Курсовая с практикой на тему Особенности эмоционального интеллекта мужчин и женщин.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности людей зрелого возраста 7
1.2. Эмоциональный интеллект как психологический феномен 11
1.3. Половые различия эмоционального интеллекта людей зрелого возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. Методологические аспекты эмоциональной сферы личности в рамках разных возрастных диапазонов и разных полов 25
2.1. Краткая характеристика эмпирической части исследовательской работы 25
2.2. Анализ эмоционального интеллекта у мужчин и женщин подростковой, юной и взрослой категории возраста 26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Введение:
Человек всю жизнь социализируется, создает себе положение в обществе и, безусловно, ищет свое «Я». И, несмотря на то, каков его опыт, человек накапливает знания, навыки, умения и взгляды, формирует собственные мировоззренческие и принципиальные установки, превращаясь из того самого «чистого листа» в полноценную книгу с уникальным сюжетом.
Понять, что человек развился как личность, с одной стороны, несложно – просто необходимо создать те условия, в которых он сможет себя проявить, будь то специально напряженная обстановка или что-то вроде «проверки на доверие». Но, с другой, не всегда вообще можно утверждать, что человек – личность. Каждый человек представляет собой потенциальный личностный субъект, тот, что по жизни восполняет себя чем-то новым, для себя приемлемым и необходимым при этом для окружающего мира. Однако личность – это человек с устоявшейся структурой личности, образом жизни, с твердыми убеждениями и принципами, и если он не имеет понятия, что и как представляется в его голове и душе, то навряд ли можно назвать его состоявшимся индивидом. Важно понимать, что любого человека всегда могут раскрыть различные обстоятельства, события, условия среды и состояние, в котором он находится в насущный момент.
В общем плане, существует два основных направления в проявлении человека себя самого как личности: это его деятельность, главным образом – активная (если речь идет о положительно-утвердительном понятии личности) и эмоциональная сфера. То есть как тело и душа. Физическая сила и духовно-нравственная воспитанность. Пожалуй, две взаимосвязанные ипостаси, но они крайне самостоятельны и обособлены сами по себе, что уже создает большие трудности в рассмотрении через них проявлений человеческой личности. В обиходе принято выражаться «Человека судят по его поступкам», хотя в то же время есть точка зрения, что и слова имеют значения. Через активную деятельность индивид, безусловно, способен показать многие стороны своего «Я», начиная с повадок, поведения и заканчивая собственными интересами, выгодами, привычками и убеждениями. Но намного глубже может охарактеризовать человека его эмоциональная сфера, то, как он себя ведет и проявляет посредством чувств, ощущений и эмоций – того, что нельзя полностью взять под контроль.
Главная проблема эмоциональной сферы состоит в том, что она, к сожалению, непостоянна. До сих пор в психологии ведутся горячие дискуссии касательно роли эмоций в жизни человека и его личностном проявлении. Ведь взять, к примеру, подростка: разве можно судить о его формировании как личности, исходя исключительно из наблюдений за его эмоциональными проявлениями? Конечно же, нельзя. Подростковый период для человека является одним из самых сложных за счет повышенных и нестабильных гормонов, полового и физиологического созревания, выхода из привычной семейной среды в неконтролируемый и многоструктурный социум, и прочее. Это все усиливает его эмоции до предела, и не всегда они могут быть достоверным показателем его личности и внутреннего мира.
Мало того, помимо возраста, организменных особенностей развития и других возможных внутренних и внешних факторов, на эмоциональную сферу человека – на её проявление, на её значимость в контексте формирования, развития и оценки личности – воздействует гендерный признак. До сих пор в обществе бытует мнение, что мужчина и женщина априори отличаются друг от друга, начиная как раз с эмоций и заканчивая более глубинными психическими и психологическими процессами. Нередко можно услышать, что представительницы женского пола более эмоциональны, чувственны, эмпатичны, чем представители мужского пола; что, например, такая деликатная и специфичная вне психологии, но вполне объяснимая в её границах тема в рамках межличностных отношений, как измена, воспринимается женщинами гораздо острее, чем мужчинами – для тех это не измена, а лишь удовлетворение одной из главных своих потребностей. На первый взгляд это звучит очень субъективно, да и по сей день психология – а точнее специальный раздел, гендерная психология – все-таки неоднократно доказывала, что различия мужчин и женщин с точки зрения психологических аспектов и процессов не всегда так заметны и строго выделены, как может казаться. А уж тем более это касается эмоционального интеллекта личности – как мужской, так и женской – ведь оба пола могут столкнуться с разными обстоятельствами: переизбыток или недостаток одного из преимущественных гормонов, разные условия жизни, воспитания и социализации т. д.
Объектом проводимого исследования выступает эмоциональный интеллект людей, достигших зрелого возраста.
Предмет исследования представляет собой основные закономерности эмоционального личностного проявления у мужчин и женщин зрелого возраста.
Соответственно, целью данной исследовательской работы является обоснование специфики, особенностей эмоциональной сферы у представителей женского и мужского пола конкретного возрастного диапазона, а также анализ формирования личности у каждого из данных полов посредством её эмоционального интеллекта.
Из этого следует, что общей теоретической задачей перед исследовательской работой ставится совокупность таких задач, как изучение понятия, сущности и структуры личности, рассмотрение и изучение теоретических основ эмоций и личности как в отдельности, так и во взаимосвязи друг с другом, а также выявление роли эмоций в формировании и проявлении личности человека, изучение проявлений эмоционального интеллекта личности у мужчин и женщин зрелого возраста на почве гендерно психологических теорий и гипотез, анализ и оценка преимуществ и недостатков эмоционального проявления личности в контексте гендерных различий.
Гипотезой исследования является утверждение, что эмоциональный интеллект у мужчин и женщин отличается по определенным, доказанным многими психологами, учеными и специалистами, признакам, которые можно также обосновать посредством экспериментальных подходов и эмпирических методов.
Теоретической базой исследования выступают научные труды, монографии, научные статьи и учебные пособия различных психологов – И. Н. Андреевой (эмоциональный интеллект в отдельности и в контексте гендерных различий), О. В. Барсуковой, А. М. Байнова (психология личности), Е. В. Воробьевой (эмоциональный интеллект в отдельности и в контексте психофизиологических и генетических признаков), и т. д.
Методологическая база исследования представлена в применении таких методов реализации исследовательской работы, как теоретические – сбор, синтез и систематизация информации, метод индукции и дедукции, метод сравнения, метод анализа и описательный метод, и эмпирические – эксперимент, сопоставление и обобщение.
В рамках исследовательской работы был проведен эксперимент в виде тестирования представителей обоих полов разных возрастов. За основу эксперимента взят тест на эмоциональный интеллект Холла.
Структура работы включает в себя Введение, Главу 1 (теоретическую, направленную на изучение понятийного аппарата, сущности и структуры личности, а также понятия и специфики эмоционального интеллекта как элемента и способа формирования личности мужского или женского пола), Главу 2 (эмпирическую, в рамках которой проведен эксперимент, проанализированы его результаты и получены необходимые для завершения и систематизации исследования данные), Заключение, Список литературы и Приложение.
Заключение:
В ходе проведенных теоретического и эмпирического исследований были сделаны различные выводы, которые можно обобщить до определенных, новых знаний.
Во-первых, при анализе эмоционального интеллекта личности необходимо понимать место эмоций в её структуре. Ведь личность состоит из ряда элементов, так или иначе, играющих конкретную и в своем роде значимую роль в её формировании и развитии. Однако эмоциональную сферу можно считать уникальным элементом, поскольку именно он, в отличие от других структурных элементов личности, воздействует на неё и является её следствием с точки зрения психических процессов и психологических особенностей. Таким образом, эмоциональная сфера человека – это, пожалуй, самая неконтролируемая сфера его личности. Она растет, развивается, формируется в ходе взросления человека – когда он становится подростком, молодым человеком, взрослым, переходит в позднюю взрослость и, наконец, в старость – и, соответственно, по-разному проявляется и влияет на личность человека, на то, какой личностью его увидит общество.
Во-вторых, если разговор идет о возрасте, то важно понимать, что в разные периоды жизни человек испытывает совершенно разный силовой спектр эмоций. В то время, как взрослый может уже более менее спокойно реагировать на свои переживания, подросток будет ужасно их масштабировать и утрировать в силу своей гормональной импульсивности и востребованности в общественном признании и авторитете, достойном социальном статусе. Учитывая эмоциональные особенности каждой возрастной группы, можно примерно понять, как стоит правильно и эффективно с ними в отдельности взаимодействовать и сотрудничать.
В-третьих, возраст является неким процессом формирования и развития – а может и деградация, отсутствие этого развития – эмоционального интеллекта личности, который, ко всему прочему, ещё формирует и развивает личность в ходе его социализации. Такая цепочка воздействия и последствий может, безусловно, слегка запутать, однако главное здесь то, что эмоциональный интеллект как и любое другое явление может «видоизменяться» в зависимости от того или иного фактора, в том числе (если не преимущественно) и от возраста. Это же касается и эмоционального интеллекта при рассмотрении его с позиции гендерных различий. Мужчины и женщины отличаются друг от друга не столько внешне, по своим ролям в обществе, в коллективе, в семье, не столько из-за стереотипов и различных теорий, например, феминизма, сколько из-за психоэмоционального строения мышления и поведения отдельно взятого индивида того или иного пола. В ходе работы были выделены основные эмоциональные аспекты, некоторая часть из которых присуща мужчинам в силу эволюции и в целом их физиологического и психического строения, и ещё определенная часть из которых преобладала в личности женщины, которая тоже в связи с эволюционными изменениями и по причине, как доказано уже со стороны специалистов более медицинской и биолого-антропологической направленности, более быстрого формирования и развития (как физиологическо-физического, так и умственно-мыслительного), в отличие от мужского пола.
В любом случае, важно понимать, что как человек проходит длительный, нескончаемый путь социализации, наполняя себя знаниями, получая определенные навыки, формируя собственные умения и, в конце концов, создавая потихоньку багаж всего этого в купе для оптимальной, успешной и благоприятной жизнедеятельности, так и каждый его структурный элемент преобразуются в зависимости от воздействующих факторов, от возраста личности – то есть, по сути, пути его социализации, определенных его этапов (возрастных периодов). И потому эмоциональный интеллект обладает такой спецификой и уникальностью даже в контексте гендерных различий, какие не присущи ни одному из других элементов личности – характеру, способностям, талантам, воле и пр. Эмоции – это реакция человека, его форма поведения и отношения ко всему окружающему, показатель его внутреннего состояния и собственной осознанности; это степень его отношения к обществу, готовности к коммуникации; это некий показатель эмоциональной зрелости человека, полноценности его личности. Эмоции являются следствием психических процессов и нервно-системных реакций, выступают именно тем фактором, что на них «в обратку» воздействует. И, наконец, если возвращаться к проблематике гендерных различий при рассмотрении эмоционального интеллекта, можно утверждать, что эмоциональный интеллект личности – это, по сути, проявление формы его мышления и восприятия всего внешнего.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психологические особенности людей зрелого возраста
Уже давно психологией, антропологией и другими научными сферами доказаны определенные этапы жизнедеятельности и разностороннего формирования человека. Так, в психологической науке существует отдельное от неё и самостоятельное научное направление – возрастная психология, которая предоставляет необходимую информацию о психологических аспектах и особенностях становления, формирования и развития личности в тот или иной период её жизни.
Поскольку в работе будет сделан акцент на зрелых людей, то необходимо изучить информацию касаемо некоего понятия, разграничения и сущностной характеристики в возрастной психологии феномена зрелости.
Для начала следует отметить, что под зрелостью понимают наиболее оптимальный и активный период жизнедеятельности личности, позволяющий ему максимально раскрыть себя с социально-профессиональной точки зрения. Человеку в период его так называемой зрелости теперь необходимо получить статус, достичь вершин в той или иной профессии, заслужить положение в обществе, и, в целом, стать успешным представителем своего класса. Потому, как правило, завершающим циклом зрелости называют прекращение так таковой активной профессиональной деятельности индивида [17].
В психологии, в целом, не существует наиболее конкретных рамок, границ того или иного возрастного диапазона. Это отражается на изучаемой зрелости, которая обычно с позиции собственных временных границ обозначается двумя способами:
1) Конкретным – от 30-35 лет до 60-70 лет;
2) Обширно расплывчатым – от 20-21 года до 35 лет и от 35 лет до 55-60 лет.
И все же, наиболее логичен именно первый способ разграничения зрелости с другими возрастными периодами. Связано это, в первую очередь, с тем, что 20-21 год – это возраст, больше подходящий юношеству. Конечно, его можно отнести и к зрелости, если подходить к её классификации на группы «молодость», «ранняя зрелость» и «поздняя зрелость». Но в современной психологии имеется уже достаточно исследований, которые обосновывают зрелый возрастной период жизни человека именно в рамках от примерно 30 до примерно 60 лет. Стоит отметить, что данный диапазон тоже неформально делится на две стадии, два этапа – раннюю взрослость и позднюю взрослость.
Для того, чтобы определить специфику зрелости человека, важно понимать, как вообще характеризуется и проявляет себя зрелый человек. К наиболее распространенным критериям определения зрелости личности относят следующие [7]:
1. Физиологическое состояние, здоровье или нездоровье личности;
2. Осознание и понимание себя, собственных положительных и отрицательных качеств и черт;
3. Развитие как физическое, так и психологическое (хотя многие психологи прошлых веков и настоящего времени утверждают, что как раз в период зрелости подходят к своему завершению процессы физиологического и психологического развития);
4. Достижение высокого интеллекта;
5. Закрепление в личности человека таких «зрелых» черт, как ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление и отношение к окружающему миру, и т. д.
Если говорить о конкретных чертах, соответствующих личности зрелой по возрасту, то стоит обратиться к данным, предоставленным одним из специалистов в области психологии (см. таб. 1) [7].
Иными словами, зрелая личность – это человек с уже укоренившимися чертами характера, знаниями, умениями и навыками, способностями и приоритетами, которые проявляются в его активной социально-профессиональной деятельности. Как правило, человек может считать и считаться со стороны зрелым, если он обладает такими чертами, как ответственность, стремление к заботе о других, умение конструктивно решать те или иные жизненные проблемы и ситуации, и т. д.
Особенностью зрелости как одного из возрастного периода жизни человека выступает то, что она содержит в себе наибольшие риски проявления кризиса личности. Как в подростковом возрасте существует кризис, определяющийся пиком эмоциональной и психологической нестабильности, так и в зрелости приходит момент, когда человек, осознавая преуменьшение собственных физических и психических сил и возможностей, начинает разрываться между стремлением продолжать выстраивать свою социально-профессиональную дорожку и пониманием, что пора сдавать позиции. Однако это лишь субъективная оценка подобного феномена. В психологии существует иная точка зрения.
Так, ряд ученых в контексте изучения зрелого возраста выделила четыре основных кризисных этапа [17]:
1. Первый кризис (этап) – переход от юности к зрелости
Связан с завершением обучения и началом трудовой деятельности, а также с созданием семьи и, как правило, началом кризиса в структуре семейных отношений. В этот период человек встает перед основным выбором направления своей деятельности на дальнейшие годы: либо он выбирает карьеру, в которую, безусловно, на первых порах молодости вкладывается, что называется, «на все сто», либо он выбирает семью, в которую точно так же вкладывается. Как правило, вначале пути взросления не удается совместить и то, и другое – что-то все равно «западает». И потому в личности человека происходит диссонанс, приводящий к развитию уже обоснованного в психологии кризиса.
2. Второй кризис (этап) – «кризис 30 лет»
Происходит столкновение ожиданий человека и реальности, в которой он проявляет свою деятельность. Он начинает понимать, что его идеи, задумки, мечты не соответствуют действительности. Тогда возникает необходимость пересмотра им его приоритетов и жизненных ориентиров.
3. Третий кризис (этап) – «кризис середины жизни»
Характеризуется появлением у человека, достигшего 40 лет, чувства стабильности, уверенности в своем ближайшем будущем. Но в нем просыпается множество сомнений: «А действительно ли я прожил свою жизнь так, как надо?», «Не утратил ли я свою молодость?» и пр. Особенно сильному воздействию подобного кризиса поддаются семейные отношения: дети, взрослея, покидают дом, родные и близкие умирают один за другим, возрастает степень проблем со здоровьем. К результатам подобного кризиса относят два варианта – либо смена профессионально-трудовой деятельности, либо создание новой семьи.
4. Четвертый кризис (этап) – выход на пенсию
Человек начинает остро ощущать ухудшение его материального положения, снижение социальной активности и значимости, «опустение» в семейной жизни, когда дети словно отдаляются от своего родителя.