Курсовая с практикой на тему Особенности эмоционально-волевой сферы личности,зависимой от ПАВ в старшем подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей
эмоционально-волевой сферы старших подростков. 6
1.1 Теоретические исследования феноменологии
подростков. 6
1.2 Психологические теории эмоциональной сферы
личности. 12
1.3 Современные психологические исследования
эмоционально-волевой сферы старших подростков. 18
Глава 2. Теоретическое исследование особенностей
старших подростков, склонных к употреблению ПАВ.. 23
2.1 Теоретические воззрения на природу аддикции. 23
2.2 Исследования зависимости от ПАВ в современных
научных психологических школах. 27
2.3 Исследования зависимости нарушений в
эмоциональной сфере и зависимости от ПАВ в подростковом возрасте. 33
Выводы.. 42
Заключение. 43
Список использованной литературы.. 45
Введение:
Актуальность. Проблема аддиктивности, в наибольшей
степени затрагивающая подростков, является особо значимой в последнее время.
Подростковый возраст, служащий переходным этапом от детства к взрослости, самый
трудный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Именно в подростковом возрасте
как наиболее эмоционально насыщенном периоде жизни человека наиболее
проявляются негативные особенности возрастного кризиса, формирующиеся в
отклоняющееся поведение. Негативные черты подросткового кризиса провоцируют
склонность подростков к девиантному поведению. В свою очередь, внутри категории
отклоняющегося поведения выделяется подгруппа зависимого, или аддиктивного
поведения, связанного со злоупотреблением психоактивных веществ. Уход от
проблем как наиболее доступный для аддиктивной личности способ выживания
содействует нарушению на психофизиологическом уровне естественных адаптационных
возможностей, а также деформации эмоционально-волевой сферы подростка.
Негативные эмоции, повышенная тревожность, расстройства настроения, нарушения
эмоциональной стороны общении сказываются на личности, что приводит к
дезадаптации, выраженной в потере контроля действий над собственным поведением.
Все вышесказанное делает актуальной проблему исследования эмоциональной сферы
подростков, которых зависимы от употребления ПАВ.
Цель исследования: изучить особенности
эмоционально-волевой сферы личности старших подростков, зависимых от
психоактивных веществ.
Объект исследования: зависимость от ПАВ
Предмет исследования: эмоционально-волевая
сфера личности старших подростков, зависимых от ПАВ.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме
исследования.
2. В рамках исследования феноменологии
подростков дать общую характеристику подростковому возрасту, описать ведущие
возрастные новообразования.
3. Обобщить научный опыт изучения
эмоционально-волевой сферы старших подростков в контексте психологических
теорий.
4. Рассмотреть сущность понятий аддикция,
аддиктивное поведение, а также проанализировать особенности аддиктивного
поведения в подростковом возрасте.
5. Теоретически на основе научных трудов
установить взаимосвязь между нарушениями в эмоциональной сфере и зависимостью
от психоактивных веществ в подростковом возрасте.
6. Сформулировать полученные выводы.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных
отечественных и зарубежных наркологов, психологов и психиатров.
В качестве теоретической базы
исследования были использованы публикации, посвященные подростковой наркомании;
теории изучения психологических
особенностей зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) (С.В. Березин., Б.Г.
Битенский, А.Е. Личко, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский).
Проблемой зависимости личности от
психоактивных веществ занимались такие ведущие ученые как: С.В. Березин, Б.Г.
Битенский, А.Е. Личко, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.
Проблема эмоционального развития
исследовалась многими психологами и педагогами — Л.И. Божович, Л.С. Выготским,
А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным, и др. [Божович, 2012;
Выготский, 2001; Леонтьев, 2011; Рубинштейн, 2013; Эльконин, 2001].
Для решения поставленных
задач в работе использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение научно-методической
литературы по проблеме исследования.
Структура
исследования: Курсовая состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Заключение:
Психоактивное вещество (ПАВ) — это любое вещество или смесь естественного
или искусственного происхождения, влияющее на функционирование центральной
нервной системы, приводя к изменению психического состояния и вызывающие
привыкание.
Трудности подросткового возраста сопряжены с
риском развития девиантного поведения, внутри которого выделяется подгруппа зависимого,
или аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение, связанное со
злоупотреблением психоактивных веществ, связано с восполнением потребности в
целях саморегуляции. Проблема патологической зависимости наступает при
доминировании в сознании подростка стремления к уходу от реальности.
Особенность фиксации на воздействии от ПАВ основано на непреодолимом желании
повторить уже пережитое измененное состояние.
Аддиктивное поведение — форма
деструктивного поведения, направленного на
уход от реальности фармакологическими способами. Причинами зависимости
подростков от ПАВ становятся преодоление неблагоприятных семейных и кризисных
ситуаций, конформистские подражания референтной группе, несформированность
способов психологической защиты, и т.д.
Аддиктивное поведение характеризуется постоянной концентрацией на аддиктивных
стремлениях, суррогатной замене эмоций и межличностных отношений, гедонической
установкой. Личностные черты подростков, зависимых от ПАВ: утрата эмоциональных
контактов, отсутствие внутреннего контроля; деформация коммуникаций;
психологическая дезадаптация.
Основные
черты личности зависимого от психоактивных веществ подростка: ранимость,
чрезмерная обидчивость, неспособность к выражению своих чувств, низкая
самооценка, нарушения взаимоотношений, низкая фрустрационная устойчивость, эмоциональная незрелость; неумение прогнозировать
трудности; деформированная система ценностей, аффилиативная потребность,
преобладание страха перед неуспехом; повышенная тревожность.
Употребление
ПАВ приводит к деформации эмоционально-волевой сферы, в результате чего
начинают доминировать эмоциональные расстройства, различные по степени
выраженности в зависимости от тяжести заболевания и типа ПАВ. Зависимость от
ПАВ приводит к развитию психического инфантилизма, повышенной возбудимости и
тревожности, аффективной неустойчивости, формированию аффективных расстройств
(депрессии, дисфории, и т.д.), снижению энергетического потенциала,
конфликтности. Состояния эмоциональной лабильности проявляются
раздражительностью, нетерпимостью, неустойчивостью взаимоотношений с
окружающими. В эмоциональных переживаниях доминируют напряженность,
раздражительность, неприязнь к окружающим.
Организацию работы по психопрофилактике и психокоррекции аддиктивного
поведения целесообразно осуществлять с учетом психолого-педагогической
превенции и интервенции.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы старших
подростков 1.1 Теоретические исследования феноменологии подростков Анализ психологических теорий
изучения подросткового возраста позволяет рассмотреть отечественные и
зарубежные теории.
Среди ведущих отечественных
исследователей подросткового возраста можно отметить Л.С. Выготского, который
подростковый возраст оценивал в качестве исторического образования. Л.С.
Выготский описывал подростковый возраст с точки зрения относительно
неустойчивого изменчивого периода, который является промежуточным между полным
завершением полового созревания и вступлением подростка в период зрелости [8].
В качестве основных новообразований данного возраста Л.С. Выготский выделил
рефлексию и самосознание, обусловленные культурным содержанием среды. Согласно
концепции ученого, в подростковый период происходит отмирание старых
неактуальных для личности интересов и созревание биологической основы для
формирования новых интересов.
Л.И. Божович выделены следующие
психологические особенности подростков: зарождение новых интересов и личных
увлечений; стремление занять в жизни «взрослую» позицию; потребность в
самоопределении [4].
В качестве важнейших характеристик
подросткового периода отмечается перестройка прежних отношений с миром и самим
собой; развитие самосознания и самоопределения до уровня самостоятельности.
Среди причин кризисов данного возрастного этапа ученая называла невозможность
реализации (депривация) потребностей ввиду недостаточной социальной зрелости
подростка; асинхронность физического, психического и физического развития;
запреты, накладываемые подростком на самого себя.
Согласно исследованиям В.С. Мухиной,
в подростковом возрасте проявляется тенденция к личностному развитию, при этом
рефлексия способствует личностному становлению [26].
И.С. Кон и Д.И. Фельдштейн в качестве
ведущего вида деятельности подростков рассматривали учебу. Ученые подростковый
возраст рассматривали как процесс становления индивида как личности, период
выработки основ сознательного поведения, период формирования нравственных представлений
и социальных установок [19].
По мнению Т.В. Драгуновой,
наступление взрослости является ведущим признаком подросткового возраста. При
этом ученой выделены следующие виды взрослости: подражание внешним признакам
взрослости; равнение подростков мужского пола на качества "настоящего
мужчины"; социальная зрелость в условиях сотрудничества подростка и взрослых;
интеллектуальная взрослость при развитии познавательной активности подростков.
По С. Холлу, важнейшими особенностями старшего подростничества служат
насыщенность стрессами и конфликтами; доминирование нестабильности и энтузиазма;
кризис самосознания [24].