Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности детско-отцовских отношений в юношеском возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА&nbsp1.&nbspТЕОРЕТИЧЕСКИЙ&nbspАНАЛИЗ&nbspОСОБЕННОСТЕЙ&nbspДЕТСКО-ОТЦОВСКИХ&nbspОТНОШЕНИЙ&nbspВ&nbspЮНОШЕСКОМ&nbspВОЗРАСТЕ 6

1.1.&nbspПроблема&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspв&nbspотечественных&nbspи&nbspзарубежных&nbspисточниках 6

1.2.&nbspСемейные&nbspотношения&nbspв&nbspюношеском&nbspвозрасте&nbspмежду&nbspребенком&nbspи&nbspотцом 11

1.3.&nbspОсобенности&nbspвосприятия&nbspи&nbspоценки&nbspребенком&nbspсвоего&nbspотца #

Выводы&nbspпо&nbsp1&nbspглаве #

ГЛАВА&nbsp2.&nbspЭМПИРИЧЕСКОЕ&nbspㅤИССЛЕДОВАНИЕ&nbspДЕТСКО-ОТЦОВСКИХ&nbspОТНОШЕНИЙ&nbspВ&nbspЮНОШЕСКОМ&nbspВОЗРАСТЕ #

2.1&nbspОрганизация&nbspи&nbspпроведение&nbspисследования #

2.2.1&nbspАнализ&nbspрезультатов&nbspанкеты&nbspисследования #

2.2.2&nbspАнализ&nbspрезультатов&nbspметодики&nbspисследования #

2.2.3&nbsp&nbspАнализ&nbspрезультатов&nbspисследования&nbspи&nbspих&nbspобсуждение #

2.3.&nbspПсихологические&nbspрекомендации&nbspна&nbspоснове&nbspполученного&nbspрезультата #

Выводы&nbspпо&nbsp2&nbspглаве #

ЗАКЛЮЧЕНИЕ #

СПИСОК&nbspЛИТЕРАТУРЫ #

ПРИЛОЖЕНИЯ #

  

Введение:

 

Роль&nbspотца&nbspв&nbspюношеском&nbspвозрасте&nbspособенно&nbspважна.&nbspИменно&nbspотец&nbspпомогает&nbspюношам&nbspи&nbspдевушкам&nbspотделиться&nbspот&nbspродителей&nbspи&nbspсформировать&nbspсамостоятельность&nbspи&nbspответственность.&nbspМать&nbspобычно&nbspстремиться&nbspудерживать&nbspдетей&nbspпод&nbspопекой,&nbspтогда&nbspкак&nbspотец&nbspстимулирует&nbsp«вылет&nbspиз&nbspгнезда».&nbspЮношам&nbspи&nbspподросткам&nbspлегче&nbspпринимать&nbspподобные&nbsp«пинки&nbspв&nbspжизнь»&nbspи&nbspлюбую&nbspстрогость&nbspот&nbspотца,&nbspчем&nbspот&nbspматери.&nbsp

Верно,&nbspчто&nbspв&nbspцелом&nbspотцы&nbspпроводят&nbspсо&nbspсвоими&nbspдетьми&nbspзначительно&nbspменьше&nbspвремени,&nbspнежели&nbspматери,&nbspпричем&nbspлишь&nbspнезначительная&nbspчасть&nbspэтого&nbspвремени&nbspрасходуется&nbspнепосредственно&nbspна&nbspуход&nbspи&nbspобщение&nbspс&nbspдетьми.&nbspНо&nbspмужчины&nbspпочти&nbspникогда&nbspсами&nbspне&nbspвыхаживали&nbspдетей.&nbspСовременные&nbspотцы&nbspв&nbspэтом&nbspотношении&nbspне&nbspтолько&nbspне&nbspуступают&nbspпрежним&nbspпоколениям,&nbspно&nbspдаже&nbspпревосходят&nbspих,&nbspособенно&nbspв&nbspсемьях,&nbspоснованных&nbspна&nbspпринципе&nbspравенства&nbspполов,&nbspгде&nbspмужчины&nbspберут&nbspна&nbspсебя&nbspгораздо&nbspбольший&nbspкруг&nbspтаких&nbspобязанностей,&nbspкоторые&nbspраньше&nbspсчитались&nbspисключительно&nbspженскими.

Отцовская&nbspроль&nbspи&nbspеё&nbspобраз&nbspпретерпевают&nbspизменения,&nbspотец&nbspстановиться&nbspболее&nbspактивным&nbspучастником&nbspпроцесса&nbspвоспитания,&nbspэмоционально&nbspвключенным,&nbspв&nbspопеку&nbspи&nbspежедневные&nbspзаботы&nbspо&nbspребенке,&nbspчто&nbspтрадиционно&nbspоставалось&nbspза&nbspматерью&nbsp(А.&nbspИ.&nbspАнтонов,&nbspБ.&nbspМ.&nbspБим-Бад,&nbspВ.&nbspИ.&nbspБрутман,&nbspС.&nbspН.&nbspГавров,&nbspЛ.&nbspГудков,&nbspГ.Г.&nbspЗубова).

Актуальность&nbspисследования&nbspсостоит&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspодна&nbspиз&nbspособенностей&nbspсовременного&nbspроссийского&nbspобщества&nbsp-&nbspотчужденность&nbspотцов&nbspот&nbspпроцесса&nbspвоспитания&nbspдетей.&nbspДаже&nbspв&nbspполных&nbspсемьях&nbspдетей&nbspвоспитывают&nbspв&nbspосновном&nbspматери.&nbspОтцы&nbspзарабатывают&nbspденьги,&nbspв&nbspсвободное&nbspот&nbspэтого&nbspвремя&nbspотдыхают,&nbspну&nbspили&nbspреализуют&nbspмеры&nbspрепрессивно-воспитательного&nbspхарактера.&nbspБезусловно,&nbspесть&nbspсемьи,&nbspгде&nbspпо-другому,&nbspно&nbspв&nbspсреднестатистической&nbspсемье&nbspтак.

Объект&nbspисследования:&nbspдетско-отцовские&nbspотношения.

Предмет&nbspисследования:&nbspвлияние&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspна&nbspособенности&nbspвосприятия&nbspребенком&nbspсвоего&nbspотца.&nbsp

Цель&nbspисследования:&nbspизучить&nbspособенности&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspв&nbspюношеском&nbspвозрасте.

Гипотеза&nbspисследования:&nbspмы&nbspпредположили,&nbspчто&nbspсуществует&nbspвзаимосвязь&nbspмежду&nbspуровнем&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspи&nbspоценкой&nbspподростками&nbspсвоих&nbspотцов.

Для&nbspдостижения&nbspпоставленной&nbspцели&nbspнеобходимо&nbspрешить&nbspследующие&nbspзадачи:

Проанализировать&nbspнаучную&nbspлитературу&nbspпо&nbspпроблеме&nbspформирования&nbspиндивидуального&nbspсамосознания&nbspи&nbspособенностей&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspв&nbspюношеском&nbspвозрасте.&nbsp

Изучить&nbspособенности&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspв&nbspюношеском&nbspвозрасте.&nbsp

Подобрать&nbspпсихологические&nbspметодики&nbspдля&nbspдиагностики&nbspособенностей&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspи&nbspвосприятия&nbspребенком&nbspсвоего&nbspотца.

Исследовать&nbspвлияние&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspна&nbspособенности&nbspвосприятия&nbspребенком&nbspсвоего&nbspотца.

Методологические&nbspи&nbspтеоретические&nbspосновы&nbspисследования:&nbspМетодологической&nbspосновой&nbspисследования&nbspстали&nbspисходные&nbspположения&nbspо&nbspформирования&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbsp(Л.&nbspИ.&nbspБожович,&nbspЛ.&nbspС.&nbspВыготский,&nbspИ.&nbspС.&nbspКон,&nbspГ.С.&nbspКостюк,&nbspД.И.&nbspФельдштейн);&nbspпроблему&nbspформирования&nbspдетско-отцовских&nbspв&nbspюношеском&nbspвозрасте&nbsp(Р.&nbspБернс,&nbspА.А.&nbspБодальов,&nbspИ.В.&nbspДубровина,&nbspИ.С.&nbspКон,&nbspГ.&nbspКрайг,&nbspА.В.&nbspПетровский&nbspи&nbspдр.);&nbspвлияние&nbspродительских&nbspотношений&nbspна&nbspформирование&nbspпредставлений&nbspо&nbspдетско-отцовских&nbspотношениях&nbspу&nbspребенка&nbsp(Е.Г.&nbspЕйдемиллер,&nbspЯ.Л.&nbspКоломинский,&nbspА.О.Реан,&nbspВ.В.&nbspЮстицкис).

Методы&nbspисследования:

1.&nbspТеоретические&nbspметоды:&nbspанализ,&nbspсистематизация&nbspи&nbspобобщение&nbspнаучной&nbspлитературы&nbspпо&nbspпроблеме&nbspисследования.

2.&nbspЭмпирические&nbspметоды:&nbspанкетирование&nbspи&nbspтестирование.

3.&nbspМетоды&nbspинтерпретации&nbspданных:&nbspколичественный&nbspи&nbspкачественный&nbspанализ&nbspрезультатов&nbspисследования.

В&nbspисследовании&nbspприняло&nbspучастие&nbsp20&nbspчеловек&nbspюношеского&nbspвозраста.&nbspИсследование&nbspпроходило&nbspв&nbspтечение&nbspвесны&nbsp2020&nbspгода&nbspна&nbspбазе&nbspМБОУ&nbspСОШ&nbsp№49.&nbspИспытуемыми&nbspстали&nbsp20&nbspстаршеклассников&nbspв&nbspвозрасте&nbspот&nbsp15&nbspдо&nbsp17&nbspлет.

Научная&nbspновизна&nbspзаключается&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspвпервые&nbspбыла&nbspрассмотрена&nbspпроблема&nbspструктуры&nbspотношения&nbspлиц&nbspюношеского&nbspвозраста&nbspв&nbspзависимости&nbspот&nbspдетско-отцовских&nbspотношений.

