Курсовая с практикой на тему Особенности эмоциональной сферы у подростков с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы подростков с ЗПР 5
1.1. Особенности подростков с ЗПР 5
1.2. Эмоциональная сфера развития у подростков 11
1.3. Особенности эмоциональной сферы у подростков с ЗПР 17
Глава 2 Организация исследования эмоциональной сферы подростков ЗПР 22
2.1 Методы и методики анализа эмоциональной сферы подростков с ЗПР 22
2.2.Характеристика выборки и анализ констатирующего эксперимента 27
Заключение 36
Список использованных источников 38
Введение:
Проблема развития эмоционально-волевой сферы подростков с задержкой психического развития [далее – ЗПР] актуальна, поскольку количество обучающихся указанной категории растет с каждым годом.
Изучение процесса нарушений в поведении детей подросткового возраста определяют актуальность социальной проблемы, так как проявившиеся негативные факторы являются показателем неадекватных отношение между подростками и обществом. Общество показывает, что подросток достиг такого уровня, когда он должен нести на себе часть ответственности, получать некоторую часть гражданской ответственности взрослых.
Низкий уровень социализации подростков приводит к социальной дезадаптации. Повышение количества детей, имеющих функциональную и органическую недостаточность в области ЦНС, определенных постоянными социальными и биологическими причинами, требует поиска новых способов того, как можно оказывать им психолого-педагогическую помощь.
Множество нервно-психических нарушений, которые были определены у детей, имеющих ОВЗ, имеют пограничных расстройства, которые широко распространены между нормальным развитием и грубыми психическими отклонениями. В большинстве своем такими детьми являются дети с ЗПР (задержка психического развития). Эти дети не являются умственно отсталыми, но не могут справиться с общей-образовательной программой.
Исследования русских и иностранных ученых говорит о том, что подростки с ЗПР в большей степени страдают нарушение поведения, что проявляется особо остро в подростковом возрасте и определяет важность потребности в направленной коррекционной работе с подростками данной категории здоровья. В большинстве случаев, говоря о нарушении поведения, имеется ввиду нарушение эмоциональной сферы.
Изучением клинических данных о развитии эмоциональной сферы подростков с ЗПР занимались такие ученые как Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Никашина Н. А, [5] и др.
В ХХ1 веке в ходе постоянного изучения проблем подростков с ограниченными возможностями здоровья были получены результаты формирования психических функций в ходе коррекции детей с проблемами с задержкой темпов развития, которыми занимались такие авторы как Н.В. Бабкина [6], Л.Н. Блинова [10], Е.В. Конева [17], С.Д. Триггер [40], и др.
Подростки с ограниченными возможностями сталкиваются со многими проблемами, общими для их обычно развивающихся сверстников. Однако способы их решения могут отличаться. В центре внимания данной дипломной работы обобщение результатов литературы о подростках, выделение общих направлений исследований, оценка общей концепции, отмеченной в литературе и выводы, основанные на общих интерпретациях. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что литература в этой области исследований отсутствует.
Объект – эмоциональная сфера обучающихся подростков с ЗПР.
Предмет – развитие эмоциональной сферы подростков с ЗПР в процессе психолого-педагогической реабилитации.
Цель работы – проанализировать эмоциональную сферу у подростков с ЗПР.
Задачи работы:
1) Изучить особенности подростков с ЗПР;
2) Выразить эмоциональную сферу развития подростков;
3) Рассмотреть особенности эмоциональной сферы подростков с ЗПР.
Заключение:
В первой главе исследования «Теоретический анализ проблемы развития эмоционально-волевой сферы подростков с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогической реабилитации» выделены понятия и представления философов, ученых и педагогов разных исторических эпох об эмоционально-волевой сфере. Даны определения эмоциям, воле, эмоционально-волевой сфере, задержке психического развития, младшему школьному возрасту, реабилитации, психолого-педагогической реабилитации. Отражена характеристика подростков с нормативным развитием и особенности их эмоционально-волевой сферы. Проанализированы определения задержки психического развития, выявлены особенности формирования эмоционально-волевой сферы у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического. Описано понятие арт-терапия, арт-технологии. Даны характеристики четырем направлениям арт-терапии, описана их коррекционно-развивающая значимость в процессе психолого-педагогической реабилитации.
Во второй главе исследования «Изучение уровня сформированности эмоционально-волевой сферы подростков с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогической реабилитации» была дана характеристика базы исследования и контингента участников констатирующей и контрольной группы, задействованных в экспериментальном исследовании; подобраны методы и разработана методика проведения исследования; выделены уровни сформированности эмоционально-волевой сферы; проанализированы результаты констатирующего этапа экспериментального исследования с качественной и количественной стороны.
В подростковом возрасте дети уже должны начинать самоопределяться, концентрироваться на собственных интересах, иметь собственное мнение. У исследуемых подростков данные аспекты развиты слабо, были выявлены легкая внушаемость, присутствие страхов, низкая дифференцировка эмоций, уровень которой соответствует младшему школьному возрасту.
Уровень агрессивности у основной массы подростков и ее проявление соответствует их возрасту. Депрессивные состояния связаны с легкой внушаемостью и, в силу этого, сильным влиянием внешних факторов. Страхи связаны со стрессовыми состояниями, которым дети легко подвержены. То есть, развитие эмоционально-волевой сферы у подростков ЗПР идет дисгармонично. Из беседы с педагогом удалось выяснить, что у части подростков отставание этой сферы преобладает над проявлениями сниженного интеллекта.
Фрагмент текста работы:
Особенности подростков с ЗПР
Дети с ЗПР (умственная отсталость) входят в особую группу лиц, смешанных по степени психофизиологического развития. Психиатры относят задержку психического развития к классу незначительных отклонений в психическом развитии. ЗПР сегодня считается распространенным типом психической патологии в раннем возрасте. Наличие торможения развития психических процессов следует обсуждать только при условии, что индивид еще не вышел за границы периода начальной школы. В тех случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на этапе старшего школьного периода, уже следует говорить о олигофрения или инфантилизм. Отклонение, выражающееся в задержке психического формирования, занимает положение между аномальным развитием и нормой.
Подростковый возраст – важный этап становления личности. Формирование представления о себе как о ученике, гражданине, друге, мужчине или женщине– все это определяет особенную значимость общения подростков друг с другом, участия в различных коллективных делах. Отношения со сверстниками становятся самыми важными в социальной ситуации развития, а интимно-личностное общение – деятельностью, которая оказывает самое большое влияние на развитие.
У подростков с задержкой психического развития возникает довольно много трудностей в отношениях со сверстниками и это очень опасно, поскольку затрудняет развитие личности подростка, его становление как члена общества. Для того, чтобы организация системы психолого-педагогического сопровождения была эффективной, важно понимать специфику развития подростков с задержкой психического развития: особенности развития интеллектуальных процессов и социально-личностных качеств, эмоционально-волевых процессов.
ВОЗ определяет умственную отсталость (ЗПР) как интеллектуальную функцию, значительно ниже средней, с коэффициентом интеллекта (IQ) менее 70; и плохими адаптивными навыками по крайней мере в двух из следующих областей: общение, самообслуживание, социальные / межличностные навыки, самоориентация, успеваемость в школе, работа, досуг, здоровье и безопасность; и появление симптомов в возрасте до 18 лет (ВОЗ, 1992).
Подростковый возраст — это период развития, когда человек начинает развивать концепцию «я», использовать ресурсы для достижения выбранных целей в жизни. Считается, что многие люди с нарушениями интеллекта и развития именно в подростковом возрасте начинают осознавать различия между собой и своими обычно развивающимися сверстниками. Это признание может привести к чувству неадекватности, разочарования или изоляции.
Исследования личного опыта в этой подгруппе были сосредоточены на нескольких аспектах, таких как отношения со сверстниками или чувство стигматизации. Вряд ли есть какие-либо исследования, которые фокусируются на целостном понимании переживаний подростков с легкой умственной отсталостью. Практически ни в одном исследовании не предпринималась попытка провести различие между переживаниями типично развивающегося подростка и подростка с легкой умственной отсталостью.