Курсовая с практикой на тему ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИССЛЕДОВАНИЮ ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 7
1.1 Характеристика личности
подросткового возраста. 7
1.2. Определение понятия
чувства взрослости в отечественной и зарубежной психологии. 16
1.3.
Структурные компоненты чувства взрослости в подростковом возрасте. 21
ГЛАВА 2
ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ. 27
2.1 Методы и
организация исследования. 27
2.2
Результаты исследования чувства взрослости в подростковом возрасте. 30
2.3. Анализ
результатов исследования особенностей чувства взрослости в подростковом
возрасте. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 40
Введение:
Метаморфозы современного
общества в значительной мере оказывают влияние на развитие личности человека,
влияют на систему её отношений и ценностных ориентаций, определяя особенности
её развития в условиях увеличивающейся неопределенности и изменчивой социальной
реальности. В настоящий период времени всё чаще начали говорить о проблеме
чувства взрослости среди молодёжи, в частности, среди старших школьников.
В рамках современных
научно-психологических подходов среди ряда авторов имеются исследования (Г. З.
Ефимова, О. Н. Коноваленко, Е. В. Сабельникова, А. В. Утенков, Н. А. Жесткова и
др.) этого феномена, наблюдается тенденция к подсознательному продлению
детства, изменению сроков возрастной периодизации (сдвиг на более поздние
периоды взрослости), экономической зависимости молодых людей от родителей,
несамостоятельности в принятии решения и зависимости от окружающих, чрезмерная
импульсивность и пр.
Такая тенденция вступает
в противоречие с приоритетной ориентацией общества на воспитание социально
активной, инициативной зрелой личности, вступающей в мир взрослости, на которую
возлагается принятие новых обязательств и социальных ролей.
Проблема этих феноменов
до сих пор не подвергалась комплексному анализу и существует только на уровне
изучения в ограниченных контекстах. Проблему изучения зрелости личности
рассматривают в основном в контексте изучения молодежной проблематики. Это
обусловлено совпадением перехода с юношеского периода к периоду ранней
взрослости и с сенситивным периодом развития личностно зрелых характеристик. С
этим периодом связывается сензитивность в восприятии и реализации различных
возможностей развития, становление новых форм саморегуляции, повышение
требований к адаптации в усложняющихся условиях мира взрослости.
Личностная зрелость
помогает человеку более эффективно решать жизненные задачи. Она характеризует
личность взрослого человека как целостную, динамичную, принципиально
незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно. Большинство
авторов исследований отмечают сложность и множественность дефиниции зрелости
личности, что ведет за собой неоднозначность ключевых её параметров. В
психологической науке наиболее важным, но, вместе с тем, и наиболее сложным и
менее исследованным из всех аспектов зрелости, по признанию многих авторов,
является личностная зрелость. Поэтому данная проблема определила актуальность
нашего исследования.
Актуальность исследования
состоит в том, что теоретическая и практическая значимость темы особенностей
чувства взрослости в подростковом возрасте очевидна, но тем не менее данный
вопрос недостаточно разработан на сегодняшний день.
Цель исследования:
изучить особенности чувства взрослости в подростковом возрасте.
Объект исследования:
подростки в возрасте 14 – 18 лет.
Предмет исследования:
особенности чувства взрослости в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические
подходы к вопросу чувства взрослости в подростковом возрасте.
2.Провести эмпирическое
исследование особенностей чувства взрослости в подростковом возрасте.
3.Проанализировать
результаты исследования.
В качестве
теоретико-методологическая основы исследования использовались фундаментальные и
прикладные исследования отечественных и зарубежных авторов:
Психологов, как
отечественных, так и зарубежных, проблема творчества занимает уже давно. Однако
пик изучения этой проблемы наступил в первой трети XX в. Достаточно перечислить
авторов, опубликовавших в этот период свои работы. Это Е. Рибо (1901) и А. Пуанкаре
(1910) — за рубежом, Д. Н. Овсянико—Куликовский (1902), Б. А. Лезин (1907,
1927), П. К. Энгельмейер (1910), А. М. Евлахов (1910, 1912, 1929), И. А.
Затуленьев (1915), П. И. Вальден (1916), А. М. Блох (1920), И. И. Лапшин
(1922), В. Л. Омельянский (1922, 1923), А. Г. Горнфельд (1923), С. О.
Грузенберг (1923, 1924), В. Я. Курбатов (1923), Ф. Ю. Левинсон—Лессинг (1923),
В. М. Бехтерев (1924), Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности,
одаренности», П. И. Карпов (1926), Г. И. Маркелов (1926), А.П. К. Энгельмейер,
П. Нечаев (1929), П. М. Якобсон (1934), В. П. Полонский (1934) — в нашей
стране.
Гипотеза: особенности чувства взрослости у юношей и девушек
различаются.
Методы исследования:
1. Теоретические методы:
анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы:
анкетирование и тестирование.
3. Методы интерпретации
данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Тест-опросник
личностной зрелости Ю.С. Гильбурх
2.Многомерная шкала
перфеционизма Фроста.
База исследования: МБОУ
СОШ № 82г.Новосибирска.
Выборка исследования.
В исследовании приняло
участие 40 человек юношеского возраста.
Исследование проходило в
течение весны 2021 года на базе МБОУ СОШ № 82 г. Новосибирск. Испытуемыми стали
40 старшеклассников в возрасте от 14 до 18 лет (20 юношей и 20 девушек).
Программа эмпирического
исследования:
1. Формирование выборки
исследования (формирование контрольной и рабочей группы).
2. Подбор методик
исследования.
3. Проведение пилотажного
исследования для формирования комплекта методик.
4. Проведение основного
исследования.
5. Проанализировать
полученные в ходе исследования результаты.
6. Описание и
интерпретация результатов исследования.
7.
Доказательство гипотезы. 8. Подготовка
рекомендаций для педагогов и родителей.
Теоретическая значимость
заключается в том, что были охарактеризованы особенности подросткового возраста.
Практическая значимость
заключается в выявлении особенностей чувства взрослости в подростковом возрасте
у обучающихся старших классов, что важно при составлении рекомендаций для
педагогов и родителей с целью повышения уровня воспитательного и
образовательного процесса.
Структура курсовой работы
включает в себя введение, две главы, Заключение, список литературы и
Приложения.
Заключение:
В первой части курсовой
работы нами были изучены теоретические подходы к изучению понятия чувства
взрослости у подростков. Становление
взрослости происходит по-разному. Первые ее признаки могут очень отличаться от
развитых форм, проявляться внезапно. Если не знать и не учитывать новых
тенденций развития в подростковом периоде, то процесс воспитания может быть
неэффективным, а становление личности — происходить стихийно.
Анализ
ценностных ориентаций, характеризующих широту связей с миром показал в
исследовании Л.А. Головей, что в ранний период взрослости выраженными являются
ценности, связанные с помощью и милосердием, поиском и наслаждением прекрасным.
Такие ценности, как «познание нового» и «социальная активность для позитивных
изменений в обществе» у них недостаточно выражены.
В
контексте межличностных отношений, которые определяются как субъективно
переживаемые взаимосвязи между людьми, для молодых людей характерны высокая
осознанность, гармоничность, открытость опыту, искренность и перспективность
отношений.
Зрелая
личность не приемлет навязанных идеалов, не занимается самоуничижением в связи
с несоответствием им же — зрелая личность может быть склонна к перфекционизму,
но ни в коем случае не в патологической форме. Зрелую личность отличает умение
самостоятельно устанавливать собственные стандарты образа жизни в соответствии
со своими способностями и склонностями и с опорой на человеческие ценности.
Во
второй части курсовой работы нами было проведено эмпирическое исследование
подростков старших классов по методикам Тест-опросник личностной зрелости Ю. З.
Гильберх и многомерная шкала перферционизма Фроста.
Цель исследования:
изучить особенности чувства взрослости в подростковом возрасте.
Выборку
составили старшеклассники МБОУ № 82 в количестве 40 человек (20 юношей и 20
девушек).
Гипотезой
стало утверждение, что особенности чувства взросления у юношей и девушек
различны.
По результатам исследования было выявлено, что
в этом возрасте у обоих полов преобладает не достаточная эмоциональную
уравновешенность, не способность к рассудительности, скорее склонность к
импульсивности. Это будет причиной недоброжелательности к людям, отсутствие или
низкий уровень умения сопереживать, не умение слушать других, уменьшение
потребность в духовной близости с другими людьми.
Сравнительный
анализ личностной зрелости в подростковом возрасте показал, что между юношами и
девушками достоверных различий не выявлено. Это говорит о том, что оба пола
стремятся к максимально полной самореализации, самостоятельности,
инициативность, стремление к лидерству, к достижению высоких результатов в
предпринимаемых действиях. Это отражается на неуверенность в своих
возможностях, не удовлетворенность своими способностями, темпераментом и
характером, своими знаниями, умениями и навыками. Так же можно отметить такой
существенный параметр поведения, как не адекватная самооценка, высокая
требовательность к себе, отсутствие самодовольства, застенчивость.
Следовательно,
наша гипотеза, что особенности чувства взросления у девушек и юношей отличаются
не подтвердилась.
Таким образом, можно
утверждать, что все поставленные в работе задачи были выполнены. А именно:
1.Изучены теоретические
подходы к вопросу чувства взрослости в подростковом возрасте.
2.Проведено эмпирическое
исследование особенностей чувства взрослости в подростковом возрасте.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
ЧУВСТВА ВЗРОСЛОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1 Характеристика личности подросткового
возраста Актуальные
идеи, получившие развитие в психологии, на основе своеобразия подросткового
возраста, характеризуют его задачи. Рассмотрим их подробнее.
Очень
подробно феномен подросткового возраста описан в работах зарубежных психологов.
Ведущей из них можно назвать теории психосоциальных стадий Э. Эриксона [1]. По
его мнению, вопросы идентичности остаются важны на протяжении всей взрослой
жизни человека. Такие процессы позволяют молодому поколению ощущать перенятие
опыта взрослой жизни. При этом решаются такие важные вопросы как
переопределение себя, своих приоритетов и своего места в социальном мире.
Поэтому можно утверждать, что достижение идентичности – ведущая задача
подросткового периода.
Также по
утверждениям Э. Эриксона [1, c. 54]: «На
этой стадии половозрелый человек более или менее долго задерживается в
реализации своей психосексуальной способности к близости и психосоциальной
предрасположенности к воспитанию детей».
Психосоциальный
мораторий – социально определяемое разделение, при котором отмечается
определенный возраст и в течение, которого молодое поколение вынуждено искать
свою нишу в обществе. По мнению, Э. Эриксона это происходит не сразу по 2-ум
причинами [1].
1-ая —
неподготовленность к взрослой жизни: «Мораторий — это возмещение для того, кто
не готов взять на себя ответственность или хочет дать себе время для подготовки.
Под психосоциальным мораторием мы понимаем отсрочку в принятии на себя
ответственности за взрослых, но не только».
2-ая —
невозможность участия подрастающего поколения во взрослой работе: «Каждое
общество и каждая культура налагают определенный мораторий на своих молодых
граждан, у большинства из них эти моратории совпадают со временем обучения …
».