Физическое воспитание и оздоровительные технологии в дошкольном образовании Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 2

Глава 1. Теоретические основы организации физического воспитания детей раннего дошкольного возраста 5

1.1 Особенности физического развития детей раннего дошкольного возраста 5

1.2 Задачи и содержание физического воспитания детей раннего дошкольного возраста 10

1.3 Методика проведения занятий физического воспитания с детьми раннего дошкольного возраста 16

Выводы по первой главе 24

Глава 2. Практическое исследование уровня физического воспитания детей раннего дошкольного возраста 25

2.1 Организация и методы исследования 25

2.2 Результаты исследования уровня развития физических качеств детей раннего дошкольного возраста 29

2.3 Рекомендации по организации физического воспитания детей раннего дошкольного возраста 35

Выводы по 2 главе 40

Заключение 41

Список использованных источников 43

Приложение 45

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Физическое воспитание относится к одному из ключевых элементов в процессе формирования иммунитета и укреплении здоровья подрастающего поколения, от него напрямую зависят темпы роста, а также умственное развитие.

Особенно важное значение физическое воспитание имеет для дошкольного периода, которое необходимо начинать уже в раннем возрасте. Что сегодня очень актуально, в виду стабильной тенденции ухудшения здоровья, всего населения России.

Ранний дошкольный возраст является периодом интенсивного моторного развития, когда ребенком осваиваются различные виды движений (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр.), умение держать равновесие и ловко двигаться в пространстве [8, с. 17]. Вообще характерная особенность этого возраста – проявление ребенком большого интереса к движениям. К примеру, на 3-м году жизни, суточная потребность ребенка в движениях составляет 6,5 тыс. локомоций, что к 7-ми годам возрастает до 16-18 тыс. [17, с. 51].

Под влиянием движений происходит улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Движениями ребенок познает окружающий его мир, в них развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм.

Все вышесказанное требует переосмысления физического воспитания детей раннего дошкольного возраста, совершенствования условий их двигательной активности для развития двигательных умений и навыков.

Цель исследования: рассмотреть особенности физического воспитания детей раннего дошкольного возраста.

Объект исследования: дети раннего дошкольного возраста.

Предмет исследования: физическое воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть особенности физического развития детей раннего дошкольного возраста.

2. Обозначить задачи и содержание физического воспитания детей раннего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности методики проведения занятий физического воспитания с детьми раннего дошкольного возраста.

4. Провести исследование уровня развития физических качеств детей раннего дошкольного возраста.

5. Привести рекомендации для организации физического воспитания детей раннего дошкольного возраста воспитателями родителям.

Методы исследования: теоретические (сравнение; синтез; обобщение), практические (тестирование, наблюдение, беседа).

Теоретико-методологическая основа исследования: вопросы развития детей раннего дошкольного возраста (Н. Лескова, Л. Ноткина, Е.Я. Бондаревская, А.В. Четкасова и др.), теория физкультурных занятий с детьми раннего возраста (М.В. Литвинова, С.Я. Лайзане, Т.И. Осокина, Т.Ф. Саулина и др.); теоретические положения физиологии движений и физиологии активности (Н.А, Берштейн); вопросы преобразования дошкольной физической культуры (Е.Н. Вавилова, С.И. Гальперин, О.А. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А.Н. Щербак и др.).

Структура исследования: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованных источников и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа посвящена исследованию особенностей физического воспитания детей раннего дошкольного возраста.

Работа проходила на теоретическом и практическом уровнях. В первой главе было определено следующее. Движение является естественной потребностью ребенка, в особенности в возрасте 2-3-х лет. В раннем дошкольном возрасте происходит непрерывное возрастание двигательной активности ребенка. Благодаря чему, он постепенно осваивает умение свободно ходить, лазить, держать равновесие, катать, бросать мяч и т.д. Происходит увеличение таких показателей как ловкость, сила, гибкость.

Однако данный процесс нельзя пускать на самотек. Лишь своевременно начатое и правильно осуществляемое физическое воспитание детей раннего дошкольного возраста служит в качестве важного условия их полноценного развития (формирования хорошего телосложения, профилактики заболеваний, улучшения деятельности внутренних органов и систем детского организма).

Помимо этого, благодаря правильному физическому воспитанию, начатому с самого раннего возраста, у ребенка вырабатывается привычка к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывается любовь к спорту, привычка к здоровому образу жизни.

С учетом возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста (физиологическая слабость их мышечно-связочного аппарата и костной системы) необходимо строгого дозировать предлагаемые физические нагрузки. В качестве основных форм физического воспитания для этого возраста можно назвать физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры.

С учетом того, что необходимый эффект, в правильном физическом воспитании ребенка дается непосредственным воздействием на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, идущей из окружающей среды, огромная роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Ведь дети много времени проводят в дошкольном учреждении. По этой причине, задача воспитателя заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых позволяет обеспечить физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Вторая часть работы была посвящена выявлению уровня развития физических качеств, детей раннего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 15 детей (8 девочек и 7 мальчиков).

Выяснить, что большинство детей в 1 младшей группе (46%) имеют средний уровень развития физических качеств. 4 ребенка (27%) имеют высокий уровень развития физических качеств и 4 дошкольника (27%) – низкий уровень.

У 20% детей 1 младшей группы не могут долго стоять на одном месте, начинают поднимать руки, их тело клонит в стороны. 53% детей не доходят до конца проложенной на полу досточки, сходят с нее, останавливаются. 40% детей не могут приседать в заданном темпе, постоянно прерываются, т.к. быстро устают. 33% детей не могут совершать прыжки обоими ногами, постоянно отталкиваются лишь одной.

Другими словами, с детьми необходимо поведение целенаправленной работы по физическому воспитанию, для развития физических качеств. При этом, важный момент – это активное привлечение родителей.

Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи в начале работы, могут считаться выполненными.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности физического развития детей раннего дошкольного возраста

Ранний дошкольный возраст – это самый ранний отрезок детства с временным отрезком от рождения до 3-х лет. Психофизиологические особенности организма в это время характеризуются, в первую очередь, низкими функциональными возможностями, выраженными в слабом развитии мышечной и других систем, быстрой утомляемости, трудной приспособленности к условиям окружающей среды в целом.

Термин «физическое развитие» может использоваться как в узком, так и в широком значении. В узком значении подразумеваются антропометрические и биометрические показатели (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и т.д.). В широком понимании в этот термин включаются еще физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость) [15, с. 165].

На протяжении этого периода происходит быстрое увеличение роста и веса ребенка (за первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см, масса тела в это время утраивается по сравнению с массой при рождении, а после года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2-2,5 кг). Изменяются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка (окружность при рождении – 32-34 см, но в течение первых 3-4 месяцев жизни она возрастает на 2,5-3 см в месяц, затем прирост ее снижается, а в конце года она составляет около 0,4-0,5 см в месяц, за первый год). Развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, увеличивается сердце. Совершенствуется работа дыхательной системы (происходит увеличение ее объема), органов пищеварения. Укрепляется иммунная система, увеличивается сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным воздействиям внешней среды [8, с. 16].

По мере развития ребенка происходит уменьшение частоты дыхания: к концу первого года жизни порядка 30-35 вдохов в минуту, к концу третьего – 25–30, а к 4 годам – 22-26. При этом, у детей раннего дошкольного возраста нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция. Это является свидетельством расширения их двигательных возможностей.

Необходимо сказать, что движения, как таковые, у детей 2-3 лет пока еще не сформированы как произвольные. Они зачастую не преднамеренны и носят «исследовательский» характер: появившееся двигательное умение ребенок начинает опробовать в играх, в различных действиях; увиденное им движение (действие) он пытается повторить. Несмотря на то, что в этом возрасте у ребенка уже присутствует способность устанавливать определенное сходство с образцом, он, все равно еще действует подражательно, без соблюдения точно заданной формы движения.

В течение 2-3-го года жизни по причине интенсивного развития активных движений осуществляется развитие скелета и мускулатура малышей. Мышечная система в этом возрасте формируется за счет развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В мышцах уменьшается количество жировой ткани.

Работа сердца в детские годы имеет тесную взаимосвязь с развитием мышц.

В раннем возрасте кости детей богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они характеризуются эластичностью и гибкостью, могут легко деформироваться и искривляться, т.к. в костной системе еще присутствуют значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще отсутствуют устойчивые изгибы позвоночника, которые появляются только к 4 годам.

На 2-м году жизни ребенка происходит заметное изменение пропорций тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди превышает объем головы. К 3-м годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, но постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже.

Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста еще слабы и малоподвижны. Из-за низкого предела работоспособности нервных клеток коры головного мозга, в особенности в 2 года, обуславливается быстрая утомляемость ребенка. На 3-м году жизни нервная система ребенка приобретает большую выносливость, но из-за повышенной возбудимости подкорковых структур, присутствующего несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребенка связано с ярко выраженной эмоциональностью.

В раннем возрасте дети не способны к согласованности своих действий с действиями сверстников, признавать их двигательные интересы, подчинять свои действия определенным требованиям, несмотря на то, что интерес к совместным подвижным играм достаточно высок.

К окончанию раннего возраста деятельность центральной нервной системы усовершенствуется, происходит усиление ее регулирующей функции: ребенок уже может сдержаться и не заплакать, когда ему больно, с большей сосредоточенностью и целенаправленностью занимается интересным для себя делом, т.е. способен уже подчинять свое поведение определенным правилам [19, с. 88].

С наступлением 3-го года жизни начинает функционировать долгосрочная память, происходит активное формирование второй сигнальной системы (расширение словарного запаса, благодаря чему детьми все лучше понимается речь взрослых). Как показали специальные исследования, дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением [13, с. 53].

В конце 1-го – начале 2-го года жизни малыш начинает ходить. Но на протяжении первых месяцев 2-го года жизни стремление к постоянному движению у него сочетается с недостаточной координацией движений (движения не уверены, присутствуют постоянные падения).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы