Курсовая с практикой на тему Особенности эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1 Сущность
понимания эмоций в психологической науке. 5
1.2 Развитие
эмоционально-личностной сферы младших школьников. 8
ВЫВОДЫ К 1
ГЛАВЕ. 14
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ. 15
2.1 Методы и
организация исследования. 15
2.2
Результаты исследования и их интерпретация. 20
ВЫВОДЫ К 2
ГЛАВЕ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ. 30
Введение:
Основная задача, которая
стоит перед педагогическим коллективом, образовательных учреждений, на
современном этапе, – это развитие эмоциональной сферы младших школьников, расширение их
эмоционального опыта. Полноценное развитие личности ребенка имеет прямую связь
с его эмоциональным развитием [6].
Согласно мнения многих
исследователей (Л.И. Божович, В.В. Ковалева, А.Н. Лука, В.С. Мухиной, П.М.
Якобсона), младший школьный возраст, начинаемый с кризиса 7 лет, является
«эмоционально насыщенным», в связи с происходящими позитивными изменениями и
преобразованиями в личности ребенка.
Так, в этом возрасте
складывается и проявляется порядка 70% личностных качеств, поэтому невнимание к
развитию личности в этом возрасте способно вызвать педагогические просчеты,
которые ярко обнаруживаются на всех последующих ступенях обучения.
Возникновение эмоций у
младших школьников связывается с конкретной обстановкой, в которой оказываются
дети. Независимо от того, что это, непосредственное наблюдение каких-либо
событий или яркое жизненное представление и переживание – все способно вызвать
у детей в данном возрасте эмоции. А вот различные словесные нравоучения, не
имеющие отношения к определенным примерам и жизненному опыту детей, не могут
вызвать у них необходимых эмоциональных переживаний [15, с. 364].
Никакое общение и,
взаимодействие младшего школьника не будет эффективным, если он не способен,
во-первых, «читать» эмоциональное состояние своего собеседника, а во-вторых,
управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является
важным моментом становления личности растущего человека [11, с. 255].
Однако, развитию
эмоциональной сферы ребенка в начальной школе, не всегда уделяется достаточное
внимание, в отличие от интеллектуального. И это несмотря на то, что эмоции оказывают
воздействие на все компоненты познания: ощущения, восприятие, воображение,
память и мышление.
В связи с этим вопрос
изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является актуальным
и требует постоянного развития.
Цель исследования – раскрыть особенности эмоциональной сферы в младшем
школьном возрасте.
Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного
возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональная сфера детей
младшего школьного возраста неустойчива, ввиду нахождения на стадии
формирования.
Задачи:
1. Рассмотреть
сущность понимания эмоций в психологической науке.
2. Охарактеризовать
особенности развития эмоционально-личностной сферы младших школьников.
3. Провести исследование эмоциональной сферы
детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: общенаучные методы построения теории (анализ, синтез,
обобщение) и практики (тестирование).
Структура исследования: введение, две главы (теоретическая и практическая),
заключение и список использованных источников.
Заключение:
Работа была
посвящена изучению особенностей эмоциональной сферы в младшем школьном
возрасте. Исследование проведено на теоретическом и практическом уровнях.
В первой
главе представлена теоретическая часть исследования. На основе работ П.К.
Анохина, П.В. Симонова, Г. Спенсера, Л.С. Рубинштейна и др. было
охарактеризовано такое понятие как эмоции, рассмотрены их классификации и функции.
Были рассмотрены эмоционально-личностные особенности развития детей младшего
школьного возраста.
В результате,
выяснено, что младший школьный возраст является периодом интенсивных изменений
в эмоциональной сфере. Так, эмоциональное развитие ребенка происходит
постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов
деятельности: игры, учения, труда. Постоянное расширение эмоционального опыта
ребенка, глубины и модальности переживаний в значительной степени определяют
направленность формирующейся личности. Эмоциональное развитие младшего
школьника напрямую связано с переменой его образа жизни (он начинает учиться в
школе) и расширением круга общения.
Со
временем ребенок начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции
(раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди
сверстников, боясь их осуждения. В этот возрастной период у ребенка активно
развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности,
чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.
Приобретение
навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить
друзей являются одной из важных задач развития ребенка на этом возрастном
этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию
эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него
способности к эмоциональной децентрации.
Но
при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной
зависимости от учителя и других значимых взрослых. Неадекватные аффективные
реакции у детей младшего школьного возраста могут выражаться по-разному, в
зависимости от типа темперамента ребенка, и носят защитный, компенсаторный
характер.
Вторая
глава посвящена практическому исследованию особенностей эмоциональной сферы в
младшем школьном возрасте.
В исследовании принимали участие 20 младших
школьников 8-9лет (12 девочек и 8 мальчиков), школы №…. города ….
Исследование проводилось с помощью следующих методик: шкала явной тревожности
CMAS (в адаптации А.М. Прихожан) и проективная методика «Домики» (в адаптации
О.А. Ореховой).
Выяснено,
что эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и
общение, но и успех или неудачи в учебе, оценки за учебную деятельность
(учителем, сверстниками, родителями). Что ярко отражается на высокой
эмоциональной впечатлительности, отзывчивости на все яркое, необычное.
Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем,
процесс учения, отношения в семье с родителями, с коллективом класса.
То
есть, младшие школьники имеют сложный комплекс переживаний. Это радость от
похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то
не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех. Все это отражается на
уровне тревожности в этом возрасте.
В ходе нашего
исследования была доказана гипотеза, выдвинутая в начале исследования.
Действительно эмоциональная сфера младших школьников является неустойчивой, в
виду нахождения на стадии формирования.
Таким
образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования может
считаться подтвержденной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понимания эмоций в психологической
науке
Можно
сказать, что эмоции представляют собой особый класс психических процессов и
состояний, имеющих отношение к инстинктам, потребностям и мотивам, отражаемых как
непосредственное переживание (удовлетворения, радости, страх и т.д.),
действующих на индивида явлений.
Сопровождая
практически любые проявления активности субъекта, эмоции выступают одним из
главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, что
направлены на удовлетворение актуальных потребностей. К эмоциям относится
настроение, чувства, аффекты, страсти и стрессы.
Посредством
эмоций человек познает окружающий мир, если человек радостный, то он склонен
воспринимать мир через самые яркие цвета, а при испуге человек может видеть
только объекты, вызывающие негативные эмоции. Также эмоциональные факторы
оказывают влияние на память. В памяти оставляют следы те эмоции, которые
вызывали яркие переживание или чувство тревоги.
Эмоции богаты
своим многообразием. При этом, человек способен испытывать одновременно
несколько эмоций: он может любить, восхищаться, сопереживать и т.д. В жизни
эмоций столько, сколько существует различных ситуаций, в которых оказывается
индивид. Наибольшее распространение получили три концепции объясняющие эмоции [3].
В концепции
Джемса-Ланге эмоциональный компонент эмоционального переживания целиком
обусловлен особенностями периферических – мышечных, висцеральных, вазомоторных – реакций. Согласно
афористического выражения, «нам грустно потому, что мы плачем», «нам страшно
потому, что мы дрожим». На сегодняшний день установлено, что различные
эмоциональные состояния могут иметь одну и ту же соматическую или гормональную
реакцию.
По концепции
П.К. Анохина, появление эмоций обусловлено процессами формирования и
удовлетворения потребностей, влечений. Процесс формирования потребностей связан
с возникновением эмоций преимущественно беспокоящего, тягостного характера. Тогда
как положительные эмоции относятся к удовлетворению возникающих потребностей.
П.В. Симонов связывает
эмоции с процессами информационного обеспечения поведения, с оценкой субъектом
вероятности удовлетворения актуальной потребности. При этом, прогноз
вероятности достижения цели происходит как на осознаваемом, так и на
неосознаваемом уровне. Возрастающая вероятность достижения цели в результате
поступления новой информации приводит к положительной эмоции, а падение
вероятности в сравнении с ранее имевшимся прогнозом вызывает отрицательное
эмоциональное переживание.
На
сегодняшний день не существует единой универсальной классификации эмоций,
каждый исследователь выдвигает для этого собственное основание [9, С. 20-29].
Например, Т.
Браун в основу своей классификации положил временной признак, разделяя эмоции
на непосредственные, т.е. те, которые проявляются в данный момент, а так же
ретроспективные и проспективные.
И. Кантом
эмоции разделялись на две группы, в зависимости от причины своего возникновения:
сексуальные и интеллектуальные. При том, что аффекты и страсти он отнес к
волевой сфере.
Г. Спенсером
эмоции разделялись на классы по признаку их возникновения. Так, первый класс –
это презентативные чувства (ощущения), возникающие непосредственно при действии
внешних раздражителей. Второй – презентативно-репрезентативные (эмоции простого
плана), к примеру, страх. Третий класс – репрезентативные эмоции, что вызваны
поэзией, как раздражителем, что не имеет конкретного предметного воплощения. Четвертый
класс – высшие, отвлеченные эмоции, образуемые абстрактным путем (чувство
справедливости).