Курсовая с практикой на тему Особенности ценностных ориентаций подростков из полных и неполных семей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретическое исследование
психологических особенностей детей из неполной семьи в современной психологии.. 5
1.1 Особенности ценностных ориентаций. 5
1.2 Особенности воспитания детей в полных и неполных семьях. 10
Выводы по первой главе. 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ.. 20
2.1. Организация и методы исследования. 20
2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций
подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях. 25
Выводы по второй главе. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43
Список литературы.. 45
Приложения. 50
Введение:
Актуальность. Семья является первой социальной средой, в
которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе
начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как
самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является
перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная
активность ребенка.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий,
материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени
влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания,
которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная
атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого
воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И. С. Артюхова,
Л.И. Бочанцева, С. А. Векилова, И. С. Кон, В. М. Кузнецов, М.В. Лукьянова, А. Л.Б
Шнейдер и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, отечественный
психолог Д. А. Леонтьев отмечал: «ЦЕННОСТЬ — понятие, используемое в философии
и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в
жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных
подходах ценности рассматриваются как атрибут материального или идеального
предмета или как сам предмет (предмет обладает ценностью или является
ценностью); как любой значимый предмет или предмет особого рода; как
социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование»
Цель исследования: изучить особенности ценностных ориентаций
школьников из полных и неполных семей.
Объектом исследования являются ценностные ориентации.
Предметом исследования выступают ценностные ориентации подростков
из полных и неполных семей.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют различия в
ценностных ориентациях подростков из полных и неполных семей.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы, посвященной проблеме формирования ценностных ориентаций
подростков из полных и неполных семей.
2. Анализ особенностей воспитания детей в полных и неполных семьях.
3. Выявление различий ценностных ориентаций подростков, воспитывающихся
в полных и неполных семьях.
Методы исследования:
1. Методика
«Ценностные ориентации» (М. Рокич)
2. Методика
исследования самоотношения (Р.С. Пантелеевым), (самоотношение)
3. Методика «Кто Я?»
(М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой), (представление о себе)
4. Диагностика
мотивации достижения (А. Мехрабиан), (потребности);
5. Методика
"Смысложизненные ориентации" (Д. А. Леонтьев), смысл жизни.
Эмпирическая база и выборка МАОУ СОШ 7 г.
Нефтекамск. Выборку составили 15 человек из полных семей и 15 из неполных
семей, обучающиеся 7-8 классов, всего 30 человек. Практическая значимость исследования заключается в возможности своевременного
выявления структуры и динамики ценностных ориентаций подростков из полных и
неполных семей, как показателя духовной жизни, целей и общей направленности
молодежи в своих позициях.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Ценности представляют собой представления о жизненных предпочтениях индивида
(или социальной группы), отражающие его способность к пониманию окружающей
действительности, его отношение к себе или эмоциональное состояние. Ценностные
ориентации являются результатом сознательного выбора того или иного варианта
действия.
Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием личностной
направленности. У каждого может быть своя система ценностей, и в этой системе
ценностей они располагаются в определенном соотношении. Конечно, эти системы
индивидуальны лишь в той мере, в какой индивидуальное сознание отражает
общественное сознание.
Поэтому атмосфера в семье необходима для дальнейшего надлежащего
развития нормальных отношений. Семья или взаимодействие между мужчиной и
женщиной является образцом для будущей социализации ребенка, от этого примера
зависит то, что все может вынести ребенок для построения своей семьи.
Отсутствие отца приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка,
снижению его социальной активности, деформации личности и нарушению процесса
гендерной идентификации, а также различным отклонениям в поведении и психическом
здоровье. Многогранная роль родителей в воспитании отражается на формировании
личности ребенка в раннем возрасте.
Следует отметить, что в ходе исследования задавались следующие вопросы:
«Что такое любовь?», «Что означает духовная близость?», им было сложно
определить, в какой степени та или иная ценность и другие вопросы выражена
бесформенность абстрактного мышления, отсутствие представлений о некоторых
понятиях, связанных с общественной жизнью человека, о ничтожном жизненном опыте
детей. Он отражает специфику времени, характеризующуюся динамикой, в том числе
жизненных ценностей. У детей в полных семьях ценности «жизненная мудрость»,
«свобода», «самостоятельность», «толерантность» находятся на высоких рангах по
сравнению с показателями детей из неполных семей, в наибольшей степени важны
«интересность». работать», то есть быть социально успешным.
Особенность ценностей современных детей при этом динамична,
неоднозначна, характеризуется направленностью на «жизненную мудрость»,
«свободу», «самостоятельность», «толерантность», «интересную работу», «любовь»
и «я» -уверенность». Они отражают специфику возраста: «чувство взрослости»,
ориентация на собственный опыт, потребность в самоутверждении.
В ходе исследования исходя из полученных данных в факторном анализе, нам
стало известно, что подростки из полных семей характеризуются осознанностью
выбора, созданием и поддержанием контактов, что формирует социальную
успешность, стремлением к достижению успеха и уверенностью в себе, что
подтверждает нашу гипотезу. Подростков из неполных семей характеризуют контроль
жизни, стремление к профессиональному росту, жизненность активности,
удовлетворенности жизнью и требовательности к себе и другим, что подтверждает
нашу гипотезу.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретическое исследование психологических особенностей детей из неполной семьи
в современной психологии 1.1 Особенности ценностных ориентаций Понятие «ценность» было введено в научный оборот в середине XIX века.
Данный термин достаточно широко используется в специализированной литературе по
философии, психологии, социологии для указания на человеческое, социальное и
культурное значение определенных явлений действительности [6].
Ч. Моррис считает, что все живые организмы стремятся к приобретению
определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами,
знаками, состояниями или другими организмами. Всякая ситуация, в которой
осуществляется предпочитаемое поведение, является оценочной ситуацией. [41]
Еще один исследователь К. Клакхон считает, что ценность — есть концепция
того, что желательно, характерная для индивида или группы и оказывающая влияние
на выбор доступных способов, средств и целей действия. [15]
Сегодня признано, что ценность не существует "сама по себе", а
проявляется как элементы действия индивида и социальной группы. Ценности могут
являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо
заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях.
Около полувека ценностная проблематика находится в центре внимания
отечественных социологов. Все они вплоть до начала 1990-х годов выражали свою
приверженность марксистскому видению ценностных феноменов, отражающих весь
спектр жизненных значимостей (как положительных, так и отрицательных) — С.
Ангелов, Л.М. Архангельский, В.В. Гречаный, О.Г. Дробницкий и др.
Новейшие исследования ценностей социологов свидетельствуют о сдвиге
ценностей. Естественно, это не могло не повлиять на содержание понятия
"ценность". С их точки зрения, ценности — это обобщенные
представления людей о целях и нормах своего поведения, это существующие в
сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы и
соотносят свои действия.
Ценность – базовые представления о том, что определённые идеи, цели,
формы поведения или институты являются индивидуально или социально
предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т. д. Ценности несут в себе
нравственные представления индивида о том, что является правильным,
положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный нравственный
выбор того, что для человека является важным и стоящим [22].