Надежность&nbspи&nbspдостоверность&nbspобеспечивалась&nbspрепрезентативностью&nbspвыборки&nbsp(20&nbspчеловек),&nbspприменением&nbspметодов&nbspрелевантных&nbspцелям&nbspи&nbspзадачам&nbspисследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Характер&nbspвзаимоотношений&nbspродителей&nbspс&nbspребенком,&nbspначиная&nbspс&nbspранних&nbspэтапов&nbspразвития,&nbspзакладывает&nbspоснову&nbspего&nbspжизнедеятельности,&nbspего&nbspвзаимоотношений&nbspс&nbspокружающим&nbspмиром&nbspи&nbspприобретает&nbspвесомое&nbspзначение&nbspв&nbspстановлении&nbspдетского&nbspотношения&nbspк&nbspотцу&nbspличности.&nbspСпецифика&nbspразвития&nbspребенка&nbspзависит&nbspот&nbspкачества&nbspвоспитательных&nbspусловий,&nbspкоторые&nbspвключают:&nbspморально-психологический&nbspклимат&nbspв&nbspсемье,&nbspреализацию&nbspродителями&nbspнеобходимых&nbspсемейных&nbspфункций,&nbspстепень&nbspих&nbspличностного&nbspразвития&nbspи&nbspпсихолого-педагогической&nbspкультуры,&nbspстиль&nbspсемейного&nbspвоспитания.

Опыт&nbspотношений&nbspс&nbspотцом,&nbspхарактер&nbspэтих&nbspотношений&nbspформируют&nbspу&nbspребенка&nbspих&nbspопределенный&nbspобраз.&nbspЭтот&nbspобраз&nbspпервым&nbspформируется&nbspв&nbspсознании&nbspребенка&nbspи&nbspиграет&nbspв&nbspнём&nbspведущую&nbspроль,&nbspопределяя&nbspи&nbspрегулируя&nbspхарактер&nbspотношений&nbspс&nbspдругими&nbspсубъектами&nbspи&nbspпсихологическую&nbspстабильность&nbspребенка.&nbspВ&nbspзарубежной&nbspпсихологии&nbspпроблема&nbspобраза&nbspотца&nbspшироко&nbspпредставлена&nbspв&nbspпсихоаналитических&nbspтеориях&nbsp(Дж.Боулби,&nbspЗ.Фрейда,&nbspД.Винникотт,&nbspС.Руддик,&nbspK.Слэтери&nbspи&nbspдр.).&nbspВ&nbspотечественной&nbspпсихологии&nbspобразы&nbspматери&nbspи&nbspотца&nbspзанимают&nbspособое&nbspположение&nbspв&nbspсистеме&nbspобразной&nbspсферы&nbsp(Божович&nbspЛ.И.,&nbspВасягина&nbspН.Н.,&nbspВараева&nbspН.В.,&nbspВыготский&nbspЛ.С.,&nbspИ.&nbspВ.&nbspДубровина,&nbspЛеус&nbspТ.В.,&nbspМухина&nbspВ.С.,&nbspЛитвинова&nbspА.В.,&nbspБольшакова&nbspН.Г.,&nbspСоловьева&nbspА.А.,&nbspКалина&nbspО.Г.,&nbspХолмогорова&nbspА.Б.).&nbsp

Анализ&nbspлитературы&nbspпозволил&nbspвыделить&nbspнаиболее&nbspполные&nbspопределения&nbspобраз&nbspотца:&nbspобраз&nbspотца&nbsp–&nbspважное&nbspпсихическое&nbspобразование,&nbspкоторое&nbspформируется&nbspс&nbspрождения,&nbspподвергаясь&nbspвлиянию&nbspвнутренних&nbsp(проекции,&nbspфантазии)&nbspи&nbspвнешних&nbsp(общение&nbspсо&nbspзначимыми&nbspродными,&nbspкультурные&nbspстереотипы&nbspи&nbspнепосредственное&nbspвзаимодействие&nbspс&nbspотцом)&nbspфакторов,&nbspа&nbspтакже&nbspотражающая&nbspфизическую,&nbspинтеллектуальную&nbspи&nbspэмоциональную&nbspсоставляющие&nbspфигуры&nbspотца&nbsp(Калина&nbspО.Г.,&nbspХолмогорова&nbspА.Б.).&nbsp

В&nbspюношеском&nbspвозрасте,&nbspнесмотря&nbspна&nbspвозрастающую&nbspроль&nbspсверстников,&nbspродители&nbspпродолжают&nbspвыполнять&nbspроль&nbspобразца,&nbspкоторая&nbspв&nbspдальнейшем&nbspформирует&nbspцелостный&nbspобраз,&nbspво&nbspмногом&nbspопределяющий&nbspэффективность&nbspво&nbspвзаимодействии&nbspребенка&nbspс&nbspокружающим&nbspмиром&nbsp(Овчарова&nbspР.&nbspВ.,&nbspРегуш&nbspЛ.А.).&nbspВыявлено,&nbspчто&nbspдети&nbspболее&nbspдетально&nbspи&nbspдифференцированно&nbspговорят&nbspо&nbspматери,&nbspчем&nbspоб&nbspотце,&nbspобраз&nbspотца,&nbspкак&nbspправило,&nbspнедифференцирован&nbspи&nbspэмоционально&nbspобеднен.&nbspГоворя&nbspоб&nbspотце,&nbspпомимо&nbspхарактера,&nbspотношений&nbspи&nbspвнешности&nbspподростки&nbspчаще&nbspставят&nbspна&nbspпервое&nbspместо&nbspописание&nbspработы&nbspотца,&nbspего&nbspувлечения&nbspи&nbspум.&nbspПодростки,&nbspимеющие&nbspблагоприятные&nbspотношения&nbspс&nbspродителями,&nbspобладают&nbspразграниченными,&nbspэмоционально&nbspнасыщенными&nbspи&nbspобъемными&nbspпредставлениями&nbspоб&nbspотце&nbsp(Фомичева&nbspЛ.Ф.,&nbspДавыдовская&nbspН.А.,&nbspРеан&nbspА.А.,&nbspСанникова&nbspМ.Ю.,&nbspБерко&nbspД.&nbspВ.,&nbspПосохова&nbspС.Т,&nbspЛиппо&nbspС.&nbspВ.,&nbspМанеров&nbspР.В.,&nbspХарламенкова&nbspН.Е.,&nbspСтоделова&nbspТ.М.&nbspи&nbspдр.)

Эмпирическое&nbspисследование&nbspпо&nbspизучению&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspв&nbspюношеском&nbspвозрасте&nbspпроводилось&nbspна&nbspбазе&nbspМБОУ&nbspСОШ&nbsp№49.&nbspИспытуемыми&nbspстали&nbsp20&nbspстаршеклассников&nbspв&nbspвозрасте&nbspот&nbsp15&nbspдо&nbsp17&nbspлет.&nbsp

В&nbspрезультате&nbspанкетирования&nbspбыло&nbspвыявлено,&nbspчто&nbspу&nbsp30%&nbspподростков&nbspсложились&nbspблагополучные&nbspотношения&nbspсо&nbspсвоим&nbspродным&nbspотцом.&nbspПодростки&nbspзнаю&nbspгде&nbspи&nbspкем&nbspработает&nbspих&nbspотец,&nbspони&nbspпроводят&nbspмного&nbspвремени&nbspвместе,&nbspсчитают,&nbspчто&nbspих&nbspотец&nbspполностью&nbspреализовал&nbspсебя&nbspи&nbspявляется&nbspуспешным.&nbspТакже&nbspмежду&nbspданными&nbspподростками&nbspи&nbspих&nbspотцами&nbspсложились&nbspдоверительные&nbspотношения.&nbsp40%&nbspподростков&nbspтакже&nbspсмогли&nbspдать&nbspинформацию&nbspо&nbspсвоем&nbspотце,&nbspзнаю&nbspгде&nbspи&nbspкем&nbspон&nbspработает,&nbspно&nbspпри&nbspэтом&nbspони&nbspне&nbspчасто&nbspи&nbspнемного&nbspпроводят&nbspвремени&nbspвместе.&nbspПодростки&nbspне&nbspвсегда&nbspмогут&nbspдоверят&nbspсвоему&nbspотцу.&nbspУ&nbsp20%&nbspпроцентов&nbspподростков&nbspотношения&nbspс&nbspотцом&nbspудовлетворительные,&nbspподростки&nbspредко&nbspпроводят&nbspвремя&nbspсо&nbspсвоим&nbspотцом,&nbspне&nbspсчитают,&nbspчто&nbspон&nbspпринимает&nbspучастие&nbspв&nbspих&nbspвоспитание,&nbspсчитают,&nbspчто&nbspих&nbspотец&nbspне&nbspсмог&nbspсебя&nbspреализовать&nbspсебя&nbspи&nbspпри&nbspэтом&nbspмежду&nbspподростком&nbspи&nbspотцом&nbspнет&nbspдоверительных&nbspотношений.&nbsp10%&nbspподростков&nbspпрактических&nbspне&nbspобщаются&nbspсо&nbspсвоим&nbspотцом.

В&nbspрезультате&nbspобработки&nbspданных&nbspпо&nbspтесту&nbsp«Подростки&nbspо&nbspродителях»&nbsp(ADOR)&nbspбыло&nbspвыявлено,&nbspчто&nbspчто&nbspбольшинство&nbspподростков&nbspиз&nbspданной&nbspвыборки&nbspописывают&nbspсвоего&nbspотца&nbspследующим&nbspобразом&nbsp–&nbspотец&nbspне&nbspнаправляет&nbspих,&nbspне&nbspзаставляет&nbspподчиняться&nbspнормам&nbspи&nbspправилам&nbspповедения,&nbspпринятым&nbspв&nbspобществе;&nbspон&nbspпредставляется&nbspчеловеком,&nbspотгороженным&nbspот&nbspпроблем&nbspсемьи&nbspкак&nbspбы&nbspневидимой&nbspстеной,&nbspсуществующей&nbspпараллельно&nbspс&nbspостальными&nbspчленами&nbspсемьи;&nbspотец&nbspслишком&nbspзанят&nbspсобой,&nbspчтобы&nbspвникать&nbspв&nbspжизнь&nbspи&nbspпроблемы&nbspребенка.&nbspЕго&nbspне&nbspинтересуют&nbspувлечения&nbspподростка,&nbspкруг&nbspего&nbspзнакомств,&nbspучеба&nbspв&nbspшколе,&nbspон&nbspтолько&nbspделает&nbspвид,&nbspчто&nbspего&nbspэто&nbspбеспокоит.

В&nbspрезультате&nbspкорреляционного&nbspанализа&nbspпо&nbspПирсону&nbspбыло&nbspдоказано,&nbspчто&nbspсуществует&nbspвзаимосвязь&nbspмежду&nbspуровнем&nbspразвития&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspи&nbspпредставлениями&nbspподростка&nbspо&nbspсвоем&nbspотце.&nbspТаким&nbspобразом,&nbspгипотеза&nbspисследования&nbspдоказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА&nbsp1.&nbspТЕОРЕТИЧЕСКИЙ&nbspАНАЛИЗ&nbspОСОБЕННОСТЕЙ&nbspДЕТСКО-ОТЦОВСКИХ&nbspОТНОШЕНИЙ&nbspВ&nbspЮНОШЕСКОМ&nbspВОЗРАСТЕ

1.1.&nbspПроблема&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspв&nbspотечественных&nbspи&nbspзарубежных&nbspисточниках

Понятие&nbspдетско-отцовские&nbspотношение&nbspпринадлежит&nbspк&nbspпонятиям&nbspобщего&nbspтипа&nbspи&nbspхарактеризует&nbspвзаимную&nbspсвязь&nbspи&nbspвзаимозависимость&nbspотца&nbspи&nbspребенка.&nbsp

Детско-отцовские&nbspотношения&nbspвключает&nbspв&nbspсебя&nbspряд&nbspкомпонентов,&nbspсреди&nbspкоторых&nbspсубъективно-оценочное,&nbspсознательно-избирательное&nbspпредставление&nbspо&nbspребенке,&nbspкоторое&nbspопределяет&nbspособенности&nbspродительского&nbspвосприятия,&nbspспособ&nbspобщения&nbspс&nbspребенком,&nbspхарактер&nbspприемов&nbspвоздействия&nbspна&nbspнего.&nbspВыделение&nbspв&nbspструктуре&nbspродительского&nbspотношения&nbspэмоционального,&nbspкогнитивного&nbspи&nbspповеденческого&nbspкомпонентов&nbspпозволяют&nbspпонять&nbspродительскую&nbspпозицию&nbspи&nbspродительскую&nbspустановку,&nbspиспользуемые&nbspкак&nbspсинонимы&nbspродительского&nbspотношения,&nbspно&nbspотличаются&nbspстепенью&nbspосознанности.&nbspРодительская&nbspпозиция&nbspскорее&nbspсвязывается&nbspс&nbspсознательно&nbspпринятыми,&nbspвыработанными&nbspвзглядами,&nbspнамерениями;&nbspустановка&nbsp–&nbspменее&nbspоднозначна&nbsp[47,&nbspс.&nbsp68].&nbsp

В&nbspсобственно&nbspпсихологических&nbspисследования&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspв&nbspанализе&nbspдетско-отцовские&nbspотношения&nbspможно&nbspвыделить&nbspдва&nbspосновных&nbspнаправления.&nbspВ&nbspпервом&nbspслучае&nbspв&nbspцентр&nbspвнимания&nbspисследователя&nbspпомещается&nbspблагополучие&nbspребенка,&nbspа&nbspсамо&nbspродительское&nbspотношение&nbspизучается&nbspс&nbspпозиции&nbspобеспечения&nbspусловий&nbspдля&nbspразвития&nbspребенка.&nbsp

В&nbspтеории&nbspотношений,&nbspизложенной&nbspв&nbspработах&nbspЛ.И.&nbspБожовича,&nbspВ.Н.&nbspМясищева,&nbspК.К.&nbspПлатонова,&nbspС.Л.&nbspРубинштейна,&nbspпонятие&nbsp«детско-отцовские&nbspотношения»&nbspопределяется&nbspкак&nbspпроцесс&nbspи&nbspрезультат&nbspиндивидуального&nbspотражения&nbspсемейных&nbspсвязей,&nbspопосредующие&nbspвнутреннюю&nbspи&nbspвнешнюю&nbspактивность&nbspотцов&nbspи&nbspдетей&nbspв&nbspих&nbspсовместной&nbspдеятельности.&nbsp

Специфика&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspи&nbspместо&nbspребенка&nbspв&nbspсистеме&nbsp«отец&nbsp–&nbspребёнок»,&nbspкак&nbspи&nbspструктура&nbspродительского&nbspотношения,&nbspпредставлены&nbspв&nbspработах&nbspТ.В.&nbspАрхиреевой,&nbspА.Я.&nbspВарги,&nbspВ.В.&nbspСтолина.&nbsp

Становление&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspспособствует&nbspпередаче&nbspопыта&nbspотцов&nbspдетям,&nbspчто&nbspначинается&nbspуже&nbspв&nbspдошкольном&nbspвозрасте.&nbspПо&nbspмнению&nbspИ.Н.&nbspКириленко&nbsp[20,&nbspс.95-98],&nbspпсихология&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspявляется&nbspзначимым&nbspнаправлением&nbspисследования.&nbsp

Психология&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspпредставляет&nbspсобой&nbspособое&nbspнаправление&nbspпсихологического&nbspзнания,&nbspв&nbspцентр&nbspисследовательских&nbspинтересов&nbspкоторого&nbspпопадают&nbspотцы&nbspи&nbspдети&nbspкак&nbspсубъекты&nbspсемейного&nbspвзаимодействия,&nbspфеноменология,&nbspпсихологические&nbspзакономерности&nbspи&nbspмеханизмы&nbspфункционирования&nbspкоторого&nbspнакладывают&nbspотпечаток&nbspна&nbspих&nbspличность&nbspи&nbspповеденческие&nbspпроявления&nbsp[16,&nbspс.&nbsp30].&nbsp

Анализ&nbspклассических&nbspподходов&nbspк&nbspосмыслению&nbspфакторного&nbspвлияния&nbspдетско-отцовских&nbspотношений&nbspи&nbspстиля&nbspсемейного&nbspвоспитания&nbspна&nbspразвитие&nbspличности&nbspребёнка&nbspкак&nbspв&nbspотечественной,&nbspтак&nbspи&nbspв&nbspзарубежной&nbspпсихологии&nbspпредставлен&nbspв&nbspработах&nbspА.&nbspАдлера,&nbspЗ.&nbspФрейда,&nbspА.&nbspФрейд,&nbspЭ.&nbspЭриксона.&nbspКроме&nbspэтого,&nbspряд&nbspавторов&nbspвыделяет&nbspнесколько&nbspлиний&nbspисследования&nbspстилей&nbspсемейного&nbspвоспитания,&nbspчто,&nbspнапример,&nbspпредставлено&nbspв&nbspработах&nbspА.Я.&nbspВарги,&nbspВ.И.&nbspГарбузова,&nbspВ.Н.&nbspДружинина,&nbspА.И.&nbspЗахарова,&nbspК.А.&nbspЛеонгарда,&nbspЕ.А.&nbspЛичко,&nbspТ.М.&nbspМишиной,&nbspА.С.&nbspСпиваковской,&nbspВ.В.&nbspСтолина,&nbspЕ.&nbspШеффера&nbspи&nbspдр.&nbsp

Выделяют&nbspдва&nbspотцовских&nbspтипа&nbspв&nbspзависимости&nbspот&nbspтого,&nbspкакая&nbspпсихологическая&nbspпотребность&nbspв&nbspмужчинах&nbspсильнее&nbsp—&nbspопекать,&nbspзаботиться&nbspили&nbspучить:&nbsp

1)&nbspмужчин,&nbspжаждущих&nbspопекать,&nbspотцовство&nbspсо&nbspвсей&nbspсилой&nbspзахватывает&nbspтолько&nbspв&nbspпервые&nbspгоды&nbspжизни&nbspребенка,&nbspкогда&nbspон&nbspслаб,&nbspбеспомощен,&nbspбеззащитен,&nbspа&nbspего&nbspплач&nbspвызывает&nbspпорыв&nbspприйти&nbspна&nbspпомощь;&nbsp

2)&nbspу&nbspдругих&nbspмужчин&nbspведущая&nbspпотребность&nbsp—&nbspучить,&nbspпередавать&nbspсвои&nbspзнания&nbspи&nbspумения,&nbspт.е.&nbspсделать&nbspребенка&nbspв&nbspпрямом&nbspсмысле&nbspслова&nbspсвоим&nbspнаследником&nbsp[3,&nbspс.&nbsp620].

Есть&nbspи&nbspдругая&nbspклассификация&nbspотцов:

1)&nbspБольшой&nbspдруг.&nbspВернувшись&nbspс&nbspработы,&nbspэтот&nbspпапа&nbspтут&nbspже&nbspначинает&nbspбесконечную&nbspвереницу&nbspигр:&nbspсначала&nbspон&nbspвместе&nbspс&nbspребенком&nbspсобирает&nbspи&nbspразбирает&nbspконструктор,&nbspпотом&nbspиграет&nbspв&nbspпрятки&nbspи&nbspсалки.&nbspНо&nbspобычно&nbspна&nbspэтом&nbsp«большой&nbspдруг»&nbspостанавливается,&nbspуверенный&nbspв&nbspтом,&nbspчто&nbspон&nbspсделал&nbspвсё&nbspто,&nbspчто&nbspбыло&nbspнужно.&nbspА&nbspвизиты&nbspк&nbspпедиатру,&nbspпосещение&nbspшколы,&nbspпомощь&nbspв&nbspприготовлении&nbspуроков…&nbspВсе&nbspэти&nbspмаленькие,&nbspс&nbspего&nbspточки&nbspзрения,&nbspхлопоты&nbspон&nbspоставляет&nbspмаме.&nbsp«Большой&nbspдруг»&nbsp—&nbspэто&nbspпрекрасно,&nbspно&nbspесли&nbspучесть,&nbspчто&nbspв&nbspжизни&nbspу&nbspребенка&nbspбудет&nbspмного&nbspдрузей,&nbspто&nbspкто&nbspже&nbspбудет&nbspему&nbspпапой?

2)&nbspПредводитель&nbspсемейства.&nbspНаиболее&nbspтрадиционный&nbspтип&nbspотца.&nbspВсе&nbspдомашние&nbspхлопоты&nbspему&nbspнеинтересны.&nbspЭто&nbspмужчина,&nbspкоторый&nbspчувствует&nbspсебя&nbspв&nbspсвоей&nbspтарелке&nbspлишь&nbspтогда,&nbspкогда&nbspзанимается&nbspмужским&nbspделом.&nbspОн&nbspуверен,&nbspчто&nbspего&nbspприсутствие&nbspдает&nbspребенку&nbspчувство&nbspбезопасности.&nbspКроме&nbspтого,&nbspон&nbspучит&nbspего&nbspвсем&nbspнеобходимым&nbspнавыкам.&nbsp

3)&nbspИсключительный&nbspпапа.&nbspЭто&nbspотец,&nbspкоторый&nbspиногда&nbspдаже&nbspлучше&nbspмамы&nbspразбирается&nbspв&nbspее&nbspтрадиционных&nbspобязанностях!&nbspЕдинственно,&nbspчем&nbspрискуют&nbspпапы-наседки,&nbsp—&nbspэто&nbspувлечься&nbspи&nbspстать…&nbspеще&nbspодной&nbspмамой,&nbspт.е.&nbspконкурентом,&nbspа&nbspне&nbspдополнением.&nbsp

4)&nbspВечно&nbspюный&nbspсупруг.&nbspОн&nbspобожает&nbspребенка&nbspи&nbspвсегда&nbspготов&nbspпомочь&nbspсупруге.&nbspНо&nbspон&nbspне&nbspможет&nbspотказаться&nbspот&nbspсвоего&nbspмотоцикла,&nbspдрузей,&nbspлюбимых&nbspзанятий.&nbspКроме&nbspтого,&nbspон&nbspне&nbspв&nbspсилах&nbspотделаться&nbspот&nbspвпечатления,&nbspчто&nbspмама&nbspслишком&nbspмного&nbspзанимается&nbspс&nbspребенком&nbsp[1].

Детско-отцовские&nbspотношения&nbspимеют&nbspособое&nbspзначение&nbspдля&nbspпреодоления&nbspребенком&nbspтрудных&nbspжизненных&nbspситуаций,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspшкольных&nbspтрудностей,&nbspвозникновение&nbspкоторых&nbspв&nbspадаптационный&nbspпериод&nbspявляется&nbspзакономерным.&nbsp

Под&nbspстилем&nbspсемейного&nbspвоспитания&nbspследует&nbspпонимать&nbspнаиболее&nbspхарактерные&nbspспособы&nbspотношений&nbspотцов&nbspк&nbspребенку,&nbspприменяющих&nbspопределенные&nbspсредства&nbspи&nbspметоды&nbspпедагогического&nbspвоздействия,&nbspкоторые&nbspвыражаются&nbspв&nbspсвоеобразной&nbspманере&nbspсловесного&nbspобращения&nbspи&nbspвзаимодействия&nbsp[6,&nbspс.&nbsp62].&nbsp

Важное&nbspзначение&nbspдля&nbspвыделения&nbspтипов&nbspсемейного&nbspвоспитания&nbspимели&nbspработы&nbspряда&nbspавторов,&nbspсреди&nbspкоторых&nbspН.Б.&nbspДрожжина.&nbspВ&nbspпредложенной&nbspклассификации&nbspН.Б.&nbspДрожжина&nbspвыделяются&nbspтри&nbspпаттерна&nbspповедения&nbspили&nbspстиля,&nbspкоторые&nbspпредставляют&nbspсобой&nbspкомбинацию&nbspтаких&nbspэлементов,&nbspкак&nbspзрелость&nbspтребований,&nbspконтроль,&nbspкоммуникативность&nbspи&nbspобразовательный&nbspэффект,&nbspобразующих&nbspразные&nbspстили:&nbspразрешающий&nbsp(либеральный),&nbspавторитарный&nbspи&nbspавторитетный&nbspстили&nbsp[14,&nbspс.&nbsp192].&nbsp

&nbspРазвив&nbspпредложенную&nbspсистему&nbspД.&nbspБаумринда,&nbspЭ.&nbspМаккоби&nbspи&nbspД.&nbspМартин&nbspпришли&nbspк&nbspнеобходимости&nbspвыделения&nbspдвух&nbspосновных&nbspпараметров&nbspизмерения&nbspпаттернов&nbspсемейного&nbspповедения:&nbspуровень&nbspконтроля&nbspили&nbspтребований&nbspи&nbspобщий&nbspпараметр&nbspпринятия-отвержения.&nbspНа&nbspпересечении&nbspэтих&nbspдвух&nbspпараметров&nbspбыл&nbspобразован&nbspеще&nbspодин&nbspдополнительный&nbspстиль&nbspк&nbspуже&nbspсуществующим&nbsp–&nbspпренебрегающий&nbsp(индифферентный)&nbspстиль&nbsp[26].&nbsp

Таким&nbspобразом,&nbspклассифицируя&nbspстили&nbspродительского&nbspвоспитания,&nbspможно&nbspвыделить&nbsp4&nbspтипа:&nbspавторитетный,&nbspавторитарный,&nbspлиберальный&nbspи&nbspиндифферентный.&nbsp

Рассмотрим&nbspхарактерные&nbspособенности&nbspкаждого&nbspстиля.&nbsp

Авторитетный&nbspили&nbspдемократический&nbspстиль&nbspотличается&nbspтеплым&nbspэмоциональным&nbspпринятием&nbspребенка&nbspи&nbspвысоким&nbspуровнем&nbspконтроля&nbspс&nbspпризнанием&nbspи&nbspпоощрением&nbspразвития&nbspавтономии&nbspдетей.&nbspАвторитетные&nbspотцы&nbspпризнают&nbspи&nbspдемонстрируют&nbspдемократический&nbspстиль&nbspобщения,&nbspготовы&nbspк&nbspизменению&nbspсистемы&nbspтребований&nbspи&nbspправил&nbspс&nbspучетом&nbspрастущей&nbspкомпетентности&nbspдетей&nbsp[35,&nbspс.&nbsp46].&nbsp

Этот&nbspстиль&nbspв&nbspнаибольшей&nbspстепени&nbspнаправлен&nbspна&nbspвоспитание&nbspсамостоятельности,&nbspактивности,&nbspинициативы&nbspи&nbspсоциальной&nbspответственности.&nbspПоведение&nbspребенка&nbspкоординируется&nbspв&nbspэтом&nbspслучае&nbspтвердо,&nbspпоследовательно&nbspи&nbspвместе&nbspс&nbspтем&nbspгибко&nbspи&nbspрационально:&nbspродитель&nbspсклонен&nbspобъяснять&nbspмотивы&nbspсвоих&nbspтребований&nbspи&nbspпоощрять&nbspих&nbspобсуждение&nbspребенком;&nbspавторитарность&nbspи&nbspдоминирование&nbspотцов&nbspиспользуется&nbspлишь&nbspв&nbspмеру&nbspнеобходимости;&nbspв&nbspребенке&nbspценится&nbspкак&nbspпослушание,&nbspтак&nbspи&nbspнезависимость;&nbspродитель&nbspустанавливает&nbspправила&nbspи&nbspтвердо&nbspприводит&nbspих&nbspв&nbspжизнь,&nbspно&nbspне&nbspсчитает&nbspсебя&nbspнепогрешимым:&nbspон&nbspприслушивается&nbspк&nbspмнениям&nbspребенка,&nbspно&nbspне&nbspисходит&nbspтолько&nbspиз&nbspего&nbspжеланий&nbsp[34,&nbspс.&nbsp46].&nbsp

Дети&nbspдемократичных&nbspотцов&nbspлучше&nbspвсего&nbspадаптированы&nbspк&nbspвнешней&nbspсреде.&nbspПо&nbspсравнению&nbspс&nbspдругими&nbspдетьми,&nbspони&nbspболее&nbspуверены&nbspв&nbspсебе,&nbspполностью&nbspсебя&nbspконтролируют&nbspи&nbspболее&nbspсоциально&nbspкомпетентны.&nbspСо&nbspвременем&nbspу&nbspэтих&nbspдетей&nbspразвивается&nbspвысокая&nbspсамооценка,&nbspа&nbspв&nbspшколе&nbspони&nbspучатся&nbspгораздо&nbspлучше,&nbspчем&nbspдети,&nbspвоспитанные&nbspотцами&nbspс&nbspдругими&nbspстилями&nbspповедения&nbsp[41,&nbspс.&nbsp331].&nbsp

Либеральный&nbspстиль&nbspвоспитания&nbspотличается&nbspэмоциональным&nbspпринятием&nbspребенка&nbspи&nbspнизким&nbspуровнем&nbspконтроля&nbspнад&nbspним,&nbspчто&nbspпроявляется&nbspв&nbspформе&nbspвседозволенности&nbspи&nbspвсепрощенчества.&nbspТребования&nbspи&nbspправила&nbspпри&nbspтаком&nbspстиле&nbspвоспитания&nbspпрактически&nbspотсутствуют,&nbspуровень&nbspруководства&nbspнедостаточен,&nbspчто,&nbspна&nbspнаш&nbspвзгляд,&nbspне&nbspспособствует&nbspформированию&nbspнекой&nbspсистемы&nbspтребований&nbspи&nbspзапретов&nbspу&nbspребенка,&nbspследовательно,&nbspв&nbspдальнейшем&nbspможет&nbspосложнить&nbspему&nbspпроцесс&nbspадаптации&nbsp[38,&nbspс.&nbsp42].&nbsp

Индифферентный&nbspстиль&nbspвоспитания&nbspотличается&nbspнизкой&nbspвовлеченностью&nbspотцов&nbspв&nbspпроцесс&nbspвоспитания,&nbspэмоциональной&nbspхолодностью&nbspи&nbspполной&nbspдистантностью&nbspотца&nbspи&nbspребенка,&nbspнизким&nbspуровнем&nbspконтроля&nbspв&nbspвиде&nbspигнорирования&nbspинтересов,&nbspпотребностей&nbspребенка,&nbspа&nbspтакже&nbspнедостатком&nbspпротекции.&nbsp

Таким&nbspобразом,&nbspдетско-отцовских&nbspотношение&nbspможно&nbspрассматривать&nbspкак&nbspизбирательную&nbspна&nbspэмоциональном&nbspи&nbspоценочном&nbspуровнях&nbspпсихологическую&nbspсвязь&nbspотца&nbspс&nbspребенком,&nbspвыражающуюся&nbspв&nbspдействиях,&nbspреакциях&nbspи&nbspпереживаниях,&nbspи&nbspформирующуюся&nbspс&nbspучетом&nbspкультурных&nbspмоделей&nbspдетско-отцовского&nbspповедения,&nbspсобственного&nbspжизненного&nbspопыта&nbspи&nbspособенностей&nbspличности&nbspотца.&nbsp

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы