Курсовая с практикой на тему Особенности детско-отцовских отношений в юношеском возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-ОТЦОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема детско-отцовских отношений в отечественных и зарубежных источниках 6
1.2. Семейные отношения в юношеском возрасте между ребенком и отцом 11
1.3. Особенности восприятия и оценки ребенком своего отца #
Выводы по 1 главе #
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ㅤИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-ОТЦОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ #
2.1 Организация и проведение исследования #
2.2.1 Анализ результатов анкеты исследования #
2.2.2 Анализ результатов методики исследования #
2.2.3  Анализ результатов исследования и их обсуждение #
2.3. Психологические рекомендации на основе полученного результата #
Выводы по 2 главе #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ #
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ #
ПРИЛОЖЕНИЯ #
Введение:
Роль отца в юношеском возрасте особенно важна. Именно отец помогает юношам и девушкам отделиться от родителей и сформировать самостоятельность и ответственность. Мать обычно стремиться удерживать детей под опекой, тогда как отец стимулирует «вылет из гнезда». Юношам и подросткам легче принимать подобные «пинки в жизнь» и любую строгость от отца, чем от матери. 
Верно, что в целом отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но мужчины почти никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их, особенно в семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими.
Отцовская роль и её образ претерпевают изменения, отец становиться более активным участником процесса воспитания, эмоционально включенным, в опеку и ежедневные заботы о ребенке, что традиционно оставалось за матерью (А. И. Антонов, Б. М. Бим-Бад, В. И. Брутман, С. Н. Гавров, Л. Гудков, Г.Г. Зубова).
Актуальность исследования состоит в том, что одна из особенностей современного российского общества - отчужденность отцов от процесса воспитания детей. Даже в полных семьях детей воспитывают в основном матери. Отцы зарабатывают деньги, в свободное от этого время отдыхают, ну или реализуют меры репрессивно-воспитательного характера. Безусловно, есть семьи, где по-другому, но в среднестатистической семье так.
Объект исследования: детско-отцовские отношения.
Предмет исследования: влияние детско-отцовских отношений на особенности восприятия ребенком своего отца. 
Цель исследования: изучить особенности детско-отцовских отношений в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: мы предположили, что существует взаимосвязь между уровнем детско-отцовских отношений и оценкой подростками своих отцов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по проблеме формирования индивидуального самосознания и особенностей детско-отцовских отношений в юношеском возрасте. 
Изучить особенности детско-отцовских отношений в юношеском возрасте. 
Подобрать психологические методики для диагностики особенностей детско-отцовских отношений и восприятия ребенком своего отца.
Исследовать влияние детско-отцовских отношений на особенности восприятия ребенком своего отца.
Методологические и теоретические основы исследования: Методологической основой исследования стали исходные положения о формирования детско-отцовских отношений (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Г.С. Костюк, Д.И. Фельдштейн); проблему формирования детско-отцовских в юношеском возрасте (Р. Бернс, А.А. Бодальов, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Г. Крайг, А.В. Петровский и др.); влияние родительских отношений на формирование представлений о детско-отцовских отношениях у ребенка (Е.Г. Ейдемиллер, Я.Л. Коломинский, А.О.Реан, В.В. Юстицкис).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: анкетирование и тестирование.
3. Методы интерпретации данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
В исследовании приняло участие 20 человек юношеского возраста. Исследование проходило в течение весны 2020 года на базе МБОУ СОШ №49. Испытуемыми стали 20 старшеклассников в возрасте от 15 до 17 лет.
Научная новизна заключается в том, что впервые была рассмотрена проблема структуры отношения лиц юношеского возраста в зависимости от детско-отцовских отношений.
Надежность и достоверность обеспечивалась репрезентативностью выборки (20 человек), применением методов релевантных целям и задачам исследования.
Заключение:
Характер взаимоотношений родителей с ребенком, начиная с ранних этапов развития, закладывает основу его жизнедеятельности, его взаимоотношений с окружающим миром и приобретает весомое значение в становлении детского отношения к отцу личности. Специфика развития ребенка зависит от качества воспитательных условий, которые включают: морально-психологический климат в семье, реализацию родителями необходимых семейных функций, степень их личностного развития и психолого-педагогической культуры, стиль семейного воспитания.
Опыт отношений с отцом, характер этих отношений формируют у ребенка их определенный образ. Этот образ первым формируется в сознании ребенка и играет в нём ведущую роль, определяя и регулируя характер отношений с другими субъектами и психологическую стабильность ребенка. В зарубежной психологии проблема образа отца широко представлена в психоаналитических теориях (Дж.Боулби, З.Фрейда, Д.Винникотт, С.Руддик, K.Слэтери и др.). В отечественной психологии образы матери и отца занимают особое положение в системе образной сферы (Божович Л.И., Васягина Н.Н., Вараева Н.В., Выготский Л.С., И. В. Дубровина, Леус Т.В., Мухина В.С., Литвинова А.В., Большакова Н.Г., Соловьева А.А., Калина О.Г., Холмогорова А.Б.). 
Анализ литературы позволил выделить наиболее полные определения образ отца: образ отца – важное психическое образование, которое формируется с рождения, подвергаясь влиянию внутренних (проекции, фантазии) и внешних (общение со значимыми родными, культурные стереотипы и непосредственное взаимодействие с отцом) факторов, а также отражающая физическую, интеллектуальную и эмоциональную составляющие фигуры отца (Калина О.Г., Холмогорова А.Б.). 
В юношеском возрасте, несмотря на возрастающую роль сверстников, родители продолжают выполнять роль образца, которая в дальнейшем формирует целостный образ, во многом определяющий эффективность во взаимодействии ребенка с окружающим миром (Овчарова Р. В., Регуш Л.А.). Выявлено, что дети более детально и дифференцированно говорят о матери, чем об отце, образ отца, как правило, недифференцирован и эмоционально обеднен. Говоря об отце, помимо характера, отношений и внешности подростки чаще ставят на первое место описание работы отца, его увлечения и ум. Подростки, имеющие благоприятные отношения с родителями, обладают разграниченными, эмоционально насыщенными и объемными представлениями об отце (Фомичева Л.Ф., Давыдовская Н.А., Реан А.А., Санникова М.Ю., Берко Д. В., Посохова С.Т, Липпо С. В., Манеров Р.В., Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.М. и др.)
Эмпирическое исследование по изучению детско-отцовских отношений в юношеском возрасте проводилось на базе МБОУ СОШ №49. Испытуемыми стали 20 старшеклассников в возрасте от 15 до 17 лет. 
В результате анкетирования было выявлено, что у 30% подростков сложились благополучные отношения со своим родным отцом. Подростки знаю где и кем работает их отец, они проводят много времени вместе, считают, что их отец полностью реализовал себя и является успешным. Также между данными подростками и их отцами сложились доверительные отношения. 40% подростков также смогли дать информацию о своем отце, знаю где и кем он работает, но при этом они не часто и немного проводят времени вместе. Подростки не всегда могут доверят своему отцу. У 20% процентов подростков отношения с отцом удовлетворительные, подростки редко проводят время со своим отцом, не считают, что он принимает участие в их воспитание, считают, что их отец не смог себя реализовать себя и при этом между подростком и отцом нет доверительных отношений. 10% подростков практических не общаются со своим отцом.
В результате обработки данных по тесту «Подростки о родителях» (ADOR) было выявлено, что что большинство подростков из данной выборки описывают своего отца следующим образом – отец не направляет их, не заставляет подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе; он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи; отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы ребенка. Его не интересуют увлечения подростка, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что его это беспокоит.
В результате корреляционного анализа по Пирсону было доказано, что существует взаимосвязь между уровнем развития детско-отцовских отношений и представлениями подростка о своем отце. Таким образом, гипотеза исследования доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-ОТЦОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблема детско-отцовских отношений в отечественных и зарубежных источниках
Понятие детско-отцовские отношение принадлежит к понятиям общего типа и характеризует взаимную связь и взаимозависимость отца и ребенка. 
Детско-отцовские отношения включает в себя ряд компонентов, среди которых субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Выделение в структуре родительского отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов позволяют понять родительскую позицию и родительскую установку, используемые как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна [47, с. 68]. 
В собственно психологических исследования в настоящее время в анализе детско-отцовские отношения можно выделить два основных направления. В первом случае в центр внимания исследователя помещается благополучие ребенка, а само родительское отношение изучается с позиции обеспечения условий для развития ребенка. 
В теории отношений, изложенной в работах Л.И. Божовича, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, понятие «детско-отцовские отношения» определяется как процесс и результат индивидуального отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность отцов и детей в их совместной деятельности. 
Специфика детско-отцовских отношений и место ребенка в системе «отец – ребёнок», как и структура родительского отношения, представлены в работах Т.В. Архиреевой, А.Я. Варги, В.В. Столина. 
Становление детско-отцовских отношений способствует передаче опыта отцов детям, что начинается уже в дошкольном возрасте. По мнению И.Н. Кириленко [20, с.95-98], психология детско-отцовских отношений является значимым направлением исследования. 
Психология детско-отцовских отношений представляет собой особое направление психологического знания, в центр исследовательских интересов которого попадают отцы и дети как субъекты семейного взаимодействия, феноменология, психологические закономерности и механизмы функционирования которого накладывают отпечаток на их личность и поведенческие проявления [16, с. 30]. 
Анализ классических подходов к осмыслению факторного влияния детско-отцовских отношений и стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка как в отечественной, так и в зарубежной психологии представлен в работах А. Адлера, З. Фрейда, А. Фрейд, Э. Эриксона. Кроме этого, ряд авторов выделяет несколько линий исследования стилей семейного воспитания, что, например, представлено в работах А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, В.Н. Дружинина, А.И. Захарова, К.А. Леонгарда, Е.А. Личко, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, В.В. Столина, Е. Шеффера и др. 
Выделяют два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчинах сильнее — опекать, заботиться или учить: 
1) мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь; 
2) у других мужчин ведущая потребность — учить, передавать свои знания и умения, т.е. сделать ребенка в прямом смысле слова своим наследником [3, с. 620].
Есть и другая классификация отцов:
1) Большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал всё то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков… Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. «Большой друг» — это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой?
2) Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам. 
3) Исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях! Единственно, чем рискуют папы-наседки, — это увлечься и стать… еще одной мамой, т.е. конкурентом, а не дополнением. 
4) Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге. Но он не может отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком [1].
Детско-отцовские отношения имеют особое значение для преодоления ребенком трудных жизненных ситуаций, в том числе школьных трудностей, возникновение которых в адаптационный период является закономерным. 
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений отцов к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия [6, с. 62]. 
Важное значение для выделения типов семейного воспитания имели работы ряда авторов, среди которых Н.Б. Дрожжина. В предложенной классификации Н.Б. Дрожжина выделяются три паттерна поведения или стиля, которые представляют собой комбинацию таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующих разные стили: разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили [14, с. 192]. 
 Развив предложенную систему Д. Баумринда, Э. Маккоби и Д. Мартин пришли к необходимости выделения двух основных параметров измерения паттернов семейного поведения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия-отвержения. На пересечении этих двух параметров был образован еще один дополнительный стиль к уже существующим – пренебрегающий (индифферентный) стиль [26]. 
Таким образом, классифицируя стили родительского воспитания, можно выделить 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. 
Рассмотрим характерные особенности каждого стиля. 
Авторитетный или демократический стиль отличается теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетные отцы признают и демонстрируют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей [35, с. 46]. 
Этот стиль в наибольшей степени направлен на воспитание самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка координируется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель склонен объяснять мотивы своих требований и поощрять их обсуждение ребенком; авторитарность и доминирование отцов используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо приводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым: он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний [34, с. 46]. 
Дети демократичных отцов лучше всего адаптированы к внешней среде. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и более социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные отцами с другими стилями поведения [41, с. 331]. 
Либеральный стиль воспитания отличается эмоциональным принятием ребенка и низким уровнем контроля над ним, что проявляется в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен, что, на наш взгляд, не способствует формированию некой системы требований и запретов у ребенка, следовательно, в дальнейшем может осложнить ему процесс адаптации [38, с. 42]. 
Индифферентный стиль воспитания отличается низкой вовлеченностью отцов в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и полной дистантностью отца и ребенка, низким уровнем контроля в виде игнорирования интересов, потребностей ребенка, а также недостатком протекции. 
Таким образом, детско-отцовских отношение можно рассматривать как избирательную на эмоциональном и оценочном уровнях психологическую связь отца с ребенком, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях, и формирующуюся с учетом культурных моделей детско-отцовского поведения, собственного жизненного опыта и особенностей личности отца.