Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности детей младшего школьного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Характеристика младшего школьного возраста 4
1.2. Взаимоотношения младших школьников с учителем и сверстниками 8
1.3. Познавательные затруднения у младших школьников 13
1.4. Формирование тревожности в период младшего школьного возраста 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Организация процедуры исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 25
2.3. Рекомендации учителю по профилактике психологических затруднений у младших школьников 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

  

Введение:

 

Происходящие изменения в условиях экономического и политического реформирования выдвигают новые требования к системе образования, важнейшей задачей которого является успешная адаптация личности в период начального обучения. Однако ориентация школы на учебную деятельность не соответствует потребностям общества в социализирующем значении школьного воспитания, необходимости функционирования школы не только в качестве учебной, но социально-развивающей среды, создающей предпосылки для социального становления младшего школьника, его включения в систему общественных отношений.
Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь. Среди наиболее распространенных трудностей, испытываемых младшими школьниками, можно выделить недостаточную сформированность произвольности познавательных процессов, неразвитость самоконтроля, трудности взаимодействия с учителем и одноклассниками, которые являются показателями адаптации детей к школьному обучению.
Исследованиями доказано, что именно в младшем школьном возрасте начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. На это, прежде всего, влияют базовые установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
Цель работы: изучить особенности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования основана на предположении, что младшие школьники испытывают трудности адаптации, коммуникации, имеют выраженные симптомы тревожности, агрессивности, враждебности.
Задачи.
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы дать психологическую характеристику младшем школьному возрасту в контексте школьного обучения.
2. Охарактеризовать особенности общения младших школьников с учителем и одноклассниками.
3. Описать основные познавательные затруднения у младших школьников.
4. Рассмотреть специфику формирования школьной тревожности.
5. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенностей младших школьников и дать интерпретацию полученным результатам.
6. Разработать методические рекомендации учителю по профилактике психологических затруднений у младших школьников.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил решить поставленные задачи.
Младших школьников характеризует развитое воображение, смысловая структура сознания, развитое мышление, появление учебной мотивации, доминирование учебной деятельности над игровой; формирование адекватной самооценки; развитие интеллекта; активизация контроля над собственными действиями.
Трудности, которые испытывают дети младшего школьного возраста, могут быть вызваны особенностями нового школьного режима, необходимостью установления отношений с учителями и одноклассниками, несформированностью позиции школьника, трудностями познавательной мотивации (недостаточным развитием произвольности, низким уровнем внимания, памяти, мышления и т.д.); несформированностью эмоционально-волевой регуляции поведения; неспособностью адаптироваться к требованиям школьной жизни; и т.д.
Сложная психологическая перестройка, возникающая в новой социальной ситуации, создает эмоционально-волевые трудности: ребенку приходится подавлять склонность к спонтанным и импульсивным эмоциональным реакциям, подчиняться требованиям школьной дисциплины и требованиям учителя. Несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции приводит к недостаткам в развитии регуляторного компонента навыков чтения, письма и счета.
Трудности во взаимоотношениях первоклассника со сверстниками обусловлены неуспеваемостью ребенка, низким статусом в классном коллективе, либо неустойчивым характером дружеских привязанностей. Трудности во взаимоотношениях с учителем могут быть обусловлены стилем педагогического общения, требованиями учителя по отношению к ученику.
Школьная тревожность достаточно неоднородна и может быть обусловлена разными причинами, и проявляться в возрастно-универсальных формах. В младшем школьном возрасте школьная тревожность служит признаком дезадаптации. Повышенная школьная тревожность может препятствовать учебной деятельности.
Возрастными причинами формирования тревожности у младших школьников являются: новые формы ролевого взаимодействия со сверстниками, учителем; правила школьной жизни, изменение режима дня, увеличение нагрузок, неблагоприятные взаимодействия с одноклассниками и учителями. По прошествии периода адаптации к школьному обучению становится возможным выделить детей с подлинной школьной тревожностью, вызываемой неадекватной оценкой ребенка окружающими из-за его хронической неуспеваемости; недостаточной подготовки ребенка к обучению; страхом перед возможностью огорчить родителей. Ко 2-3 классам, несмотря на снижение уровня тревожности, увеличивается спектр ее причин.
На основании проведенного исследования можно заключить, сто большинство детей характеризуются нормальным уровнем социально-психологической адаптации, не имеют проблем коммуникации, однако в данной выборке у большинства детей явно выражены агрессивные тенденции, чувства тревожности и незащищенности, у отдельных детей выражена конфликтность, враждебность, что диктует необходимость проведения с младшими школьниками дальнейшей коррекционной работы.
Гипотеза исследования подтвердилась частично: у младших школьников практически отсутствуют трудности адаптации и коммуникаций, однако имеется тенденция к агрессивному поведению, и выражены симптомы тревожности.
Разработаны методические рекомендации для педагогов НОО для организации более эффективного процесса обучения в начальной школе с целью профилактики психологических затруднений у младших школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Характеристика младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста — это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. С началом школьного обучения ребенок вступает в новый мир социального пространства, представленный общением, отличным от периода дошкольного детства. Это обусловлено тем, что ребенку предстоит справляться с учебными обязанностями, и весь процесс общения с ребенком окружающих предполагает отношение к нему как к ученику.
Д.Б. Элькониным [30] и В.В. Давыдовым [8] подчеркивается необходимость усвоения младшим школьником специальных психофизических и психических действий, обслуживающих письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности.
У детей 7 лет уже достаточно развиты рефлексивные способности: мотив «Я долго преобладает над мотивом «Я хочу». Помимо усвоения специальных умственных действий, ребёнок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.
Обучение в школе предъявляет качественно новые требования к ребенку в плане необходимого речевого развития: речь должна быть грамотной, четкой, выразительной. Все речевые конструкции ребенка должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям, что имеет огромное значение для формирования коммуникативных способностей. Ребенок начинает постепенно осознавать ответственность за собственную речь, устанавливать взаимоотношения с учителем и сверстниками посредством правильной речевой организации.
В современном постоянно изменяющемся мире меняются и требования к общению. Ребенок должен уметь быстро ориентироваться в коммуникативном пространстве, быть компетентным и грамотным, адаптированным к социальной действительности. Как правило, отсутствие элементарных навыков общения в младшем школьном возрасте приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности, препятствующих эффективному взаимодействию. Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно компетентной личности.
Младший школьник стремится активно овладевать навыками общения, чему способствуют происходящее в этот период активное и интенсивное расширение сферы контактов, приобретение навыков социального взаимодействия в среде сверстников. По мере взросления младшие школьники аккумулирует в себе необходимую информацию в условиях осмысленной деятельности, посредством приобретения опыта реализации коммуникативных умений, рефлексии и коммуникативного поведения.
Перестройка взаимоотношений, происходящая в младшем школьном возрасте, приводит и к трансформации индивидуального поведения ребенка. Две сферы социальных отношений «ребёнок — взрослый» и «ребёнок — дети» взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В этот период в сфере «ребёнок — взрослый» и «ребёнок — родители» возникают новые отношения «ребёнок — учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению [21, с. 158].
Процесс учебной деятельности будет эффективным при наличии у ребенка способностей к управлению собственным поведением, что даёт возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требуемому учителем и школьной дисциплиной «надо» и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов [28].
Произвольность как психическое новообразование означает владение ребенком умением сознательной постановки цели собственных действий, поиск средств их достижения, преодоления препятствий, что является также основой формирования коммуникативных способностей. Для формирования познавательной мотивации большое значение имеет сам характер учебной деятельности, вовлечение ребёнка в учебные ситуации, которые решаются совместно с учителем.

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы