Курсовая с практикой на тему Особенности эмоционального состояния лиц старческого возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Особенности эмоциональной сферы в период старения. 6
1.1. Эмоция как психологическая
категория. 6
1.2. Психологические
особенности личности в период старения. 11
1.3. Психологические
особенности эмоциональной сферы в период старения. 15
Выводы по
второй главе. 21
Глава 2.
Психодиагностическое изучение эмоциональных особенностей людей в период
старения. 22
2.1. Методика
и программа исследования. 22
2.2. Итоги
констатирующего эксперимента. 27
Выводы по второй главе. 29
Заключение. 30
Список
литературы.. 32
Приложение
1. 36
Приложение
2. 37
Приложение
3. 42
Приложение
4. 45
Введение:
Актуальность
проблемы данного исследования.
Морфологические изменения нервной системы при
старении, особый социальный статус пожилого человека определяют психологические
особенности пожилого человека.
Снижение способности к адаптации и, как
следствие, большая уязвимость людей «третьего» возраста объясняют усиление их
эгоизма вплоть до эгоцентризма.
Психологические особенности пожилых людей в
интеллектуальной сфере отмечаются в замедлении психических реакций, скорости
переключения, ослаблении интенсивности внимания и кратковременной памяти,
снижении ориентации в пространстве и возможности обучения. Однако остается
способность к ассоциативному мышлению, активному использованию богатого
жизненного опыта. В целом интеллектуальный коэффициент тем выше, чем выше был
общий культурно-образовательный уровень, достигнутый человеком в более молодые
годы.
В эмоциональной сфере — интроверсия
(возвращение в мир внутренних переживаний), снижение накала эмоций вплоть до
апатии, склонность к аффективным реакциям, лабильность (нестабильность)
настроения, тревожность и мнительность.
Психологические особенности пожилых людей в
нравственной сфере — консерватизм, медленная адаптация к новым нормам морали,
манерам поведения, критика этих норм и манер.
Психолого-социальная работа по восстановлению
эмоционального состояния людей пожилого возраста представляет собой очень
важную социальную и медицинскую проблему, так как уровень эмоционального состояния
определяется не здоровьем населения, а политикой государства.
Изучением людей пожилого возраста и
социально-психологических изменений, которые происходят в данный период,
занимались и занимаются многие исследователи, такие как, например, Б.Г. Ананьев
(1907-1972), Л.И. Анциферова (1924-2013), К.А. Абульханова-Славская (1932),
Е.Ю. Балашова (1961), М.Э. Елютина (1964), М.В. Ермолаева (1893-1937), Н.К.
Корсакова (1939), О.Н. Молчанова (1958) и другие. Проблемы эмоционального
состояния и работой с ним сегодня изучены недостаточно. Различные аспекты
феномена эмоций в пожилом возрасте и помощи
пожилым людям вскрыты и проанализированы в трудах таких исследователей
как В П Белов, Л. И Вайман, M В Коробов, которые предложили для оценки
потенциальных возможностей пожилого человека и прогнозирования результатов
реабилитационного процесса пользоваться категорией реабилитационного
потенциала.
Несмотря на достаточное количество научных
работ по проблемам пожилого возраста и вопросам помощи пожилых людей,
рассмотрение социальной адаптации и способствования развития эмоционального
состояния именно пожилого возраста как
социального явления, выходящего за рамки отдельной проблемы эмоционального
состояния, отношение к эмоциональному состоянию самих граждан пожилого возраста
общества, в том числе через призму взаимоотношений пожилых людей и общества,
представляют собой малоизученные или даже неизученные аспекты социальных
отношений и социального взаимодействия [20]. Именно это определяет актуальность
выбранной темы.
Проблема исследования:
социальной адаптации людей в пожилом возрасте заключается в сохранении и
качественном продлении социальной активности данной категории граждан. На базе
специализированных учреждений проводится работа по развитию личностного
потенциала пожилых людей и личностного потенциала, возможность приятного и
продуктивного времяпровождения, удовлетворение разнообразных
культурно-просветительских потребностей, а также потребностей в коммуникации и
признании. Необходимо помочь людям пожилого возраста повысить личностную
активность, а также способствовать повышению их жизненного тонуса [4].
Объект
изучения в рамках работы – люди пожилого возраста.
Предмет
изучения в рамках работы – особенности эмоционального состояния пожилых
людей.
Цель научно-практической работы — изучение особенностей
эмоционального состояния пожилых людей города Севастополя.
Задачи
исследования:
1. Изучить социальные особенности эмоций,
2. Изучить специфику пожилого возраста как
объекта исследования
3. Выявить особенности эмоционального
состояния в пожилом возрасте,
4. Подобрать методики исследования
эмоционального состояния пожилых людей.
5. Сделать выводы о результатах исследования.
Гипотеза исследования:
одним из критериев адаптированности личности при переходе в пенсионный возраст
является конструктивное разрешение проблем, предполагающее активную позицию
личности по отношению к среде и удовлетворенность основными жизненно значимыми
сферами (семья, работа). Эмоциональное состояние, при этом, играет доминирующую
роль в характеристике личности.
Методы
исследования: анализ литературы, анализ документов,
анкетирование, интервьюирование.
База исследования:
Комплексный центр социального обслуживания населения г. Севастополя. Выборка
составила 30 респондентов.
Структура
научно-практической работы: Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы (37 источников) и приложения.
Заключение:
При проведении теоретического анализа научной
литературы было почеркнуто, что социально-психологическая адаптация
представляет собой динамичный, непрерывный процесс, в котором задействованы, с
одной стороны, физиологические, психические и психологические механизмы
личности, с другой, условия и изменения социальной среды, в которой личность
живет и функционирует. Процесс адаптации направлен на достижение такого
равновесия между личностью и средой, в результате которого личность может не
только приспособиться и достичь устойчивости, но и будет способна раскрыть свой
потенциал, осуществить позитивные преобразования среды. Конечной целью процесса
адаптации является физически и психически здоровая, гармонично развитая,
удовлетворенная жизнью в целом личность.
Социально-психологическая адаптация пожилых
людей определяется сложной, многократно опосредованной зависимостью целого ряда
факторов. Самочувствие пожилого человека находится в существенной зависимости
не только от его статуса в обществе, в системе социально — психологических
взаимодействий в группе, но и от семейно-бытового положения и физического
здоровья пожилого человека, его индивидуально-личностных характеристик. По мере
старения убывает психическая и физическая деятельность, нарастает
интеллектуальная и соматическая несостоятельность, что может снижать
адаптационный потенциал пожилых людей. Но каждый пожилой человек адаптируется
по-своему, исходя из особенностей личности, индивидуальной линии жизни,
стратегий совладения, а также социально — экономических факторов
жизнедеятельности. В пожилом возрасте отмечается использование как
конструктивных, так и неконструктивных стратегий совладения, при этом
использование стратегий совладения с возрастом снижается.
Севастопольское государственное бюджетное
учреждение социального обслуживания населения предоставляет социальное
обслуживание пожилым гражданам, а также представляет собой многопрофильное
учреждение, где досуговой деятельности граждан пожилого возраста уделено
достаточно много внимания. Большое количество объединений готовы принять в свои
ряды новых участников. А это хоровые ансамбли, театральная студия и студия
рукоделия.
Ансамбли являются лауреатами конкурсов
различных уровней, выступают на мероприятиях Центра и на городских
мероприятиях. Таким образом складывается достаточно активная социальная и
творческая жизнь среди участников данных коллективов, что и обусловило
проведение социологического опроса.
Результаты проведенного социологического опроса
показали, что превалирующая часть пожилых людей, участвовавших в опросе,
довольны проведением своей жизнью социализацией в Центре, они ведут активную
социальную жизнь и преследуют активные жизненные позиции. Из этого следует, что
Центр имеет верную направленность в плане социализации и развития граждан
пожилого возраста.
Анализ документов центра показал, что
нормативно-правовая база находится в рамках действующего российского
законодательства. Кроме того, Центр ориентируется и на региональные правовые
акты, регулирующие адаптацию и реабилитацию пожилых инвалидов.
В целом же отмечено, что в Центре проходит
адаптация пожилых инвалидов и достаточно успешно, поскольку они удовлетворены
своей новой деятельностью внутри Центра. Также работа с пожилыми людьми достаточно
полезна и для развития сотрудников, поскольку они полностью удовлетворены
характером своей профессиональной деятельности, им нравится их работа.
Мы полагаем, что работа с пожилыми людьми
должна производиться на всех уровнях, при этом взаимодействие должно
осуществляться по принципам межведомственного взаимодействия.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности
эмоциональной сферы в период старения 1.1. Эмоция как психологическая категория Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю,
волную) — психический процесс средней
продолжительности, отражающий субъективное оценочное
отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
Эмоции
характеризуются тремя компонентами [1, 2, 4, 6]:
— переживаемым или
осознаваемым в психике ощущением эмоции;
— процессами,
происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной,
пищеварительной и других системах организма;
— наблюдаемыми
выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличаются
от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений [2, 7, 9,
11, 13]
Выделяют следующие
виды эмоций:
а) Негативная;
б) Позитивная;
в) Нейтральная;
г) Нетрадиционная;
д) Статическая;
е) Динамическая.
Главными особенностями эмоций стали:
— идеаторный характер, что позволяет
формироваться по отношению к событиям или ситуациям, которые существуют в
прошлом (и пережитое) или ожидаемому будущем (воображаемом);
— способность к коммуникации, за
счет чего эмоциональный опыт состоит из индивидуальных переживаний и
эмоциональных сопереживание, выявляемых при общении или восприятии чего-либо.
Основные функции эмоций позволяют
нам лучше понимать и судить друг о друге без слов, благодаря чему можно лучше
настраиваться на общение и совместную деятельность, обмениваться информацией о
собственных состояниях. В этом и заключаются коммуникативная и экспрессивная
функции эмоции, регулирующих процессы познания.
Основные функции эмоций:
Функция побуждения — данная функция позволяет
эмоциям стимулировать деятельность, направленную на удовлетворение
потребностей, или притормаживать ее. Эмоции направляют и контролируют поведение
человека в зависимости от ситуации. Разнообразные потребности побуждают у
человека различные эмоции.
Дезорганизационная функция — данная
функция проявляется только в условиях ее проявления, а в других случаях не
является функционально-значимой.
Следообразующая функция — данная
функция эмоций проявляется только в экстремальных состояниях.
Эвристическая и предвосхищающая
функция — определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического
механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных
состояний.
Синтезирует (предвосхищающая)
функция — данная функция заключается в интеграции оказываются эмоций с
когнитивными процессами, позволяя обеспечить возможность структурированного и
целостного отражения переживаний и раздражений [14, 16, 17, 19, 21].
Экспрессивная функция — данная
функция эмоций отвечает за влияние эмоциональной сферы, собственно, на
коммуникацию человека.
Эмоциональные состояния человека
могут сопровождаться различными звуковыми реакциями, мимикой, пантомима,
развитие которых происходит в течение всего существования человечества. С
момента появления дифференцированного языка люди смогли обмениваться реальной
информацией о том, что происходит в мире и их естественной среде. Экспрессивная
функция эмоциональных состояний не теряет своего значения. После
дифференцированного языка образовалась членораздельная речь, то есть более
совершенная и современная форма общения. Эта функция особенно важна, поскольку
отвечает за функционирование всей невербальной коммуникации и до сих пор
остается одним из главных факторов в жизнедеятельности.
Характеристики эмоций:
Все эмоции характеризуются
валентностью (или тоном) — то есть могут быть либо положительными, либо
отрицательными. Количество видов негативных эмоций, которые проявляются у
человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций.
Эмоции могут отличаться по
интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее ее физиологические
проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, конечно,
большое количество факторов. В общем виде их вклад позволяет оценить формула
Симонова.
При исследовании
человеческих эмоций важно отметить то, что их можно свести к небольшому числу
универсальных и врожденных эмоций, свойственных всем нормальным людям.
Роберт
Плучик, сторонник данной идеи, считает, что:
«Основное допущение этого подхода состоит
в том, что небольшое число эмоций рассматривается как первичные, или основные,
или базовые, а все прочие эмоции –
как вторичные, производные и возникающие в
результате смешения первичных эмоций. На протяжении веков многие философы и
психологи предлагали свой список базовых эмоций». [3, c. 15]
Плучик указывает, что в
последнее время старая теория «базовых
эмоций» стала более популярной и что, хотя предлагалось много различных
списков «базовых эмоций», тем не менее имеется определенное согласие касательно
некоторых эмоций.
«В
течение последних трех десятилетий многочисленные исследователи приняли
концепцию базовых эмоций. Все указанные теоретики согласны в том, что небольшое
число эмоций годится на роль первичных эмоций. Самый маленький список состоит
из трех эмоций, самый большой – из одиннадцати, но большинство предложенных
списков насчитывает от пяти до девяти эмоций. Грусть (или ее синонимы печаль,
горе или одиночество) появляется во всех списках, за исключением двух».
В обоснование
утверждения, что такие эмоции, как страх,
гнев, грусть являются врожденными
и универсальными, многие ученые
апеллируют к тому предполагаемому факту, что данные конкретные эмоции якобы
«обнаруживаются во всех культурах».
Кемпер
(Kemper
1987) полагает, что есть по меньшей мере четыре
первичные эмоции, основанные на физиологии: страх, гнев, грусть и удовлетворение. Основанием для того, чтобы считать их первичными,
является то, что их можно наблюдать (или выводить из имеющихся наблюдений) у многих
животных, что их можно обнаружить во всех без исключения культурах, что они
появляются на ранней стадии развития личности, что они возникают в результате
взаимодействия возможностей и положения человека и что с каждой из них связана
особая самостоятельная схема физиологических изменений. [3, c. 16]
Некоторые из утверждений,
которые делаются в новейшей литературе относительно предполагаемых «базовых
эмоций», выглядят странно. Так, например, Плучик высказывает предположение, что
«радость (или близкие эквиваленты – любовь, удовольствие, восторг, счастье и
удовлетворение) появляется в каждом списке». Если столь различные эмоции, как
радость, любовь, удовольствие, восторг, счастье или удовлетворение, можно
считать «близкими эквивалентами», то вся идея попытаться выявить какие-то
универсальные эмоции и наметить особые списки таких эмоций представляется
бессмысленной [24, 25, 27].
Другие предположения,
высказываемые адептами «базовых эмоций», более правдоподобны, например, та
мысль, что страх, гнев и грусть могут соответствовать каким-то сторонам эмоционального
опыта, общим для всех людей и заложенным генетически.
Пять основных «жизненных
позиций» пожилых людей
«Конструктивная позиция»
— люди с такой позицией, как правило, всю жизнь были спокойными, довольными и
веселыми. Они сохраняют эти черты в старости. Они положительно относятся к
жизни, которой радуются, и в то же время могут примириться с приближающейся
смертью, не опасаясь ее. Они активны, стремятся помочь другим. Они не делают
трагедий из-за своей старости и неудобств, они ищут развлечений и контактов с
людьми. Такие люди, скорее всего, благополучно проживают свой последний период
жизни.
«Зависимые» — присущи
пожилым людям, которые всю жизнь не очень доверяли себе, были безвольными,
сговорчивыми, пассивными. С возрастом они с еще большим усилием ищут помощи,
признания и, не получив его, чувствуют себя несчастными и обиженными.
«Защитные» – это
сформированный тип людей, которые как бы «покрыты броней». Они не стремятся к
сближению с людьми, не хотят ни от кого получать помощь, держатся закрытыми,
отгораживаются от людей, скрывают свои чувства. Они ненавидят старость. Они не
хотят отказываться от деятельности и работы.
«Враждебность к миру» —
«злые старики», обвиняющие других и общество, виновные, по их мнению, во всех
поражениях и неудачах, которые им пришлось пережить в жизни. Люди этого типа
подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят ни от кого зависеть, им
противны старость, цепляются за работу.
«Враждебность к себе и
своей жизни» – это пассивная жизненная позиция, при которой люди лишены
интересов и инициативы, склонны к депрессии и фатализму. Старики чувствуют себя
одинокими и ненужными. Они считают свою жизнь неудачей, к смерти обращаются без
страха, как для избавления от несчастного существования [8, 23, 28, 29, 31].