Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические подходы по проблеме исследования 5

1.1. Понятие детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе 5

1.2. Характеристика детей, имеющих нарушения зрения и особенности развития детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения 12

1.3. Анализ эффективных авторских диагностических методик для выявления уровня развития особенностей детско-родительских отношений 17

Глава 2. Организация и проведение эмпирического исследования 25

2.1. Методическое обоснование диагностической программы, направленной на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения 25

2.2. Характеристика содержания диагностической программы, направленной на выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения 26

2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 29

2.4. Методическое обоснование и рекомендации по выбору коррекционно-развивающих мероприятий 44

Заключение 48

Список использованных источников: 50

Приложение 54

  

Введение:

 

Семья сопровождает человека на протяжении всей его жизни и, как известно, выполняет множество важных функций, одной из которых является функция воспитания детей. Стоит отметить, что знания, умения и навыки, которые усваиваются ребенком в семье, главным образом, влияют на дальнейшее его развитие. В структуру семьи входят две основные подсистемы отношений: супружеская и детско-родительская. В нашей работе мы будем рассматривать подсистему именно детско-родительских отношений.

Проблемой детско-родительских отношений на протяжении многих лет занимались как отечественные, так и зарубежные педагоги, психологи, ученые и практики (Д. Бомринд, А.Я. Варга, И.И. Захаров, О.А. Карабанова, Э. Маккоби и Дж. Мартин, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас и др.). Они рассматривали различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка, отношение родителей к нему, взаимоотношения родителей и ребенка, особенности личности ребенка как результата семейных воздействий и т. д. Многие специалисты также указывали на то, что неадекватный стиль поведения и воспитания родителей сказывается на всех сферах жизнедеятельности ребенка.

Стоит отметить, что роль семьи особенно сильно возрастает в условиях развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание следует обратить на семьи, воспитывающие детей с нарушением зрения. Ребенок с нарушением зрения – объект особой заботы, опеки и пристрастного внимания родителей. Семья, где растет и воспитывается ребенок со зрительной патологией, требует особой заботы и внимания. Нарушение травмирующе влияет не только на ребенка, но и на родителей.

К сожалению, во многих таких семьям не только не созданы необходимые условия для развития ребенка с нарушением зрения, но и сложившаяся семейная ситуация оказывает разрушительное действие, травмируя личность ребенка. Причинами такой ситуации могут являться многие аспекты:

1. Низкий уровень компетентности родителей, касающейся неосведомленности об особенностях развития дошкольника с нарушением зрения;

2. Непринятие ребенка, что обусловлено особенностями личности родителей, их культурно-личностными ценностями;

3. Высокий уровень психической травматизации семьи вследствие рождения ребенка с нарушением зрения.

В настоящее время существует большое количество исследований, направленных на изучение проблемы взаимоотношений и взаимодействий родителей и ребенка с нарушением зрения, однако данный вопрос остается открытым, и требует дальнейшего изучения. Именно поэтому проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологии.

Цель исследования – изучить особенности детско-родительских отношений у детей с нарушением зрения, и обосновать рекомендации по выбору коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие детско-родительских отношений у детей с сенсорными нарушениями

Объект исследования – детско-родительские отношения.

Предмет исследования – особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения, имеется низкий уровень развития особенностей детско-родительских отношений.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения;

2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения;

3. Провести диагностическое обследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения;

4. На основе полученных в ходе диагностического исследования данных подобрать и обосновать рекомендации коррекционно-развивающих мероприятий для развития детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения ;

Методы исследования:

• метод теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• метод эмпирического исследования;

• метод обработки данных.

База исследования:___________________________


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что особенности детско-родительских отношений, родительских установок и позиций, выбор родителями адекватного или неадекватного стиля семейного воспитания оказывают серьезное влияние на развитие дошкольника. Особое место детско-родительские отношения занимают в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения, так как именно через родителей такой ребенок познает окружающий мир, именно от них зависит его дальнейшее развитие. Родители обязаны делать все возможное для того, чтобы ребенок с нарушением зрения стал полноценной личностью. К сожалению, многие семьи не могут создать для ребенка с дефектом зрения те условия, которые необходимы для его полноценного развития. Именно поэтому, бесспорно можно говорить о том, что проблема отношений родителей и детей с нарушением зрения требует всестороннего изучения.

Для экспериментального изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения нами был подобран диагностический инструментарий, позволяющий решить поставленные цели и задачи исследования.

Наше исследование проводилось на базе _____________. В исследовании принимали участие 5 пар родителей и дошкольников подготовительной к школе группы с амблиопией и косоглазием. В результате опытно-экспериментальной работы было установлено, что детско-родительские отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения, находится на низком и среднем уровне.

На основании полученных данных нами было принято решение о составлении коррекционных мероприятий, которые позволят повысить уровень развития детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения.

Таким образом поставленная цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы по проблеме исследования

1.1. Понятие детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе

Семья сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Структура семьи включает в себя не только численный и персональный состав, но и определенные субсистемы, которые содержат различные взаимоотношения между членами семьи, в том числе отношения между родителями и детьми, то есть детско-родительские отношения.

К теме детско-родительских отношений обращались многие зарубежные и отечественные авторы (А.Я. Варга, И.А. Захаров, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас, и др.). О.А. Карабанова под детско-родительскими отношениями подразумевает важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и рассматривает их как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. [13] В свою очередь, М.В. Козуб дает следующее определение: «Детско-родительские отношения – это тип семейных отношений, представляющих собой систему различных чувств, представлений, оценок, поведенческих реакций и стереотипов родителей и детей по отношению друг к другу». [14]

Важно отметить, что рассматриваемая нами подсистема семейных отношений имеет свои особенности, отличающие ее от других систем межличностных отношений. Во-первых, каждый индивид вовлечен в процесс детско-родительских отношений, играя при этом сначала роль ребенка и далее родителя или же обе роли одновременно. Во-вторых, детско-родительские отношения определяются максимально эмоционально значимым характером для обеих сторон данного взаимодействия. В-третьих, детско-родительским отношениям присуща амбивалентность, которая объясняется следующим образом: с одной стороны родитель проявляет любовь и заботу, пытается уберечь ребенка от «опасностей» окружающего мира, с другой – воспитывает, используя возможные способы ограничения и наказания, прививает самостоятельность, умение заботиться о себе. В-четвертых, отношения между родителями и детьми меняются в зависимости от перехода ребенка с одного возрастного этапа на другой.

Изучение детско-родительских отношений необходимо строить, учитывая их структуру, включающую в себя две стороны, первая из которых рассматривается с точки зрения родителя, а вторая – с точки зрения ребенка. Представляя данную подсистему семейных отношений со стороны родителя, можно выделить такие понятия, как ценностные ориентации родителей, родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительские отношения, а также стили семейного воспитания. В своих трудах Р.В. Овчарова [24] данные понятия определяет как компоненты социально-психологического феномена родительства. В свою очередь И.Ю. Левченко совместно с В.В. Ткачевой [33] считают выделенные компоненты за развитую форму потребностей, мотивов и ценностных ориентаций родителей. Помимо этого, Е.А. Савина [29] объединила выделенные нами понятия в такой термин, как родительские представления, и дала следующее определение: «Родительские представления включают оценку того, что ребенок может и не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемых способах его дисциплинирования». Далее рассмотрим данные понятия подробнее.

Перед тем, как дать определение родительским установкам необходимо отметить, что любая установка появляется посредством предыдущего опыта индивида. Под родительскими установками понимается определенный взгляд родителя на собственную роль отца или матери. Р.В. Овчарова [24] особое внимание обращает на тесную связь родительских установок с родительскими ожиданиями, которые предполагают под собой родительское право ожидать от окружающих признания их семейной роли. Также автор выделяет три уровня презентации установок. Первый уровень включает в себя, во-первых, присутствие репродуктивной установки, в основе которой лежит потребность в рождении детей, во-вторых, наличие установок и ожиданий супругов по отношению друг к другу с точки зрения исполнения родительской роли и ее функций. Второй уровень характеризуется занимаемым родителями стилем воспитания, предпочитаемыми методами наказания и поощрения, гибкостью в общении с ребенком. Третий уровень напрямую связан с образом ребенка, присутствующим в сознании родителей. На данном уровне происходит сопоставление родительского идеального образа ребенка с его реальным образом, что оказывает влияние на родительское отношение.

Совокупность имеющихся у родителей установок А.С. Спиваковская объединяет в такое понятие, как родительская позиция и определяет в качестве «реальной направленности, в основе которой лежит осознаваемая или бессознательная оценка ребенка, выражающая в способах и форма взаимодействия с детьми». [30] Наиболее оптимальной позицией родителей является признание ими активной роли ребенка в процессе воспитания, однако более распространенной считается позиция, при которой родитель находится «над» ребенком. Выделяют шесть типов родительских позиций, в основе которых лежит сочетание двух факторов (принятие-отвержение, концентрация чувств на ребенке): отвержение, характеризующее непринятием личности ребенка; безразличие, подразумевающее под собой холодное отношение к ребенку, не включая враждебности; гиперопека, при которой родители стремятся оградить ребенка от трудностей, подавляют его самостоятельность; сверхтребовательность, сочетающая в себе доминирование и деспотизм над ребенком; устойчивость, включающая в себя положительное эмоциональное отношение к ребенку и малую требовательность; активная любовь, отличающаяся партнерскими отношениями между родителем и ребенком.

Далее рассмотрим такое понятие, как родительское отношение, которое подробно разобрали в своей работе А.Я. Варга совместно с В.В. Столиным [9]. Необходимо отметить, что родительское отношение включает в себя следующие структурные единицы: интегральное принятие или отвержение, межличностную дистанцию, контроль за поведением ребенка. Помимо этого, выделяют такие типы родительского отношения, каждый из которых включает в себя одну или несколько структурных единиц: принимающе-авторитетный, отвергающий с инфантилизацией и социальной инвалидизацией, симбиотический, симбиотически-авторитарный. Функцией эмоциональной окраски родительского отношения обладают чувства, испытываемые родителями. Родительские чувства, в частности, родительская любовь, являются жизненно важными для ребенка, особенно дошкольного возраста.

Переходя к рассмотрению стилей семейного воспитания, отметим, что, по словам Р.В. Овчаровой [25], они по своей сути являются своеобразной квинтэссенцией перечисленных выше понятий. Множество авторов выделяют различные классификации стилей воспитания. Так, Диана Бомринд [37] разработала классификацию стилей воспитания, которая характеризуется разной степенью проявления родительской теплоты и контроля. Рассмотрим ее более подробно:

— Авторитетный стиль сочетает в себе умеренный контроль и теплые отношения между родителями и детьми. Авторитетные родители одобряют и поддерживают автономию своих детей. Такие родители придерживаются определенных ограничений в поведении ребенка, однако данные ограничения являются справедливыми, так как четко аргументируются;

— Авторитарный стиль характеризуется высоким уровнем контроля и низким уровнем отношений. Авторитарные родители ждут полного послушания от своего ребенка, ставя неоправданные ограничения в его поведении, при этом не объясняя их суть и причины;

— Либеральному стилю присущи низкий уровень контроля и высокий уровень теплых отношений. Родители полностью принимают своего ребенка, демонстрируя «безусловную любовь» к нему. Однако в таких семьях отсутствует контроль за ребенком.

Позднее Э. Маккоби и Дж. Мартин [38] в классификацию Д. Бомринд добавили еще один стиль семейного воспитания – индифферентный. Данный стиль сочетаем в себе отсутствие контроля за поведением ребенка и низкий уровень отношений. Индифферентные родители полностью поглощены своей личной жизнью, проявляя при этом полное безразличие к собственным детям.

В свою очередь Э.Г. Эйдемиллер [36] выделил такие характерные черты стилей воспитания, как: степень гиперпротекции; удовлетворенность потребностей; предъявляемые к ребенку требования; санкции, накладываемые на ребенка; воспитательная неуверенность родителей. Сочетание выделенных черт соединяются в определенные типы негармоничного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция. Помимо этого, В.И. Гарбузов [11] выделил следующие типы неправильного воспитания:

— Воспитание по типу A (неприятие, эмоциональное отвержение) характеризуется неприятием индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Данный тип может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством;

— Воспитание по типу B (гиперсоциализирующее) выражается в тревожности родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе в школе, среди сверстников;

— Воспитание по типу C (эгоцентрическое) характеризуется полным вниманием к ребенку. Такие дети растут по принципу «кумир семьи».

Итак, рассматривая детско-родительские отношения с точки зрения родителя, мы можем выделить такие понятия, как родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительские отношения и чувства, стили семейного воспитания. Как было упомянуто выше, данную подсистему семейных отношений можно рассматривать и с другой стороны, с точки зрения ребенка. В первую очередь необходимо сказать о внутренней позиции, которую ребенок занимает в детско-родительских отношениях. Она характеризуется особенностями стиля семейного воспитания, а также особенностями личностного развития самого ребенка. Г.Т. Хоментаускас [34], опираясь на восприятие ребенком родительского отношения и его собственного отношения к родителям, выделил следующие типы внутренних позиций ребенка:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы