Курсовая с практикой на тему Особенности эмоционально-личностной сферы у детей и подростков с психосоматическими заболеваниями.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1.Психолого-педагогическая характеристика подростков с психосоматическими заболеваниями 6
1.2.Психологическая характеристика эмоционально-личностной сферы человека 14
Глава 2. МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация изучения опыта совершенствования психологических особенностей эмоционально-личностной сферы подростков с психосоматическими заболеваниями 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность исследования данной темы состоит в том, что в нашей стране очень остро стоит проблема оздоровления людей. Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Психологическая мотивация подростков может рассматриваться как составляющая эффективного педагогического процесса. Неуспевающий школьник имеет несколько причин для этого – проблемы в семье или внутри себя. Мотив — это стимул, который может направлять и подталкивать к совершению определенных поступков. Он чаще всего основывается на потребности. Чем быстрее школьник поймет цель учебы, тем сильнее мотивы у него появятся. Одной из основных проблем современного образования является недостаточный уровень учебной эмоционально-личностной сферы.
Ее актуальность обуславливается постоянным внедрением новых программ в процесс обучения, постановкой задач для приобретения знаний, а также повышение своей жизненной позиции.
Результатом низкого уровня эмоционально-личностной сферы служит нежелание школьников получать образование. Для каждого ученика обучение в школе несет различные значения. Педагог должен выявить характер эмоционально-личностной сферы и смысл обучения школьника, так как это влияет на дальнейшую его успеваемость. Для того чтобы сформировать мотивацию не следует предлагать готовые мотивы для обучения, а наоборот, необходимо создать такие условия, при которых каждый ученик сможет самостоятельно понять, для чего ему нужно обучение. Проблема эмоционально-личностной сферы остается на первом месте с начала развития образовательной системы. Основной задачей учителей является донесение до каждого школьника осознание потребности в обучении.
Многие учёные занимались проблемой эмоционально-личностной сферы, такие как Л.И. Божович, М.А.Данилов, Н.Ф.Добрынин и др., они рассматривали мотивацию как умственную активность, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и Л.В. Занков как условие развития самостоятельности и повышения познавательной активности. А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев и Л.И.Божович мотивацию рассматривали как структуру, состоящую из потребностей индивида.
Основываясь на этом, можно сформулировать проблему исследования, заключающуюся в том, что в настоящее время стоит острая необходимость в развитии подростка положительной эмоционально-личностной сферы как критерия успешности к его обучению, и в то же время обнаруживается недостаточная методическая разработанность проблемы формирования познавательной эмоционально-личностной сферы в образовательном процессе школы.
Возрастные категории всегда обозначают не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус лица. В наше время подростковый (отроческий) период это возраст от 10-11 до 15-16 лет, который плавно переходит в юношеский, условно ограничиваемый двадцатью годами. Само вступление в жизнь является не одномоментным событием, а довольно длительным процессом, где психологические, социальные и биологические аспекты имеют собственные временные темпы, неодинаковую скорость протекания в различных условиях и у различных людей.
На этом этапе жизни ребенок выходит на качественно новый социальный уровень, который связан с поиском себя и своего места в обществе: подросток начинает по-другому расставлять приоритеты – семья, сверстники, школа обретают новый смысл и значение; ребенок более интенсивно рефлексирует все на себя, на общество, на окружающих.
Объект исследования — процесс развития эмоционально-личностной сферы подростков с психосоматическими заболеваниями.
Предмет исследования – процесс формирования эмоционально-личностной сферы у подростков.
Цель: На основании теоретического анализа изучить эмоционально-личностную сферу подростков и на основании полученных данных разработать программу диагностики и рекомендации для педагогов по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Выявление особенностей эмоционально-личностной сферы.
3. Определение особенностей психологической эмоционально-личностной сферы подростков
— Выявление рекомендаций по формированию положительных эмоционально-личностной сферы занятиям спортом подростков.
• Гипотеза исследования: ведущими для респондентов с психосоматическими заболеваниями являются внеучебные, социальные мотивы.
Методологическая основа исследовательской работы: идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, теория деятельности А.Н.Леонтьева.
Методы исследования:
Теоретические: изучение, теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования.
Практические: диагностика, эксперимент.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Анализируя изученную литературу, мы выяснили, что причины вызывающие эмоциональное неблагополучие и влияющие на изменение ее уровня многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.
Кроме того, отмечается обратная связь эмоциональной сферы с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, независимость, эмоциональная устойчивость, работоспособность.
Итак мы можем выделить следующие причины возникновения нарушений в эмоциональной сфере у детей:
— неправильное воспитание и неблагоприятные отношения подростка в условиях неблагополучной семьи.
— неудовлетворение ведущих возрастных потребностей подростка, которые приобретают гипертрофированный характер.
— смена социальных отношений, часто представляющих для подростка значительные трудности.
— воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом.
— плохая приспособленность подростка – тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т.д.
Итак, поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня эмоциональной сферы, отмечая увеличение количества детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной.
Эмоционально неблагополучные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей группы, так как они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы.
Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным.
Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков с психосоматическими заболеваниями
Психические расстройства имеют определенные стадии развития, проходя через которые они достигают высшей степени тяжести. Любые психопатологические явления, синдромы включают начальные проявления, развитую стадию, стадию завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего некоторые из стадий могут быть либо очень короткими, либо вообще не обнаруживаться [12,с.43].
В этот период происходят изменения личностного развития подростка, наблюдается полярность психики: неустойчивость, целеустремленность, импульсивность и настойчивость; повышенная самоуверенность, безапелляционность в своих уверенных суждениях быстро сменяется неуверенностью в себе; потребность в общении переходит в желание уединиться; «развязность» в поведении – застенчивостью; цинизм, расчетливость – романтизм, жестокость – нежность, ласковость. Это объясняется тем, что в подростковый период различные сферы психики подростка претерпевают существенные изменения. Происходит отмирание прежних, «детских» интересов и формирование новых, которые часто могут сменять друг друга в течение короткого промежутка времени. В психологии интересы подростков называют «доминантами»[19].
Дети с сильным диссонансом в семье, чьи родители отчуждены и холодны, относительно в большей степени имеют склонность к агрессии. Подростки получают информацию об агрессии также от общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Тем не менее, те, кто очень агрессивен, могут быть совершены большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
Степень акцентуированности у старшеклассников может быть разной, характер может иметь своеобразные качественные особенности, по-разному соответствуя принятым в обществе этическим нормам. Старшеклассники с ярко выраженными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска», которая характеризуется эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, возможными психопатическими реакциями, асоциальным поведением. Тем не менее, акцентуация не является диагнозом. Особенность старшего школьного возраста состоит в том, что все черты характера оказываются заостренными, что может вызывать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. По мере взросления, особенности характера остаются достаточно выраженными, но при этом происходит компенсация, позволяющая человеку адаптироваться в окружающей среде. В исследовании Е.А. Коваленко, касающегося изучения особенностей общительности у старшеклассников с разными типами акцентуаций, было выявлено, что при всех выраженных акцентуациях нарушенной является эмоционально-волевая регуляция в межличностном контакте, т.е. старшеклассникам сложно контролировать свои чувства, желаемые действия.
При этом было обнаружено, что в случае демонстративного, возбудимого, педантичного и эмотивного типа акцентуации характера в межличностном общении оказываются нарушенными мотивационно смысловой и инструментально-динамический аспекты в учебной деятельности и процессе взаимодействия [11].По результатам исследования Т.И. Михайловой, которая изучала взаимосвязь агрессивного поведения личности и разных типов акцентуаций характера, было обнаружено, что повышенная агрессивность старшеклассников в межличностных отношениях связана с такими типами, как эмотивный, экзальтированный, возбудимый, что также накладывает определенный отпечаток и на учебную деятельность, процесс взаимодействия с педагогами и сверстниками [23].
Е.В. Жилина в своем исследовании взаимосвязей акцентуированных черт характера и различных свойств индивидуальности человека, выявила, что тревожный тип акцентуации у старшеклассников связан с такой особенностью как социальная эмоциональность (чувствительность и ранимость к критике со стороны), а демонстративный тип связан с социальной пластичностью (гибкостью в межличностных отношениях, скоростью переключения с одного аспекта социального взаимодействия на другой). То есть, тревожный тип акцентуации характера свидетельствует о том, что в учебной деятельности важно учитывать данную особенность старших школьников, не критикуя их в резкой форме, апеллируя только к действиям, но не к личности [14]. И.В. Деткова проводила исследование акцентуаций характера учащихся старшего школьного возраста, в котором выяснила, что наиболее распространенными типами акцентуаций в учебной деятельности являются гипотимный и астенический типы. Автор объясняет это тем, что в старшем школьном возрасте достаточно часто наблюдается спад настроения, слабость, повышенная утомляемость и истощаемость, эмоциональная неустойчивость и т.д. Изучая гендерные различия в акцентуациях характера, И.В. Деткова выявила, что девушки в большей мере склонны к демонстративному типу, реакции демонстративности у них проявляются ярче, чем у юношей [19].
В проведенном И.В. Детковой корреляционном анализе на предмет изучения взаимосвязей между типом акцентуации характера и мотивами учебной деятельности автором обнаружено, что истероидный тип акцентуации характера положительно связан с таким мотивом учебной деятельности, как « нравится получать хорошие оценки», т.е. истероидные старшеклассники стремятся быть в центре всеобщего внимания и делают это за счет успешности в обучении. Конформный тип акцентуации характера положительно связан с такими мотивами учебной деятельности как « это мой долг», «не хочу подводить свой класс», «чтобы товарищи со мной дружили», что говорит о преобладании социальных, а не личных эмоционально-личностной сферы учения. Эти же данные характерны и для старших школьников с неустойчивым типом акцентуации характера.
Подростковый возраст – период жизни человека от 10-11 до 14-15 лет. По своему психологическому содержанию подростковый возраст весьма неоднороден: дети младшего подросткового возраста по психическому развитию значительно отличаются от старших подростков.
Основной задачей подросткового возраста является личностное и профессиональное самоопредедение.