Курсовая с практикой на тему Особенности фонематического восприятия у дошкольников с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты фонематического восприятия у дошкольников с ОНР 6
1.1. Психофизиологические особенности дошкольников с ОНР 6
1.2. Характеристика фонематического восприятия у детей с ОНР 13
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Практические аспекты фонематического восприятия у дошкольников с ОНР 19
2.1. Организация и результаты исследования 19
2.2. Рекомендации по коррекционной работе фонематического восприятия у дошкольников с ОНР 25
Выводы по 2 главе 30
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Согласно современным научным представлениям фонетическое и фонематическое расстройство речи относится к расстройствам общения и представляет собой нарушение процессов формирования фонетической си-стемы родного языка у детей с различными нарушениями речи вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Установлено, что у детей с сочетанными нарушениями произноше-ния и восприятия фонем отмечается незавершенность процесса формиро-вания звуков, характеризующаяся тонкими артикуляционными или аку-стическими особенностями.
Прерванная фонематическая осведомленность приводит к тому, что ребенок испытывает значительные трудности не только в процессе овладе-ния фонетической стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения инструментом, потому что только после достижения определен-ного (начальный) уровень фонематического осознания, ребенок может в полной мере овладеть звуковым анализом и синтезом и, впоследствии, навыками письма и чтения.
Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста число детей с отклонениями в развитии языка неуклонно растет, среди которых много детей с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи.
Проведение логоритмических специально организованных занятий для дошкольников с фонетическим и фонематическим недоразвитием речи в коррекционной работе может способствовать более быстрому и эффек-тивному преодолению речевых нарушений.
Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности вос-принимать и различать звуки речи (фонемы).
По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.[29]
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фоне-матических представлений.
При специальной коррекционной работе по развитию фонематиче-ского слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, сло-ва сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуко-вой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. [29]
Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым момен-том в коррекции речевого недоразвития является фонематическое воспри-ятие и звуковой анализ».
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными призна-ками.
Р.М. Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в раз-ной степени ухудшаться и его восприятие.
При изучении проблем фонетического и фонематического недораз-вития речи существует представление о том, что при нарушениях фонети-ческого и фонематического аспектов речи наблюдаются некоторые особен-ности формирования двигательных функций.
Речевой ритм предполагает коррекцию координации движений и речи. Соотношение движений и речи нормализует мышечный тонус, помо-гает избавиться от эмоциональной и физической скованности, способствует координации процессов дыхания, голоса, артикуляции, регуляции ритма речи, профилактике и преодолению речевых нарушений.
Объектом исследования являются дошкольники с ОНР.
Предметом формирование фонематического восприятия у дошколь-ников с ОНР.
Цель исследования: изучение формирования фонематического вос-приятия у дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психофизиологические особенности дошкольников с ОНР
2. Охарактеризовать фонематическое восприятия у детей с ОНР
3. Организовать исследование и представить результаты
4. Предложить рекомендации по коррекционной работе фонематиче-ского восприятия у дошкольников с ОНР
Методы исследования были выбраны в соответствии с целью и зада-чами:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— эксперимент;
— количественный и качественный анализ результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка использованных источников.
Заключение:
Анализ литературных источников показал, что в достаточной мере рассматриваются вопросы онтогенеза, характерные особенности фонема-тического восприятия речи и особенности речи детей с ОНР.
Для обеспечения полноценного, а главное, эффективного процесса в ходе логопедической работы необходимо придерживаться определенным принципам.
Патогенетический принцип ориентирован на первоначальное пони-мание значения словообразования.
Принцип системного подхода помогает ребенку усваивать нюансы семантических изменений слов.
Принцип комплексности оказывает воздействие на весь синдром в совокупности.
Принцип максимальной опоры ориентирован на основу полимо-дальных афферентаций, большого спектра функциональных систем, ана-лизаторов. Представляет речевую деятельность как функциональную си-стему и структуру психических функций.
Принцип учета «зоны ближайшего развития» -это использование за-планированных заданий, которые ребенок сможет выполнить без особой помощи логопеда.
Принцип пошагового формирования психических функций – это по-этапное формирование основных характеристик словообразования.
Принцип сознательности является основополагающим и направлен на понимание детьми целей заданий.
Принцип дифференцированного подхода предполагает подбор игр и заданий с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип учета ведущей деятельности характеризуется использова-нием игровой деятельности для корректировки.
Принцип применения обходного пути определяется использованием зрительных и кинестетических афферентаций.
Показано, что у детей с ОНР в дошкольном возрасте при выполне-нии заданий с учетом особенностей речевых и двигательных навыков этой группы и направленных на коррекцию двигательных и речевых процессов можно добиться более быстрое и эффективное улучшение состояния про-изношения аспектов речи и развитие грубых двигательных навыков в це-лом.
В работе с детьми и фонематическим недоразвитием речи дошколь-ного возраста особенно важно учитывать условия и методы проведения упражнений.
Опытное обучение показало, что потенциал формирования и совер-шенствования двигательных навыков по-разному реализуется у разных детей. Большая часть усвоения материала в процессе занятий.
Для некоторых детей логоритмические занятия являются необходи-мым условием формирования двигательных навыков (в том числе произ-ношения).
Каждый ребенок определяет свои трудности в овладении различны-ми типами движений, большинство из которых они могут успешно пре-одолеть в процессе индивидуальных занятий.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих за-дач:
1. Изучены психофизиологические особенности дошкольников с ОНР
2. Охарактеризовано фонематическое восприятие у детей с ОНР
3. Организовано исследование и представлены результаты
4. Предложены рекомендации по коррекционной работе фонемати-ческого восприятия у дошкольников с ОНР
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты фонематического восприятия у дошкольников с ОНР
1.1. Психофизиологические особенности дошкольников с ОНР
Для детей с нарушениями речи характерно недоразвитие всей позна-вательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь).
Особые трудности этих процессов на уровне произвола и осознанно-сти. Интеллектуальная отсталость у детей носит вторичный характер, по-скольку она формируется в результате недоразвития речи во всех ее ком-понентах.
Внимание детей с нарушениями речи, характеризующимися неста-бильностью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение диапазона внимания, быстрое забывание материала, особенно словесного (речевого), снижение активной ориентации в процессе запоминания последовательности событий, сюжет-ной линии текста.
Многим из них присуще недоразвитие умственных операций, сниже-на способность к абстрагированию, обобщению.
Детям с патологией речи легче выполнять задания не устной, а визу-альной формы. Им нужно больше времени, чтобы понять инструкции к за-данию, для формирования идей и понятий. Требуется многократное по-вторение, уточнение, наводящие вопросы.
Дети с нарушениями речи быстро устают, у них снижается работо-способность. Эти дети реагируют медленнее, неспособны быстро сосредо-точиться и могут испытывать трудности при самостоятельном управлении своим пространством. Они не включены в работу. Этим детям трудно научиться читать, а также обрабатывать, сохранять и использовать ин-формацию, полученную в результате чтения.
Некоторым сложно уловить рифму, и им трудно запоминать стихи. Отклонения в эмоционально-волевой сфере.
У них нестабильность интереса, сниженная внимательность, снижен-ная мотивация, изоляция, негативизм, неуверенность в себе, раздражи-тельность, агрессивность, обида, трудности в общении с окружающими, установление контактов со сверстниками, субъективная неудовлетворен-ность, расстройства личности, необходимость присутствовать во фрустра-ции снижение стрессоустойчивости в результате недостаточной социальной адаптации.