Курсовая с практикой Педагогика/Психология Детская психология

Курсовая с практикой на тему Особенности детей с разным социально-психологическим статусом в группе сверстников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей детей с разным социально-психологическим статусом в группе сверстников 5

1.1. Особенности взаимодействия детей в группе сверстников 5

1.2. Формирование социально-психологического статуса детей в группе сверстников 9

Глава 2. Практические аспекты особенностей детей с разным социально-психологическим статусом в группе сверстников 13

2.1. Диагностика особенностей детей с разным социально-психологическим статусом в группе сверстников 13

2.2. Рекомендации по формированию социально-психологического статуса детей в группе сверстников 26

Заключение 31

Список использованной литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Подростковый возраст является очень сложным и важным периодом жизни для человека. В этот период подро-сток переосмысливает себя, свои ценности и вопрос межличностных от-ношений со сверстниками особенно актуален. Так как группа сверстников становится для подростка именно той средой, где он может раскрыть свои способности, реализовать свои потребности.

Именно с наступлением подросткового возраста начинают активно закладываться нравственные и моральные основы, формируется отноше-ние к себе, окружающим людям и к целому обществу. Также в период под-росткового возраста формируются основные черты характера, личности ребёнка и закладываются основные формы межличностного поведения. На все эти психические процессы. Происходящие в подростковом возрасте огромное влияние оказывает межличностное общение со сверстниками.

Межличностное общение является неотъемлемым условием совмест-ного бытия людей. Без него невозможно полноценного формирования психических процессов развивающейся личности, также невозможна пол-ноценная социализация в современном обществе. Поэтому проблемой межличностного общения занимаются такие науки как философия, соци-альная психология, психология, социология и педагогика. С каждым го-дом всё больше исследователей посвящают свои работы проблеме меж-личностных отношений, так как эта проблема является актуальной и клю-чевой в проблемной социальной психологии.

Цель исследования: изучить особенности детей с разным социально-психологическим статусом в группе сверстников.

Объект исследования: особенности детей с разным социально-психологическим статусом.

Предмет исследования: особенности детей с разным социально-психологическим статусом в группе сверстников.

В соответствии с целью нами определены задачи исследования:

1. Изучить особенности взаимодействия детей в группе сверстников

2. Проанализировать формирование социально-психологического статуса детей в группе сверстников

3. Провести диагностику особенностей детей с разным социально-психологическим статусом в группе сверстников

4. Предложить рекомендации по формированию социально-психологического статуса детей в группе сверстников.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);

— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования:

— теоретические: анализ научных источников;

— эмпирические: анкетирование;

— математические методы обработки экспериментальных данных.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций и организациях до-полнительного образования детей.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.  

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Межличностные отношения подростков имеют свои особенности. В отечественной психологии существует много мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в системе жизнедеятельности подростков. В.Н. Мясищев считал, что основополагающей в межличност-ных отношениях подростков является его отношение к людям.

В подростковом возрасте существует две системы взаимоотношений с окружающими людьми, которые развиваются в ореоле образовательной организации: одна – со взрослыми, а другая – со сверстниками. Две эти системы выполняют одну и ту же социализирующую роль для подростка, но очень часто могут входить в противоречие друг с другом по регулиру-ющим нормам и содержанию. Подростковый возраст характерен тремя видами взаимоотношений: первые – это внешние эпизодические деловые отношения. Которые служат для удовлетворения кратковременных инте-ресов подростка и не затрагивают личность; далее идут товарищеские от-ношения со сверстниками, которые способствуют взаимообмену информа-цией, знаниями и навыками; третьим видом межличностных взаимоотно-шений являются дружеские связи, которые помогают решению каких-либо вопросов эмоционально-личностного характера. Все эти виды межлич-ностного общения служат для развития и социализации личности, но раз-личаются по своим задачам и содержанию.

Удалось определить, что современный подросток требует разнооб-разного взаимодействия с ним со стороны родителей и учителей. Для под-росткового возраста наиболее приемлемым считается групповое, практи-ческое взаимодействие, направленность которого определена конкретным результатом деятельности и требует от оппонентов соответствующих уси-лий и выраженной активности.

У подростка со статусом «предпочитаемый» присутствуют следую-щие личностные особенности: склонность к сотрудничеству, хорошая при-способляемость. Может проявляться покорность перед нерешенными про-блемами без отрицательных эмоций от неудовлетворенности, сдержанный, осторожный, оперативный, свойственна высокая производительность тру-да. Присущи хорошие организаторские способности. Сознателен, настой-чив, на него можно положиться. Очень живой и непосредственный в эмо-циональных реакциях. Любят процесс общения. Не хватает решительно-сти. Необходима поддержка группы. Близок к конформизму.

У подростков с социометрическим статусом «принятые» проявляют-ся такие личностные особенности как: хорошая приспособляемость, при-сущи гибкие установки, которые легко меняются. Легко включаются в ак-тивные группы.

Возбудимые, нетерпеливые, требовательные, несдержанные. Про-бивные. Тенденция заинтересованности к противоположному полу. Обыч-но академическая успеваемость невысокая. Охотно испытывает новые эмо-ции, с восторгом бросается в них. В жизни — нетерпеливы, непрактичны, слабы, легко поддаются влиянию других, недостаточно самостоятельны, зависимы, капризны, требовательны к вниманию других. Характерно са-моуважение, забота о собственной репутации. Зависят от других. Предпо-читают принимать решения вместе с другими людьми.

У подростков с социометрическим статусом «отвергнутые» прояв-ляются такие личностные особенности как: сдержанность, обособленность, критичность, холодность, склонность к ригидности, скептицизму, отчуж-денности. Таким образом, можно сделать вывод, что личностные особен-ности подростков взаимосвязаны с уровнем социометрического статуса в учебной группе.

Таким образом, мы пришли к выводу, что только опыт общения со сверстниками сможет создать ценностный пример для морального поведе-ния подростка. Принимать решения, основанные на собственных мораль-ных принципах, он способен при отсутствии рядом авторитетных людей – родителей и учителей, других взрослых.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей детей с разным со-циально-психологическим статусом в группе сверстников

1.1. Особенности взаимодействия детей в группе сверстников

Межличностные отношения подростков имеют свои особенности. В отечественной психологии существует много мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в системе жизнедеятельности подростков. В.Н. Мясищев считал, что основополагающей в межличност-ных отношениях подростков является его отношение к людям [5, с.117].

В подростковом возрасте существует две системы взаимоотношений с окружающими людьми, которые развиваются в ореоле образовательной организации: одна – со взрослыми, а другая – со сверстниками. Две эти системы выполняют одну и ту же социализирующую роль для подростка, но очень часто могут входить в противоречие друг с другом по регулиру-ющим нормам и содержанию. Подростковый возраст характерен тремя видами взаимоотношений: первые – это внешние эпизодические деловые отношения. Которые служат для удовлетворения кратковременных инте-ресов подростка и не затрагивают личность; далее идут товарищеские от-ношения со сверстниками, которые способствуют взаимообмену информа-цией, знаниями и навыками; третьим видом межличностных взаимоотно-шений являются дружеские связи, которые помогают решению каких-либо вопросов эмоционально-личностного характера. Все эти виды межлич-ностного общения служат для развития и социализации личности, но раз-личаются по своим задачам и содержанию [16, с.311].

Отношения со сверстниками подростки строят на основе равного ле-жит равноправие, в то время как со взрослыми (родителями, педагогами) отношения остаются неравноправными. Как следствие этого мы заме-чаем, что подростку общение с ровесниками приносит больше пользы и удовлетворения от решения его вопросов и потребностей. Он все дальше отодвигается о семьи и школы. А всё больше начинает общаться со сверст-никами. Появляются компании по интересам. Иногда это прочный коллек-тив, а иногда такие коллективы могут формироваться лишь из за сиюми-нутного желания или интереса, который объединил абсолютно посторон-них людей [12, с.241].

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте стано-вятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают под-чиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, кото-рые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, – вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, со-держанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни [22, с.147].

При переходе во вторую половину подросткового возраста межлич-ностные отношения подростков становятся самостоятельным видом дея-тельности, который занимает много времени и выполняет важную роль. Ему отводится большое значение, не менее важное чем другим видам дея-тельности. Старший подросток все меньше времени проводит со взрослы-ми людьми, он тянется к сверстникам, проявляет активное участие в груп-повой жизни. Это является характерной чертой для старшего подростка, причем она проявляется в независимости от степени развитости специаль-ной потребности в общении или аффилиативной потребности. Если меж-личностные отношения подростка со сверстниками складываются неблаго-получно, в группе нет общих интересов и заинтересованности друг в друге то подросток переживает это очень тяжело. Многие подростки восприни-мают размолвку с товарищами как огромную личную проблему. Чтобы привлечь внимание товарищей и их полное доверие подросток старается сделать все возможное и очень часто он идет на прямое нарушение соци-альных норм и правил. Именно поэтому в подростковом возрасте так ча-сты открытые конфликты со взрослыми, недопонимание [19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы