Курсовая с практикой на тему Особенности эмоционального интеллекта сотрудников фитнес — клуба.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое исследование феномена
эмоционального интеллекта. 5
1.1 Понятие эмоционального интеллекта. 5
1.2 Структура эмоционального
интеллекта и детерминанты его развития. 10
1.3 Особенности профессиональной деятельности
сотрудников фитнес – клубов 18
Выводы по главе 1. 26
Глава 2. Эмпирическое исследование
эмоционального интеллекта сотрудников фитнес – клуба. 28
2.1 Организация и методы эмпирического
исследования. 28
2.2 Интерпретация результатов эмпирического
исследования. 31
Выводы по главе 2. 39
Заключение. 41
Список использованной литературы.. 44
Приложения. 49
Введение:
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена
тем, что в современном мире большое внимание уделяется эмоциональному
компоненту, как в деловых, так и в семейных отношениях.
В наше время в качестве эталона часто
выступает несгибаемый, рациональный и «безэмоциональный» человек. В связи с
этим, важно подчеркнуть социальную значимость эмоций. Эмоциональный интеллект
занимает значимую позицию в жизни человека, включая в себя умение понимать свои
и чужие эмоции, так же управлять ими. Данные компоненты эмоционального
интеллекта влияют не только на взаимоотношения с окружающими, но и на
психологическое здоровье самого индивида. Известно, что запрет на выражение
эмоций приводит к невозможности их психологической переработки и способствует
разрастанию психосоматических расстройств.
Развитие эмоционального интеллекта очень
важно для профессионального развитие любого специалиста в любой сфере
деятельности. Однако, наиболее важен он для представителей профессий типа
«человек-человек», где анализ и развитие таких качеств и способностей как
умение понимать и управлять своими и чужими эмоциями позволит им быть более
конкурентоспособными. К таким профессиям и относится фитнес тренер.
Исследования эмоционального интеллекта
проводили ряд зарубежных ученых. Например, Р. Бар-Он и Д. Гоулмен рассматривали
эмоциональный интеллект с точки зрения необходимой компетенции индивида. Связь
интеллекта и эмоций в своих исследованиях рассматривали Дж. Майер, П. Саловей,
Д. Карузо.
В этом направлении достаточное количество
отечественных ученых представили свои исследования: вопросы появления, развития
и управления эмоциональным интеллектом рассмотрены в работах таких ученых, как
Г. Г. Гарскова, И. Н. Андреева, Д. В. Люсин, Э. Л. Носенко, О. И. Власова, Г.
В. Юсупова и других.
Объект исследования:
эмоциональный интеллект.
Предмет исследования:
эмоциональный интеллект сотрудников фитнес – клуба.
Цель исследования:
изучение особенностей эмоционального интеллекта сотрудников фитнес — клуба
Гипотеза исследования:
Структура эмоционального интеллекта у фитнес – тренера имеет свои особенности.
Задачи исследования:
1. Определить понятие «эмоциональный
интеллект».
2. Рассмотреть структуру эмоционального
интеллекта и детерминанты его развития.
3. Подобрать методики для эмпирического
исследования эмоционального интеллекта сотрудников фитнес — клуба;
5. Проанализировать и обобщить результаты
теоретического исследования.
В нашем исследовании использованы
следующие методы:
Теоретические: сравнительный анализ
научной литературы, методы классификации и систематизации, метод обобщения.
Эмпирические:
1. Тест «Эмоциональный Интеллект» Д.
Люсина.
2. Методика М. Холла.
Эмпирической базой исследования
является фитнес – клуб г. Иркутск.
В исследовании приняли участие 30
сотрудников фитнес – клуба, из них 15 мужчин и 15 женщин. Стаж работы от 1 до
10 лет.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. Объем
Заключение:
По результатам теоретического анализа
литературы проанализированы основные подходы к определению эмоционального
интеллекта как эмоциональной способности; диспозиции; эмоциональной
компетентности и тому подобное. Общим моментом в этих подходах есть понимание
эмоционального интеллекта как способности личности идентифицировать и понимать
(осмысливать) эмоции и управлять ими благодаря единству аффекта и интеллекта.
В структуре эмоционального интеллекта
существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный.
Проявляется эмоциональный интеллект в осознании своего внутреннего состояния и
состоянии партнера по общению, отражение внешнего эмоционального состояния
другого человека.
Профессиональная компетентность тренера
(инструктора) по фитнесу представляет собой многокомпонентное и многогранное
явление, которое в обобщенном виде включает в себя социальную,
информационно-маркетинговую, конструктивно-проектировочную, организаторскую,
имидже-коммуникативную, рефлексивно-двигательную, самообразовательную
составляющие, предполагающих в свою очередь наличие ценностных ориентаций,
знаний, умений и опыта спортивно-педагогической деятельности. Профессиональная
деятельность фитнес-тренера обладает характеристиками как сближающими ее с
другими педагогическими специальностями (ее педагогический характер и высокие
нагрузки), так и специфическими, которые существенно отличают ее от прочих.
Первая группа характеристик деятельности фитнес-тренера составляет общее, а
вторая – особенное в профессиональной деятельности фитнес-тренера.
Тренер (инструктор) по фитнесу должен
обладать: способностью использовать знания об истоках и эволюции формирования
теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и
технологии тренировки в тренерской деятельности, санитарно-гигиенических
основах деятельности в сфере физической культуры и спорта; способностью
формировать мотивацию к занятиям в фитнес-клубе; способностью разрабатывать
перспективные, оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере
массового спорта; способностью использовать в процессе тренерской деятельности
средства и методы профилактики травматизма и заболеваний, организовывать
восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола занимающихся в
фитнес-клубе; способностью совершенствовать индивидуальное спортивное
мастерство в процессе тренировочных занятий, владением техникой движений;
способностью осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты
тренерской деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму.
С целью исследования особенностей
эмоционального интеллекта у сотрудников фитнес-клуба было проведено
эмпирическое исследования.
Исследование проходило на базе фитнес –
клуб г. Иркутска. В исследовании приняли участие 30 сотрудников фитнес – клуба,
из них 15 мужчин и 15 женщин. Стаж работы от 1 до 10 лет. Тренеров было
разделено на две группу. В первую группу вошли 15 успешных тренеров, у которых
максимальное количество тренировочных занятий с максимальным заполнением
группы. Во вторую группу вошли 15 «неуспешных» тренеров. У данных тренеров до
10 занятий в неделю с небольшим количеством занимающихся.
Для диагностики уровня развития
эмоционального интеллекта были подобраны следующие методики: тест
«Эмоциональный Интеллект» Д. Люсина, методика М. Холла, тест «Определение
эмоционального интеллекта» Дэниела Гоулмана.
В результате исследования было выявлено,
что менее успешные сотрудники проявляют низкий и средний уровень развития
эмоционального интеллекта. Данные сотрудники не всегда понимают чужие эмоций,
они не всегда могут установить эмоциональный контакт и оказывать влияние на
чужие эмоции. У них не выражена способность к интерпретации своих эмоций, их
предсказанию и управлению ими. Также было выявлено, что большинство сотрудников
при необходимости они могут снижать интенсивность чрезмерно сильных
переживаний, а в случае важности они могут даже вызывать у себя определенные
эмоции.
Среди более успешных сотрудников
преобладают высокий и среднее показатели развития эмоционального интеллекта.
Сотрудники с высоким и средним уровнем развития эмоционального интеллекта имеют
больше шансов справляться с различными профессиональными и жизненными
ситуациями благодаря тому, что они лучше своих коллег понимают собственные
эмоции, возникающие в ходе взаимодействия с разными по характеру и поведению
клиента фитнес клуба. Помогает также знание роли эмоций и чувств во
взаимодействии с клиентами фитнес клуба. Благодаря чуткости к эмоциональным
проявлениям сотрудники могут познавать свой внутренний мир и обогащать его в
ходе общения с разными людьми. Понимание своих реакций дает возможность
изменить самооценку, развивая в себе стремление к внутренней гармонии и
позитивность восприятия жизни. Основанное на понимании и принятии эмоциональных
проявлений самоуважение и уважение других людей помогает этим сотрудникам
внушать уважение и доверие к себе, оказывать влияние на эмоции других людей.
Выраженный высокий эмоциональный интеллект позволяет сотруднику пользоваться
доверием, проявлять лидерские качества, быть востребованным в сфере личного
общения. В целом умение регулировать свои эмоции, позволяет сотруднику быть
более успешным в построении профессиональной карьеры.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое исследование
феномена эмоционального интеллекта 1.1 Понятие эмоционального интеллекта
В последнее время как в зарубежной, так и
отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального
интеллекта, что обеспечивает возможность строить межличностные отношения на
основе понимания как собственных эмоций и чувств, так и окружающих людей (Д.
Гоулман, Дж. Мейер и др.). современные психологические исследования
рассматривают различные аспекты эмоционального интеллекта: проблемы измерения и
применения на практике (Г. Крайг, Д.В. Люсин и др.), взаимосвязь с лидерством
(Л. К. Аверченко, И. Н. Андреева и др.), роль в профессиональной деятельности
(В.П. Кутеева, Г.Н. Юлина) и др.
Открытие эмоционального интеллекта связано
с исследованием Р. Торндайком, который впервые выделил такую часть общего
интеллекта, как социальный интеллект, то есть способность понимать других и
действовать или вести себя мудро по отношению к окружающим [39]. Предпосылки концепции
«эмоционального интеллекта» также были заложены в трудах Д. Векслера, в которых
выделены интеллектуальные и неинтеллектуальные компоненты психики (аффективные,
личностные и социальные). Д. Векслером под эмоциональным интеллектом понималось
умение индивида приспособиться к особенностям человеческого бытия.
Первая и наиболее
известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта была
разработана П. Селовеем и Дж Мейером. Ими же был введен в психологию термин
«эмоциональный интеллект». Эти ученые определили эмоциональный интеллект как
«способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и
использовать эту информацию для того, чтобы направлять свое мышление и
действия» [7]. Индивид