Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Особенности развития детей с перинатальной патологией 7
1.3 Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией 10
Глава 2. Эмпирическое исследование особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией 17
2.1 Постановка проблемы исследования 17
2.2 Описание организации и методики исследования 17
2.3 Результаты исследования и их обсуждение 22
2.4 Методические рекомендации для улучшения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией 39
Заключение 42
Список использованной литературы 44

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Эмоции ребенка непосредственно влияют на развитие его умственных способностей, особенно это касается детей дошкольного возраста. Ведь именно в этом возрасте закладывается общий интеллект ребенка, его способность к обучению, развитию, самосовершенствованию. Происходит активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства, проявлять конструктивно свои. Другими словами, эмоциональная сфера становится ведущей при формировании духовного мира ребенка [2].
Особую важность и актуальность развитие эмоциональной сферы приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
У старших дошкольников с перинатальной патологией зачастую наблюдается отставание в развитии психических функций, в том числе и в формировании эмоциональной сферы. Исследования последних лет доказывают, что снижение развития эмоциональной сферы у детей приводит к появлению тревожности и агрессии. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией.
Цель исследования – выявить особенности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития детей с перинатальной патологией;
3) рассмотреть развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией;
4) описать организацию и методики исследования;
5) проанализировать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией;
6) разработать методические рекомендации для улучшения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста;
7) сделать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования: идеи о связи эмоций и сознания рассматривалась во многих трудах отечественных психологов, таких как А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Л.И. Божович и др. Исследованием влияния эмоциональной сферы на умственное развитие ребенка занимались следующие современные ученые: Т.В. Гребещикова, Ю.А. Лаптева, Н.И. Федорова и др.
Методы исследования:
В ходе выполнения курсовой работы нами были использованы следующие методы исследования:
— теоретические – анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
— практические – качественный и количественный анализ полученных данных, беседа, наблюдение.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут использовать в своей практике психологи дошкольных учреждений.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дети старшего дошкольного возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Особенностью данного возрастного периода является развитие мышления. А вместе с этим и значительно увеличивается словарный запас. Учитывая данную психологическую особенность перед воспитателем стоит задача помочь ребенку увеличить лексический запас, и перевести его из пассивного словаря в активный.
У детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией наблюдается отставание в языковом развитии. Такие дети начинают говорить гораздо позже своих сверстников, не имеющих перинатальной патологии, лексический запас из меньше, дикция – хуже. Кроме этого, такие дети отличаются гиперактивностью, имеют проблемы с социальной адаптацией и развитием коммуникативных навыков, характеризуются повышенной отвлекаемостью и быстрой утомляемостью. Их память и мышление остаются на уровне ниже среднего. В связи с вышеперечисленными проблемами, такие дети зачастую чувствуют психологический и эмоциональный дискомфорт в коллективе, а потому отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью.
В старшем дошкольном возрасте ребенок с перинатальной патологией начинает более активно реагировать на все происходящее вокруг. Его эмоции становятся сильнее и более глубокими. Дети в этом возрасте, как правило, не могут сдержать своих эмоций, они полностью написаны у них на лице. В связи с этим порой старшие дошкольники с перинатальной патологией могут вести себя грубо и резко по отношению к взрослым. Но в тоже время они учатся понимать чувства других, становятся более отзывчивыми эмоционально. У них происходит становление личности, они ищут себя, пытаются понять, кто же они есть на самом деле. С этим связаны и резкие перемены настроения.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Детского сада комбинированного вида № 288 (СП Колледжа №4) г. Москва. В нем приняли участие 20 детей возрастом 6-7 лет с перинатальными патологиями и столько же детей аналогичного возраста без патологий. В качестве методик исследования мы выбрали следующие: методика Н. Холла, цветовой тест М. Люшера «Диагностика эмоционального состояния дошкольника», графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова).
Учитывая результаты исследования, мы разработали методические рекомендации для психологов по формированию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с перинатальными патологиями.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое исследование развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с перинатальной патологией

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Период старшего дошкольного возраста характеризуется существенными изменениями в психике ребенка, что, соответственно, накладывает на педагогов определенную ответственность.
Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому и родителям, и воспитателям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы [19, с. 10].
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — по-прежнему игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.
У маленьких детей возрастом 3-4 лет память пока что еще непроизвольная. Они лучше всего запоминают именно то, что вызвало у них какие-то сильные эмоции, то есть, маленький ребенок быстрее запомнит очень яркую картинку или привлекательный смешной видеоролик, чем грустные монотонные наставления [18, с. 94].
Но уже к семи годам у маленьких детей формируется так называемая механическая память. Это уже помогает им запоминать что-то без особого осмысления — например, учить новые, но важные слова. И если в 3-4 года словарный запас маленького составляет обычно около 1000 слов, то к 6-7 годам это уже 2500 — 3000 слов.
Активное развитие речи и памяти тесно связано и с развитием мышления. И если в три-четыре года малыш, сперва, что-то делает, а только потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А вот в шесть-семь лет маленький ребенок уже различает и причину, и следствие и способен даже переносить такие подобные логические цепочки и на другие похожие ситуации в жизни [16].
В период от 3 до 7 лет у маленьких детей закладывается и самосознание. Они уже учатся оценивать себя с самых разных позиций — насколько они добры или нет, внимательны ли они, старательны ли и послушны. И вот здесь очень огромную роль играет его семья и окружение. Поскольку именно от поведения окружающих его взрослых зависит, каким вырастет маленький ребенок, поэтому очень важно научиться поощрять и принимать его таким, какой он есть [6, с. 93].
Кроме того, растет и огромная палитра эмоций. Помимо сильного страха и большой радости маленький ребенок может уже сердиться, грустить и даже ревновать. Все эти ощущения для него непривычны, так что его стоит помочь — проговорить о том, что он чувствует и научить маленького ребенка осознавать все свои эмоции. Очень важно заполнить жизнь малыша очень яркими эмоциональными впечатлениями. То есть дать ему больше общаться со своими сверстниками, чаще ходить с ним в цирк или театр на детские постановки, или, например, в музеи и экспериментариумы.
Физическое развитие тоже не стоит на месте в этом возрасте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех абсолютно систем организма. Растут все мышцы и скелет, а также органы дыхания и кровообращения, идет активное развитие головного мозга. Для такой мощной и глобальной стройки маленькому организму нужны и необходимые строительные материалы, то есть белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Именно, поэтому важно позаботиться о правильном и сбалансированном питании, чтобы маленький ребенок получал все крайне нужные ему элементы [1, с. 20].
Кроме того, нужна и физическая активность. Например, активные игры на свежем воздухе и частые прогулки. Однако чрезмерные физические нагрузки и, так называемый, профессиональный спорт могут реально негативно сказаться на физическом состоянии маленького ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто на просто не готовыми к такому [14, с. 78].
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Особенностью данного возрастного периода является развитие мышления. А вместе с этим и значительно увеличивается словарный запас. Учитывая данную психологическую особенность перед воспитателем стоит задача помочь ребенку увеличить лексический запас, и перевести его из пассивного словаря в активный.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы