Курсовая с практикой на тему Особенности детско-родительских отношений у подростков с делинквентным поведением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты детско-родительских отношений у подростков с
делинквентным поведением. 5
1.1.
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. 5
1.2. Особенности
подростков с делинквентным поведением. 13
1.3. Характеристика
детско-родительских отношений у подростков с делинквентным поведением. 18
Выводы по главе 1. 20
Глава 2.
Практические аспекты детско-родительских отношений у подростков с делинквентным
поведением. 22
2.1. Методы и
организация исследования. 22
2.2. Анализ
результатов исследования. 25
Выводы по главе 2. 37
Заключение. 40
Список использованной
литературы.. 44
Введение:
Подростковый возраст – это самый тяжелый
период детского развития. Это явление носит множество названий «трудный
возраст», «опасный возраст» и т.п. Названия эти носят главный посыл – переход
от детства к взрослости.
Требовательность жизни к организации
воспитательного процесса и обучения подталкивают к поиску новых педагогических
и психологических подходов, ориентированных на приведение методов в
согласовании с требованиями жизни общества. Исходя из этого, проблема
воспитания детей школьного возраста особо значима.
В сфере воспитания школьника находятся все
аспекты жизни ребенка. По этой причине она интересна не только лишь родителям и
учителям конкретного школьника, но и психологам и социологам зарубежным и
отечественным. Поэтому воспитание содержит в себе многообразие взглядов на
проблему.
Актуальность исследования заключена в том,
что современное общество требует развития инновационного подхода в
образовательно-воспитательных процессах, потому что школа все еще ориентируется
только лишь на знания учеников, а не на многостороннее развитие его личности.
Делинквентное поведение подростков связано
с различными проблемами: как с общесоциальными, так и с проблемами формирования
личности, носящими индивидуальный характер. Основными факторами, влияющими на
развитие делинквентности в подростковом возрасте, являются: общесоциальные
проблемы общества, средства массовой информации (телевидение, интернет),
образовательная среда, семья, референтная группа подростка, его половозрастные
характеристики и личностные особенности.
Объект исследования: подростки с
делинквентным поведением.
Предмет исследования: особенности
детско-родительских отношений у подростков с делинквентным поведением.
Гипотеза исследования заключается в том,
что детско-родительские отношения влияют на формирование делинквентной личности
подростка.
Цель исследования заключается в изучении
детско-родительских отношений у подростков с делинквентным поведением.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические
особенности подросткового возраста
2. Проанализировать особенности подростков
с делинквентным поведением
3. Изучить характеристику
детско-родительских отношений у подростков с делинквентным поведением
4. Подобрать методы и организовать
исследование
5. Провести анализ результатов
исследования
Методы исследования:
— теоретические: анализ
научных источников;
— эмпирические: беседа,
анкетирование;
— математические и статистические
методы обработки экспериментальных данных.
Практическое значение результатов исследования
заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной
деятельности психологов и педагогов образовательных организаций и организациях
дополнительного образования.
Методики исследования:
Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (метод
Бернса).
Тест «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В.
Столин).
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к
ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях)
Структура исследования: работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Нарушение полноценной
социальной адаптации и чувство собственного неблагополучия, ощущение
ущербности, непонимания со стороны других также являются
причинами делинквентного поведения в подростковом возрасте.
Более того, эмоциональная
незрелость, неспособность к эмпатии, эмоциональному отклику на переживания других людей, не дают возможности подростку быть полноценно принятым в обществе, понимать
его требования и ценности. В этом случае
подросток воспринимает окружающий его мир как угрозу ему лично. Незнание
и непонимание окружающих заставляет подростка защищаться от социума, нанося
ему превентивный удар своим агрессивным поведением.
Исследования
учёных показывают, что в таких семьях нарушены
условия социализации, подросток часто пребывает в стрессовых ситуациях, присутствуют
случаи физического и психологического
насилия, в некоторых семьях дети вовлечены
в преступную деятельность, в результате которого формируется
делинквентное поведение.
Современный подросток требует
разнообразного взаимодействия с ним со стороны родителей и учителей. Для
подросткового возраста наиболее приемлемым считается групповое, практическое
взаимодействие, направленность которого определена конкретным результатом деятельности
и требует от оппонентов соответствующих усилий и выраженной активности.
Исследуя личностные особенности подростков с делинквентным поведением, мы приходим к выводам о том, что чаще к нему склонны
дети, испытывающие трудности в
построении социальных контактов. Нарушение полноценной
социальной адаптации и чувство собственного неблагополучия, ощущение
ущербности, непонимания со стороны других также являются
причинами делинквентного поведения в подростковом возрасте.
Более того, эмоциональная
незрелость, неспособность к эмпатии, эмоциональному отклику на переживания других людей, не дают возможности подростку быть полноценно принятым в обществе, понимать
его требования и ценности. В этом случае
подросток воспринимает окружающий его мир как угрозу ему лично. Незнание
и непонимание окружающих заставляет подростка защищаться от социума, нанося
ему превентивный удар своим агрессивным поведением.
Таким образом, при выработке эффективных действенных мер профилактики делинквентного поведения в
подростковой среде, необходимо учитывать социальные условия, личностные особенности подростков, составляющих группу риска. В связи с этим профилактические методики должны реализовываться в разных направлениях.
Для подростка
делинквентное поведение является
адекватной реакцией на ненормальные для него условия (социальные или
микросоциальные), в которых он оказался. Важно отметить, что такие реакции подростка, как отказ или
протест, являются, как правило, результатом эмоционально зависимых, дисгармоничных
семейных отношений.
Исследования
учёных показывают, что в таких семьях нарушены
условия социализации, подросток часто пребывает в стрессовых ситуациях, присутствуют
случаи физического и психологического
насилия, в некоторых семьях дети вовлечены
в преступную деятельность, в результате которого формируется
делинквентное поведение.
В качестве вывода можно отметить, что делинквентное поведение свойственно
подросткам, которых отклонил социум, у них нарушены взаимоотношения с родителями, с учителями, со
сверстниками. Наше исследование проходило в 3 этапа.
По методике «Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи»
(метод Бернса)» мы определили, что 40% подростков оценивают свою семейную
ситуацию как неблагоприятную, то есть, ребёнок не удовлетворён своим положением
в семье и отношением к нему родителей, подросток не получает должного
удовлетворения своих естественных потребностей. 60% напротив, оценивают свои
семейные отношения как благоприятные, то есть удовлетворение потребности в
эмоциональном комфорте, общении, чувство благополучия. Тревожная семейная
обстановка встречается у 30% исследуемых; конфликтная семейная ситуация
встречается у 20% исследуемых; чувство
Из приведенных результатов делаем вывод, что благоприятная
семейная ситуация в большей мере складывается в семье подростков с адекватным
поведением, однако высокий процент детей и высокое значение
среднеарифметического показателя данного симптокомплекса среди делинквентов
свидетельствует о том, что благоприятный климат в семье часто характерен и для
подростков-правонарушителей.
Результаты по методике — тест «Родительское отношение к
детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Обработав результаты, мы получили следующие данные: 50%
исследуемых матерей воспринимают своего ребенка таким какой он есть. Уважают
его индивидуальность, увлечения и планы. Стремятся как можно больше времени
проводить с ребенком. Лишь 10% матерей предпочитают кооперационные
взаимоотношения с детьми. Родители высоко оценивают и гордятся
интеллектуальными и творческими способностями своего ребенка. Стараются во всем
его поддерживать. Симбиотический тип отношений, также как и кооперационный,
встречается лишь у 10% исследуемых. Родитель ощущает постоянное чувство
тревоги, его преследует боязнь потери ребенка. Подросток воспринимается как
маленькое и беззащитное дитя. Родитель старается оградить своего ребенка от
всех трудностей жизни и удовлетворять все его потребности.
— авторитарная гиперсоциализация присуща 30% исследуемых
родителей. Родитель ставит ребенка в очень жесткие рамки, требуя от него
безоговорочного послушания. Контролирует все аспекты жизни подростка, за
нарушения дисциплины сурово наказывает.
— 40% родителей, считают своего ребенка маленьким
неудачником. Родитель старается уберечь ребенка от трудностей жизни, не воспринимают
его всерьез, неадекватно оценивают возраст своего ребенка, воспринимая его
Фрагмент текста работы:
Подростковый возраст – это самый тяжелый
период детского развития. Это явление носит множество названий «трудный
возраст», «опасный возраст» и т.п. Названия эти носят главный посыл – переход
от детства к взрослости.
Требовательность жизни к организации
воспитательного процесса и обучения подталкивают к поиску новых педагогических
и психологических подходов, ориентированных на приведение методов в
согласовании с требованиями жизни общества. Исходя из этого, проблема
воспитания детей школьного возраста особо значима.
В сфере воспитания школьника находятся все
аспекты жизни ребенка. По этой причине она интересна не только лишь родителям и
учителям конкретного школьника, но и психологам и социологам зарубежным и
отечественным. Поэтому воспитание содержит в себе многообразие взглядов на
проблему.
Актуальность исследования заключена в том,
что современное общество требует развития инновационного подхода в
образовательно-воспитательных процессах, потому что школа все еще ориентируется
только лишь на знания учеников, а не на многостороннее развитие его личности.
Делинквентное поведение подростков связано
с различными проблемами: как с общесоциальными, так и с проблемами формирования
личности, носящими индивидуальный характер. Основными факторами, влияющими на
развитие делинквентности в подростковом возрасте, являются: общесоциальные
проблемы общества, средства массовой информации (телевидение, интернет),
образовательная среда, семья, референтная группа подростка, его половозрастные
характеристики и личностные особенности.
Объект исследования: подростки с
делинквентным поведением.
Предмет исследования: особенности
детско-родительских отношений у подростков с делинквентным поведением.
Гипотеза исследования заключается в том,
что детско-родительские отношения влияют на формирование делинквентной личности
подростка.
Цель исследования заключается в изучении
детско-родительских отношений у подростков с делинквентным поведением.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические
особенности подросткового возраста
2. Проанализировать особенности подростков
с делинквентным поведением
3. Изучить характеристику
детско-родительских отношений у подростков с делинквентным поведением
4. Подобрать методы и организовать
исследование
5. Провести анализ результатов
исследования
Методы исследования:
— теоретические: анализ
научных источников;
— эмпирические: беседа,
анкетирование;
— математические и статистические
методы обработки экспериментальных данных.
Практическое значение результатов исследования
заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной
деятельности психологов и педагогов образовательных организаций и организациях
дополнительного образования.
Методики исследования:
Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (метод
Бернса).
Тест «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В.
Столин).
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к
ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях)
Структура исследования: работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы.