Курсовая с практикой на тему Особенности эмоционального интеллекта у молодежи (18-22 лет) с различным уровнем конфликтности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические особенности эмоционального
интеллекта молодежи. 5
1.1. Сущность понятия
«эмоциональный интеллект». 5
1.2. Особенности эмоционального интеллекта у молодежи. 12
1.3. Уровни конфликтности молодежи. 16
Глава 2. Практические аспекты определения уровня
эмоционального интеллекта молодежи. 22
2.1. Методы определения эмоционального интеллекта. 22
2.2. Методы развития эмоционального интеллекта у
молодежи. 31
Заключение. 36
Список литературы.. 39
Введение:
В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении
эмоций стоит достаточно остро, поскольку культ рационального отношения к жизни
приобретает все большее число поклонников, что, в принципе, противоречит
психофизиологическим и социальным особенностям и потребностям человека. Многие
исследователи подчеркивали социальный смысл эмоций, отмечая, что общество,
заботящееся о совершенствовании ума, допускает ошибку, ибо человек более
человек в том, как он чувствует, чем как он думает. Действительно, культ рациональности
и высокий образовательный ценз не смогут способствовать развитию
гуманистического мировоззрения и эмоциональной культуры человека.
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие
эмоции и управлять ими. Если IQ измеряет интеллектуальные,
логические и аналитические способности человека, то EQ ― личные
и социальный навыки. Получится подружиться с эмоциями ― сможете
наладить отношения и с людьми.
Если понятие коэффициента интеллекта (IQ) существует больше ста лет,
то об EQ заговорили только в 1990 году, когда
в научном журнале появилась небольшая статья, которая так
и называлась — Emotional Intelligence. Ее написали исследователи
Джон Майер и Питер Саловей, которые нашли доказательства того, что
эмоциональный интеллект можно рассматривать как отдельный вид интеллекта
и считать разумной формой подхода к тем данным, которые
мы получаем посредством эмоций.
Важной специфической особенностью конфликтных ситуаций, затрудняющей их
конструктивное разрешение, является высокая эмоциональная насыщенность.
Участники конфликта, как правило, переживают интенсивные эмоции,
преимущественно негативные. Несмотря на столь значительную роль эмоций и
эмоциональной регуляции во взаимодействии в конфликте, эмпирические
исследования в данной области немногочисленны. В одном из немногих
исследований, посвященных этой проблеме, эмпирическом исследовании E.
Гальперина и др. (Halperin et all), было показано, что успешная регуляция
негативных эмоций является фактором предпочтения конструктивных стратегий и
отвержения деструктивных стратегий урегулирования межэтнического конфликта [10].
Эмоциональный интеллект является важной стороной когнитивных
способностей человека. В связи с изменениями способов межличностного общения,
меняется и эмоциональная составляющая человеческого контакта. Общение
становится все более опосредовано знаками и символами, а каналом передачи
выступают технические устройства. Это искажает содержание речи, а также глубину
переживаний, которые мы стараемся передать при диалоге.
Цель исследования: описание особенностей эмоционального
интеллекта молодежи 18-22 лет с различным уровнем конфликтности.
Объект исследования: эмоциональный интеллект молодежи.
Предмет исследования: особенности эмоционального интеллекта
молодежи 18-22 лет с различным уровнем конфликтности.
Задачи:
1. Изучить
сущность и содержание понятия эмоционального интеллекта;
2. Обозначить
особенности эмоционального интеллекта молодежи;
3. Проанализировать
методы измерения эмоционального интеллекта;
4. Выявить
особенности развития эмоционального интеллекта.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование
выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников
литературы по теме исследования.
Заключение:
Эмоциональный интеллект является относительно новым понятием в отечественной
и зарубежной психологии. До настоящего времени в психологической науке нет
общепризнанного определения понятия «эмоциональный интеллект». Среди
отечественных и зарубежных подходов к исследованию эмоционального интеллекта
можно отметить подходы И. Н. Андреевой, JL Д. Камышниковой, Н. В. Люсина, Е. А.
Сергиенко, Р. Бар Она, Д. Гоулмана, Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, Р.
Робертса, Дж. Мэттьюиса, М. Зайднера. В диссертационном исследовании
эмоциональный интеллект определяется как вид социального интеллекта,
направленный на анализ эмоциональной информации, и обеспечивающий успешное
понимание эмоций и управление ими. В отечественных и зарубежных исследованиях
была показана роль эмоционального интеллекта в адаптации к новым социальным
условиям, в совладании со стрессом (Е. В. Ерохина, Т. С. Киселева, Т. А.
Панкова, R. Bar On, Lin Yi-Chun), в межличностном взаимодействии, межличностных
отношениях (R. Ваг On, J. D. Mayer, M. A. Brackett, N. S. Schutte), в
управленческой деятельности (О. В. Белоконь, Т. С. Киселева, А. К. Кравцова, А.
С. Петровская).
В общем понимании эмоциональный интеллект (EI) рассматривается как
способность работать с эмоциями и проявлять эмпатию. Сюда относится умение
распознавать эмоции, признавать отрицательные и положительные чувства, отделять
персональное восприятие от наглядных фактов, управлять собственными и чужими
эмоциями. Это некая человеческая способность очень правильно и чутко ощущать
ситуацию, понимать желания окружающих, быть устойчивым к стрессу и влиянию
негативных эмоций [что ].
Эмоциональный интеллект — это оборотная сторона рационального
интеллекта, способность человека управлять своими эмоциями, понимать эмоции
и намерения других и благодаря этому эффективно решать любые задачи.
Именно эта часть нашего сознания позволяет нам быть не только умными,
но и успешными и, что не менее важно, счастливыми.
Юность является одним из наиболее значимых периодов в жизни каждого
человека, время, когда происходит становление жизненных и духовных ценностей,
самоопределение и поиск своего места в мире. Как известно, одним из активно
развивающихся компонентов личности в юношеском возрасте является самосознание.
Действительно, именно в этом возрасте, как никогда, человек начинает обращать
внимание на свой внутренний мир, свои чувства, мысли и желания. Осознавая свой
внутренний мир, юноша выделяет для себя наиболее значимые потребности,
формирует свою систему отношений с окружающим миром, приобщается к
общечеловеческим ценностям. И от того, насколько человек осознает себя, свои
желания и возможности, во многом зависит его дальнейшая жизнь.
Способность к управлению эмоций у юношей и девушек означает, что они
контролируют их силу, могут приглушать сильные эмоции, контролируют выражение
эмоций во внешней среде (например, собственные слезы или крики). Они могут
вызывать ту или иную эмоцию в случае необходимости. Они понимают и умеют
управлять своими и чужими эмоциями, давая возможность выделить внутриличностный
и межличностный эмоциональный интеллект.
В американской психологии существуют даже не сотни, а тысячи
исследований связи уровня интеллекта с успешностью в работе. Эти исследования
проводились как в гражданской, так и в военной сферах. Результат всегда один и
тот же: интеллект – мощный предиктор успешности в работе. Перечислим несколько
моментов. Во-первых, высокая предсказательная валидность теста интеллекта
наблюдается для всех групп профессий без исключения. Во-вторых, тест интеллекта
оказывается валиден не только для успешности умственного труда, но и труда,
традиционно понимаемого как ручной. В-третьих, предсказательная сила тестов тем
выше, чем более сложной является профессия. В-четвертых, обучение различным
профессиям оказывается практически в равной мере зависимым от интеллекта.
Проблема изучения и развития эмоционального интеллекта в настоящее время
является достаточно актуальной и отражается в исследованиях зарубежных и
российских учѐных. В современных работах психологов рассматриваются вопросы о
природе и структуре эмоционального интеллекта, о связи понятий «интеллект»,
«социальный интеллект», «эмоциональный интеллект».
Сочетание понятий «интеллект» и
«эмоции» вызывает много дискуссий. Популярность исследования данного феномена
отражается в разнонаправленности измерений проявления, структуры, развития
эмоционального интеллекта, взаимосвязи с другими параметрами. Оптимизм
психологов, журналистов, менеджеров, педагогов и других профессионалов, активно
изучающих «новое явление» обусловлен возможностью формирования эмоционального
интеллекта в любом возрасте, начиная с младенчества.
Развитие эмоционального интеллекта включает в
себя 5 компонентов:
1. Самосознание;
2. Саморегуляция;
3. Мотивация;
4. Эмпатия;
5. Социальные
навыки.
Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная
компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические особенности
эмоционального интеллекта молодежи
1.1. Сущность понятия «эмоциональный интеллект»
Человек постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии,
которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусловно,
эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором
живет человек.
Само сочетание понятий «интеллект» и «эмоции» вызвало много споров и
дискуссий в научном сообществе. По мнению некоторых авторов, во-первых,
«интеллект» в данном случае является неуместной, вводящей в заблуждение
метафорой, которую следует заменить термином «компетентность», а
во-вторых, интеллект определяется как способность, но «никаких сколько-нибудь
уникальных способностей, связанных с эмоциями, не существует» [3].
В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в
отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с
социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области
психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта (Торндайк Э,
Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др.утверждали, что люди
различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е.
действовать разумным образом в человеческих отношениях [3].
Классическое представление об интеллекте предложил Д. Векслер, который
определял его как глобальную способность индивида действовать целеустремленно,
мыслить рационально и эффективно общаться с окружением. Как видим, данное
определение подспудно включает в себя не только рациональные способности, но и
социальные, коммуникативные навыки. К сожалению, данная группа факторов не
привлекла должного внимания, в отличие от рациональной составляющей, что и
повлияло на развитие представлений об интеллекте как о неком конструкте,
отвечающем за решение математических и логических задач [3].
В середине 1990-х западный мир взорвал психологический бестселлер
журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше,
чем IQ». Через факты о человеческом мозге, историю эмоций и антропологию
Гоулман попытался дать свою версию преуспевающего человека, используя
исследования американских ученых. В тот момент они активно искали ингредиент
успешности, анализируя достижения разных людей в детском и взрослом возрасте,
их когнитивные и социальные навыки. Безусловно, происхождение, наследственность
и вложенные в образование силы влияют на состоятельность человека во взрослом
возрасте, но на преуспевании в жизни — особенно если это касается людей
без врожденных привилегий — сказывается уникальное сочетание интеллектуальных
способностей и эмоциональной чувствительности, когда собственные чувства и
желания человек использует не деструктивно, а для достижения долгосрочных
целей. Какими бы ни были университетский диплом, родительская семья и первые
годы счастливой жизни, именно умение человека управлять своими чувствами и
замечать чувства других скажется на его способности заводить долгосрочные
отношения в личной жизни и бизнесе, приобретать влияние, обращать на себя
внимание, возглавлять коллектив, дружить и заводить семью [16].
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они
проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с
развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В
технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха
связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15%
зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с
эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем [15 ].
Одним из важнейших современных направлений изучения эмоциональной сферы
личности является концепция эмоционального интеллекта. Наиболее известным,
теоретически обоснованным и эмпирически верифицированным зарубежным подходом
является подход Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо [10]. Данный теоретический
подход основан на эмпирических исследованиях в области взаимосвязей эмоций и
мышления Дж. Майера. Дж. Майер и его коллеги рассматривают эмоциональный
интеллект как вид интеллекта, направленный на переработку эмоциональной
информации. В рамках обозначенного подхода эмоциональный интеллект определяется
как «способность понимать эмоции и использовать эмоции и эмоциональное знание
для повышения эффективности мышления» [10].
Толчком к эмпирическому изучению эмоционального интеллекта, стали
исследования Дж. Мейера и П. Сэловея. Они определяют данное понятие как
способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли,
понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и других [13]. Теория
эмоционального интеллекта по Дж. Мейеру и П. Сэловею включает такие
характеристики:
— эмпатия (способность идентифицировать собственные чувства, определять
чувства других, умение сопереживать);
— осведомленность (способность быть компетентным по отношению к
собственным чувствам, уметь их разграничивать и идентифицировать, определять их
интенсивность);
— равновесие (способность поддерживать баланс функционирования двух
взаимодействующих областей мозга);
— ответственность (способность человека брать ответственность за
собственные эмоции, мысли и поступки).
Основываясь на
представлениях Дж. Мейера и П. Сэловея, Д. Гоулмен соединил когнитивные
способности и личностные особенности человека. К вышеперечисленным
характеристикам эмоционального интеллекта ученый добавил настойчивость,
энтузиазм и социальные навыки. В общем виде Д. Гоулмен обозначал эмоциональный
интеллект как совокупность характеристик, которые позволяют человеку
чувствовать, развивать мотивационную