим речь медленнее
Неверные объекты
Проблемы с запоминанием вещей
Плохая успеваемость
Общий низкий интеллект
Низкая производительность в тестах IQ
Особое внимание требуется для изучения простых
навыков
Не можете надеть одежду
Помимо этого, у детей с ограниченными
умственными способностями также проявляются такие поведенческие симптомы, как
[9]:
Агрессия
депрессия
тревожность
Склонность причинять себе вред
Импульсивны
Иметь мысли о самоубийстве
Иметь плохие межличностные отношения
Зависеть чрезмерно от родителей
Не в состоянии реагировать на ситуации
взвешенно
Иметь низкий объем внимания
Характеристика умственно отсталых детей