Курсовая с практикой на тему Особенности философской лирики Е.А. Баратынского.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Особенности жизненного и творческого пути Е.А.
Баратынского. 5
1.1. Жизненный путь Баратынского. 5
1.2. Своеобразие поэтического мышления Баратынского. 8
Глава 2. Особенности философских воззрений Е.А.
Баратынского. 11
2.1. Особенности лирики Е.А. Баратынского. 11
2.2. Философская лирика Е.А. Баратынского. 16
Заключение. 20
Список используемой литературы.. 22
Введение:
Актуальность работы. Лирика
Е.А. Баратынского исследуется давно и в некоторых аспектах весьма плодотворно.
Современники закрепили за Баратынским определение «поэта-мыслителя»,
«поэта-философа», подхваченное исследователями последующих поколений.
Но
если для Пушкина выделение мысли как конструктивного элемента в лирике Баратынского
имеет положительный смысл, то Белинский приходит к выводу о недостатке
художественности этого поэта: «Стих Баратынского запечатлен одушевлением и
чувством; иногда он даже не лишен силы выражения, словом, в стихе Баратынского
есть поэзия, но как его второстепенное качество, а оттого он не художествен»[1].
Полярность мнений о поэзии Баратынского
сохраняется и по настоящее время, выразителями крайних точек зрения являются В.
Сквозников[2] и В. Кожинов[3].
В
зависимости от эстетических представлений о природе лирики доминирующее
качество поэзии Баратынского – мысль, выделенная в художественной ткани поэтического
произведения, – оборачивается либо силой художественной системы поэта, либо
слабостью.
Отсутствие
единого взгляда на поэзию Баратынского, с одной стороны, и переоценка
эстетических явлений прошлого, связанная с тенденцией историко-литературного
процесса к интеллектуализации, требуют объективного и всестороннего
исследования лирики Баратынского.
Цель исследования – изучить
особенности философской лирики Е.А. Баратынского.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть жизненный путь Баратынского;
2.
изучить своеобразие поэтического мышления Баратынского;
3.
проанализировать особенности лирики Е.А. Баратынского;
4.
проанализировать философскую лирику Е.А. Баратынского.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы. [1] Белинский В.Г. Русская литература
в 1844 году. – В кн.: Белинский В.Г. Полн. собр. соч., в 13-ти томах. Т. 8. М.
1958. — С. 448. [2] Сквозников В.Д. Реализм лирической
поэзии. М.: Наука, 1975. [3] Кожинов В.В. Как пишут стихи. М.:
Просвещение, 1970.
Заключение:
Таким
образом, философскую позицию Баратынского отличает увлечение прямо
противоположными настроениями. Уже в юношеских размышлениях Баратынского
обнаруживается трагическая сложность, противоречивость, что в последующем будет
свойственно его поэзии. Так, с одной стороны, в лирике Баратынского ощущается
дыхание экзистенциализма (это философское направление, которое заявит о себе
только в конце ХIХ – начале ХХ в., а к середине ХХ в. выйдет на ведущие позиции
в духовной жизни европейского общества), с его влечением к деструктивным силам,
со свойственным ему отторжением, а иногда и отчуждением от реальности, с
болезненным вниманием к миру распада, абсурда, уходом в «ничто» (или «небытие»).
Экзистенциальный
герой предстает чаще всего, подобно романтическому герою, в состоянии конфликта
с миром, который осложнятся тем, что в этом противостоянии он осознает свою
фатальную обреченность и абсолютное одиночество, оттого определяющим
настроением становится «экзистенциальная тоска», превращающаяся у одних в
экзистенциальную скуку (например, у А. Камю), у других – в экзистенциальную
тревогу (как у Ж.П. Сартра). И все эти качества периодически проявляются и в
лирике Баратынского, особенно в поздний период творчества, правда, так и не
становясь константами его поэтического мира.
С
другой стороны, в поэзии Баратынского чувствуется мощное тяготение к миру
гармонии, поиск идеала, Бога, жажда обретения того, что было утрачено поэтом и
его современниками, – ВЕРЫ, абсолютной, дарующей человеку силы и позволяющей
обрести смысл жизни.
Своеобразие
философской поэзии проявляется в особой структуре образа, в частности, в
характере переживания. Переживание, являясь наиболее универсальной категорией
лирики, охватывает все уровни лирической системы и отличается двуобращенностью:
с одной стороны, в творческую концепцию, с другой, – в словесное воплощение
этой концепции, чем обеспечивает «перетекание» содержания в форму и наоборот.
Выделение
мыслительного начала в философской поэзии сопряжено с качественно новыми
способами организации мысли. Осознанное настроение, сопровождающее движение
мысли, сливается с ней в органическое «интеллектуальное» переживание, но не
растворяет мысль в стихии эмоциональности.
Создавая образ, Баратынский
заботится о точности, поэтому избегает всякой субъективности впечатления, в
отличие от Пушкина, стремившегося выразить «чувство» в непосредственной форме и
в отличие от Лермонтова, поэтический строй лирики которого целиком субъективен.
Предельно точные, ориентированные на максимум объективности определения Баратынского
оригинальны и на фоне собственно философской поэзии: у Шевырева, «играя»
переносными значениями, они возникают стыке изобразительного образа и его
смысла, а у Тютчева, сливаясь в единство «импрессионизм + вечность», создают
философски-психологический образ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности жизненного и творческого
пути Е.А. Баратынского
1.1. Жизненный путь Баратынского Евгений
Абрамович Баратынский (1800-1844 гг.) – выдающийся русский поэт-мыслитель
первой половины XIX века, обладающий пророческим даром.
Его
творчество привлекает к себе людей, которые воспринимают литературу не как
развлекательное чтиво, а ищут в ней глубину и вместе с ней стремятся к истине.
Е.
А. Баратынский появился на свет 2 марта (19 февраля) 1800 года в деревне Вяжле,
расположенной в Тамбовской губернии. Его семья принадлежала к знатному
дворянскому роду.
Предки
его из польского рода шляхтичей, которые получили свою фамилию еще в XIV
столетии по названию принадлежащего им замка «Боратынь».
Отец,
Абрам Баратынский, служил офицером в лейб-гвардии Преображенского полка. Его особенно
любил и ценил наследник престола Павел I. Однако, вскоре любимец оказался в
немилости и вышел в отставку. Мать будущего поэта, Александра Черепанова, в
молодости состояла фрейлиной при императорском дворе.
Получив начальное домашнее образование, в 1808 году Евгений отправился в
частный немецкий пансион. К его безупречному итальянскому и французскому языкам
прибавился немецкий. После пансиона он перешел в самое престижное в то время
военно-учебное заведение – Пажеский корпус. Оттуда он часто писал письма
матери, в которых говорил о своем непременном желании посвятить жизнь военному
делу. Но не всем мечтам суждено сбыться. Он оказался замешан в «некрасивую»
историю с кражей денег. С одной стороны, это была всего лишь шалость. А с
другой – серьезный проступок, за который его исключили из корпуса и лишили
права служить в высоком военном чине.