Курсовая с практикой на тему Особенности эмоционально волевой сферы подростка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 5
1.1. Анализ понятия эмоции в научной литературе 5
1.2. Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростков 10
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы подростков 15
2.1. Организация и методики исследования эмоционально-волевой сферы подростков 15
2.2. Анализ результатов исследования 18
2.3. Рекомендации по эффективному формированию эмоционально-волевой сферы подростков 24
Заключение 27
Литература 30
Введение:
Актуальность курсовой работы. Эмоциональная сфера пронизывает всю психическую жизни индивида, выступая ведущим фактором, который определяет субъективные качества личности, характеризует индивидуальные и социальные процессы. Заметим, что современная социальная среда сегодня несет большие информационные перегрузки, нестабильность, напряженный ритм жизни, предъявляя тем самым новые требования к ресурсам эмоциональной сферы личности. Так, сегодня человек должен уметь управлять своим эмоциональным состоянием и сохранять эмоциональную устойчивость, если желает достигать успеха при решении жизненных задач.
Что же касается подросткового возраста, то он представляет собой сенситивный период развития эмоциональной сферы. На первом плане у подростковой личности находятся ее эмоции и чувства. Нередко этот возрастной период называют периодом повышенной эмоциональности, когда ребенок становится легко возбудимым, страстным, характеризуется частной сменой настроения и т.п. Это время, когда ребенок из детства переходит в новое состояние. Поэтому подросток в относительно короткий период осваивает эмоциональную сферу во всей ее сложности. Он становится ранимым, эмоционально неустойчивым, может проявлять тревожность и неуверенность в себе. Такое положение часто приводит к нарушениям эмоциональной сферы.
При этом одной из более сложных и важных в личностном развитии подростков является неувязка воли и чувств. В разработке проблемы волевых и эмоциональных процессов и их развитии значительную роль сыграли работы И. Д. Беха, Л. С. Выготского, А. И. Высоцкого, Е. П. Ильина, К. Н. Корнилова, В. А. Крутецкого, П. А. Рудика, В. И. Селиванова, Б. М. Смирнова и др.
Таким образом, целью курсовой работы является исследование особенностей эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие эмоций в трудах психологов
2. Проанализировать особенности развития эмоционально-волевой сферы в подростковый период.
3. Подобрать методики исследования эмоционально-волевой сферы подростков.
4. Проанализировать результаты исследования.
5. Составить рекомендации по эффективному развитию эмоционально-волевой сферы подростков
Объектом курсовой работы выступает эмоционально-волевая сфера в психологии развития.
Предметом являются особенности развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.
В качестве методов исследования нами использовались метод теоретического анализа специальной психологической, философской литературы и такие эмпирические методы как тестирование и анкетирование.
Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода.
Практическая значимость исследования заключается в получении результатов, которые могут быть использованы в консультативной работе с подростками.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.
Заключение:
Эмоции являются особым классом психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающиеся в форме непосредственного переживания значимых для индивида явлений и ситуации в его жизнедеятельности. Эмоции представляют собой главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения личности, который направлен на удовлетворение актуальных потребностей.
Следует сказать, что эмоции являются формой поведенческой адаптации, актуализирующие наследственный опыт. Другими словами, ориентируясь на опыт, человек совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции играют значительную роль для приобретения индивидуального опыта. Так, они осуществляют функцию положительного и отрицательного подкрепления, способствую получению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.
Все это говорит о том, что формирование эмоций человека становится важным условием его личностного развития. Это подтверждается тем, что став предметов устойчивых эмоциональных отношений, какие-либо идеалы, нормы и обязанности поведения переходят в реальные мотивы деятельности. При этом отметим, что разнообразие эмоций человека можно объяснить сложностью отношений между предметами его потребностей и контрактными условиями деятельности, которая направлена на достижение целей.
Среди основных новообразований подросткового периода считаются следующие – чувство взрослости, потребность в самоутверждении и в межличностном общение, стремление к самостоятельность в тех или иных поступках и действиях, формирование средств самовыражение, развитие самосознания и личностная рефлексия, проявление полового влечения, формирование абстрактно-логического мышления и способность к проведению формально-логических операций.
Известно, что подростки переживают кризис, который связан с их переходом в новое качество – взрослое состояние. Однако данный период времени является трудным не только для подростков, но и для окружающих их взрослых. Такие характерные черты как повышенная эмоциональная чувствительность, их неустойчивость, реакции эмансипации существенно влияют и осложняют учебные и воспитательный процесс
Проведение исследование было направлено на изучение эмоциональной сферы подростков в процессе учебной деятельности.
Полученные данные позволяют сделать несколько выводов:
1. Большинство подростков испытывают постоянное раздражение или тревожность. Так, проведенная методика «Эмоциональная цветопись» Лутошкина, когда в течение недели подростки заносили свои эмоциональные состояния в специальных дневник, позволила выявить подростков, которым характерно раздражение – 54% и проявления тревоги – 30%. При этом спокойное эмоциональное состояние было определено только у 16% респондентов.
2. Методика определения социально-психологической адаптации подростков позволяет сделать выводы, что у опрошенных преобладают отрицательные эмоциональные состояния (низкий уровень эмоциональной комфортности – 20%). Однако всем респондентам характерно проявление высокого уровня эмоциональности.
3. В ходе проведения исследования, направленного на изучение тревожности подростков, было определено, что большинство испытуемых проявляют низкий уровень школьной тревожности. Это говорит о том, что подростки нуждаются в повышении чувства ответственности и осознания реальных мотивов собственной деятельности. Однако необходимо учитывать, что низкий уровень может проявляться в тех случаях, когда подростки активно вытесняют высокую тревогу с целью показать себя в лучшем свете.
В связи с полученными данными в ходе исследования были составлены практические рекомендации для педагогов, которые позволят учитывать и направлять эмоциональные состояния подростков в процессе учебной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Анализ понятия эмоции в научной литературе
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции – это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности [1].
С.Л. Рубинштейн, рассматривая эмоцию как феномен, выделяет три основных ее признака:
1. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
2. Эмоции, обычно, отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Причем, эти два полюса не являются взаимоисключающими. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство;
3. В эмоциональных состояниях так же, как отметил В. Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных им состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью-восторгом, радостью-ликованием существует «тихая» радость – растроганность и т.п. [22].
Три аспекта целостного определения эмоций:
а) внутреннее переживание;
б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении) [12].
Эмоции, в отличие от аффектов, – более длительные состояния. Это реакция не только на совершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смешаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями [6].
Чувства – это устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, только чувство к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности [9]. В зависимости от направленности чувства делятся:
• на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);
• интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);
• эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы);
• практические (чувства, связанные с деятельностью человека) [13].
Настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые – астеническими [6].
Эмоция представляет собой отражение некоторого содержания, которое ощущается, воспринимается или мыслиться индивидом. Это говорит о том, что эмоции не существуют безотносительно к ситуации. Таким образом, одним из важных элементов теории эмоций является ее предметная соотнесенность и обязательная направленность к некоторой структурной единице психического образа [4].
Так, С.Л. Рубинштейн говорит о том, что психические процессы, которые исследуются в их конкретной целостности, являются не только познавательными процессами, но и эмоционально-волевыми. Такие процессы отражают не только определенное знание о явлении, но и показывает отношение к ним индивида. В них выражаются не только сами явления, но так же показывается их значение для отражающего их субъекта, для его жизни или деятельности [22].
Поэтому целостное эмоциональное явление всегда содержит в себе два момента – отражаемое содержание, будь то событие, ситуация, и собственно эмоциональное переживание, которое представляет собой ту специфическую окраску, с которой данное содержание отражается индивидом.
Так, мы можем отметить двойственное строение эмоционального явления, которое наглядно прослеживается в постоянно наблюдаемом факте, что одно и тоже отражаемое содержание, при различных условиях может вызывать разные, даже прямо противоположные, эмоциональные переживания. А так же наоборот, одно и тоже переживание может окрашивать различные мысли и представления, при этом такое сочетание является отдельным эмоциональным явлением [11].