Курсовая с практикой на тему Особенности физкультурно-спортивной деятельности в юношеском возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования физкультурно-спортивной деятельности в юношеском возрасте 5
1.1.Особенности психофизиологического развития юношеского возраста 5
1.2.Спортивная деятельность в юношеском возрасте 7
Глава 2. Методы и организация исследования 11
2.1. Методы исследования 11
2.2. Организация исследования 12
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 13
Заключение 21
Список использованных источников 24
Приложение 26
Введение:
Актуальность темы. В современном глобализирующемся мире многообразие подходов в понимании физической культуры и спорта выделены такие неизменные характеристики: физкультура и спорт представлены как социальное явление и сложная организованная социальная система, где отправным моментом восприятия физкультуры и спорта выступает генетическая связь с культурой общества.
Основой появления физической культуры и спорта будут выступать 3 взаимно связанных между собой общественных фактора:
— осознанность индивидов в надобности в формировании и усовершенствовании своих физических данных;
— осознанности в огромной роли для жизнедеятельности индивида в двигательной деятельности;
— осознанности в необходимости применения физических упражнений и спорта для достижения социально важных успехов. Такая основа физической культуры и спорта обуславливается всем историческим ходом формирования общества, так как находящемуся во взаимодействии с окружающей средой и социальной действительностью индивиду требовались общие и специальные физические качества, способствующие более продуктивному исполнению жизненно важных функций.
В настоящее время среди российской молодежи совершается немыслимый бум на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Поиск форм и видов двигательной активности, обеспечивающих необходимый уровень двигательной активности детей, происходит постоянно, вместе с тем следует отметить, что для полноценного развития следует применять наиболее естественные движения, характерные для жизнедеятельности человека в целом. Поэтому в перечне видов спорта и различных форм физкультурно-спортивной деятельности необходимо особо выделить современные виды физкультурно-спортивной деятельности современной молодежи.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что ведущей мотивацией занимающихся спортом современных юношей и девушек является стремление к самореализации и поиск острых ощущений.
Объект исследования – физическая культура и спорт в юношеском возрасте.
Предмет исследования – физкультурно-спортивная деятельность в юношеском возрасте.
Задачи курсовой работы:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования физкультурно-спортивной деятельности в юношеском возрасте.
2. Раскрыть методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты исследования.
Обзор литературы. Современная система исследования физкультурно-спортивной деятельности в юношеском возрасте еще далека от завершения, поэтому фундаментальные исследования по данной теме представлены незначительно. Тем не менее, стоит отметить работы некоторых авторов. Среди таких исследований можно отметить научные труды таких авторов, как: А.А. Баканова, Л.В. Волков, Г.С. Шабельникова Е.С. Кирилова и др.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, эмпирические: эксперимент, количественная обработка данных.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _________________________________ факультета, состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложения. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Заключение:
По результатам исследования можно сделать вывод, что сегодня юноши и девушки реже встречаются в кафе и клубах, заменяя общение «лицом к лицу», так сказать «вживую», на опосредованное общение через интернет сайты. Соответственно, развивается сидячий образ жизни, который отрицательно влияет на любой организм, тем более молодой. Важную роль при занятиях спортом играет мотивация.
Существуют и другие факторы. К сожалению, в девяностые годы прошлого века из-за плохо продуманной политики, недостатка финансов и отсутствия внимания со стороны государственных органов некогда колоссальный оздоровительный спортивный потенциал был во многом утерян. И, несмотря на то, что в настоящее время он продолжает расти, инфраструктура спорта развита недостаточно: плохие условия недостаток, мест для занятий спортом, нехватка специалистов в этой области — всё это влияет отношение молодых людей к спорту.
Итак, мы выяснили, что на отношение молодых людей к спорту оказывают влияние различные факторы.
Для многих это отсутствие условий, недостаточно развитая инфраструктура. Другие причины слабой ориентации людей на здоровье и недостаточной ориентации на высокий уровень физического развития это — недостаточная мотивация, неразвитость культурно-исторических традиций, стимулирующих здоровый образ жизни и физическое совершенство.
В последнее время интерес к формированию здорового образа жизни невероятным образом увеличился. Большими темпами растет число тренажерных залов, фитнес клубов, количество, если не специализированных кафе, то, по крайней мере, отдельных позиций в меню со здоровой пищей стремительно растет. На каждом телевизионном канале, в каждой рекламе, фильме или сериале идет активная пропаганда здорового образа жизни.
По итогам анкетирования было установлено, что высокий уровень: характеризуется наличием знаний о виде спорта как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности.
Средний уровень: знания не строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о виде спорта.
Поверхностный уровень: знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретённые стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к не проявляется.
Низкий уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу.
В соответствии с выделенными уровнями исследуемых групп можно распределить таким образом: высокому уровню соответствует 30 % респондентов, среднему уровню 35 % респондентов, к поверхностному уровню 25 %, низкому уровню 10 % .
По итогам проведения методики В.И. Тропникова удалось установить следующее. Наиболее представленными мотивами занятий спортом для респондентов группы А (спортсменов, занимающихся сноубордом) являются следующие: развитие характера и психических качеств, улучшение самочувствия и здоровья, потребность в одобрении.
По итогам проведения методики Ю.М. Орлова удалось установить следующее.
Респонденты группы А продемонстрировали более высокий уровень потребности достижения цели, чем респонденты группы Б (школьники, не занимающиеся регулярно спортом).
Так, у респондентов группы А преобладающим уровнем потребности достижения цели является высокий уровень, в то время как у респондентов группы Б преобладающим уровнем потребности достижения цели является низкий уровень.
В результате расчета критерия Манна-Уитни удалось доказать достоверность различий (при р≤0,01) между данными тестирования группы А и группы Б по следующим параметрам:
1. Творческая активность (по реальному профилю рабочего направления мотивации).
5. Потребность достижения цели.
6. Потребность в поисках ощущений.
В результате проведенного эмпирического исследования удалось доказать выдвинутую в начале исследования гипотезу: ведущей мотивацией занимающихся физической культурой и спортом является стремление к самореализации и поиск острых ощущений.
По итогам проведенного исследования испытуемым группы А были даны следующие рекомендации:
— в процессе занятий спортом сосредотачиваться на собственных ощущениях, а не стараться произвести впечатление на окружающих;
— видеть в спорте не только занятие для тела, но и для духа – осознавать, что спорт позволяет духовно расти и познавать свое тело.
По итогам проведенного исследования испытуемым группы Б, не занимающимся регулярно спортом, были даны следующие рекомендации:
— стараться думать не только об учебе– в свободное от работы время максимально отвлекаться, в выходные дни не выполнять рабочих поручений, разнообразить свои хобби;
— ставить перед собой такие цели, которые бы мотивировали расти – профессионально, морально, физически, чаще «поднимать свою планку» чуть выше привычного уровня;
— стараться быть более открытым всему новому, ведь часто повышенная осторожность не позволяет получить новых впечатлений и ощущений от жизни.
Фрагмент текста работы:
В.М. Волков, юношеский возраст с 17 лет, характеризует периодом становления половой зрелости . С шестнадцатилетнего возраста главным образом завершается процесс функциональных перестроек организма, и состояние организма индивида все больше и больше приближается к состоянию, которое характерно взрослому человеку .
Интенсивное развитие двигательных функций происходит в момент полового созревания в 17-18 лет, когда процесс развития нервно-мышечного аппарата юношей близок к завершению. В данном возрасте происходит процесс завершения формирования кардио-респираторной системы, становления функций внутренних органов, регулируемых высшей нервной системы. Юношеский возраст характеризуется периодом расцвета всех функций организма и относительной стабилизации морфологических и обменных процессов. Человек считается полностью сформированным и зрелым.
Основной рост организма закончился, центральная нервная система отличается зрелостью. Основная масса нервных клеток прошла процесс дифференцировки в плане построения сомой клетки. В клетках повышается экстерорецептивная активность за счет синтеза белков-рецепторов, повышается чувствительность мембран нейронов. Необходимо отметить, что часть нейронов в период первой зрелости продолжают структурно-функциональное совершенствование, до 40-45 летнего возраста. Однако работоспособность коры больших полушарий высока. Устанавливается относительный баланс нервных процессов, обеспечивается высокая надежность принципов деятельности ЦНС, ее влияние на регуляцию и адекватную взаимосвязь всех систем организма.
Дворкин Л.С. , в результатах своих исследований указывают, что юношеский возраст является благоприятным для развития силы.
В этот возрастной период увеличивать скорость бега можно главным образом в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы.
Поэтому необходимо развивать скоростно-силовую подготовку. В тренировках давать упражнения на развитие слабых групп мышц (косые мышцы туловища, отводящие, приводящие, сгибатели, разгибатели — как верхнего плечевого пояса, так и задней поверхности бедра).
Исследования показывают, что уровень развития скоростно-силовых способностей постепенно повышается с 9 до 19 лет, к 17 годам достигая максимума. У лиц мышечного типа телосложения более высокие темпы роста скоростно-силовых способностей выявляются в возрасте от 10 до 12 лет, а у других типов телосложения – в возрасте от 11 до 13 лет .
В юношеском возрасте мышцы эластичны, они характеризуются хорошей нервной регуляцией и высокой способностью к расслаблению. По сократительным свойствам, своему химическому составу и строению мышцы подростков приближаются к мышцам взрослых людей. Опорно-двигательный аппарат способен к довольно длительной работе и выдерживанию значительных статических напряжений. Поэтому в юношеском возрасте целесообразно увеличивать величину отягощений и объем силовой работы .
В возрастном интервале 17-20 лет у человека сохраняется высокий уровень работоспособности, тренируемости двигательной функции, особенно ее силовых проявлений и работоспособности, складываются благоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких спортивных результатов