Курсовая с практикой на тему Особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков младшего подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности подростка
в педагогике и психологии. 5
1.1. Психологическая характеристика развития подростка. 5
1.2. Характер и значение изменения поведения для
формирования личности подростка. 9
Глава 2. Исследование ценностных ориентаций девочек и
мальчиков младшего подросткового возраста. 15
2.1. Сущность понятия «ценностные ориентации». 15
2.2. База и методы
исследования ценностных ориентаций девочек и мальчиков младшего
подросткового возраста. 18
2.2.
Результаты исследования ценностных ориентаций. 18
Заключение. 26
Список используемой литературы.. 27
Введение:
Актуальность работы.
Традиционно подростки рассматриваются как особая социальная группа, которая
характеризуется потенциально высокой личностной активностью с одной стороны, с
другой, объективно ограниченны в свободе принимать решения и нести за них
полную ответственность. На наш взгляд, все это способствует нарастанию
противоречий между ценностями на уровне нормативных идеалов и индивидуальных
приоритетов современных подростков. В среде подростков и молодежи
сконцентрирован потенциал развития общества. От того, какой ценностный
фундамент будет сформирован у подрастающего поколения, во многом зависит
будущее состояние общества.
Ценности
– это убеждения (мнения). Они не объективны, в процессе активации они
смешиваются с эмоциями и окрашиваются им. Ценности – желаемые человеком цели и
образ поведения, который способствует достижению этих целей. Ценности не
ограничены определенными действиями и ситуациями. Ценности выступают как
стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.
Базовые
личностные ценности являются отражением основных культурных и индивидуальных
целей, носителями которых выступают люди, и стремятся достичь. Ценности — цели,
которые управляют поведением людей, традиционно объединяют в группы, получившие
название «мотивационных типов», каждому из которых соответствует основная
мотивационная цель.
Объект исследования
– процесс развития девочек и мальчиков подросткового возраста.
Предмет исследования – ценностные ориентации девочек и мальчиков
младшего подросткового возраста.
Цель исследования –
изучить особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков младшего
подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть психологическую
характеристику развития подростка;
2. выяснить характер и
значение изменения поведения для формирования личности подростка;
3.
определить сущность понятия «ценностные ориентации»;
4.
проанализировать ценностные ориентации девочек и мальчиков младшего
подросткового возраста.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать вывод, что ценности упорядочены по важности относительно
друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных
приоритетов. Различные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой
их ценностных приоритетов.
Современные подростки, как особая
социально-демографическая группа считается чутким индикатором изменений,
происходящих в обществе, и определяет в целом потенциал развития общества. От
того, насколько изучен мир ценностей подростков, их установки, жизненные планы
в большинстве своем зависит эффективность мероприятий, разрабатывающихся в сфере
образования, в области работы и занятости.
Проведенное исследование позволило определить
особенности ценностных ориентаций мальчиков и девочек младшего подросткового
возраста. Из ценностей – целей ребята на первые места поставили здоровье,
счастливую семейную жизнь и свободу. Из ценностей-средств подростки отдали
предпочтение воспитанности, жизнерадостности и аккуратности. Выявились и
различия ценностных ориентаций у мальчиков и девочек.
Подросткам необходимо предоставить самостоятельность, так
как без нее они не смогут сформироваться как личности. От того, каковы ценности
современных подростков, зависит их будущее и будущее общества в целом, потому
важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными,
которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, ее
ценностям – это недоверие к своему будущему.
Проблема ценностных ориентаций это не только и не
столько проблемы самих школьников, однако, и проблемы всего общества, если оно
заинтересовано в своем настоящем и будущем, ведь молодежь является главной
ценностью общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в
жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и
социального прогресса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
личности подростка в педагогике и психологии
1.1.
Психологическая характеристика развития подростка Подростковый возраст представляет собой
переход от детства к отрочеству (11-16 лет). В данном периоде, по мнению Л.С.
Выготского, одновременно присутствуют и «детские», и «взрослые» тенденции
поведения:
1) тормозящие развитие тенденции (низкий
уровень социальных обязанностей и ответственности, родительская опека и т.п.);
2) тенденции, способствующие взрослению
(феномен акселерации, рост самостоятельности, появление субъективного ощущения
взрослости и т.п.)[1].
С одной стороны, к подростку предъявляются
повышенные требования со стороны родителей, педагогов, а с другой стороны
подросток еще не обладает взрослостью, внутренней ответственностью, зрелым
отношением к жизни. Его самосознание, образ «Я», ценности только формируются. В
подростковом возрасте происходят кардинальные преобразования в сфере сознания,
деятельности, в межличностных отношениях. Значительно увеличивается количество
стрессовых факторов в значимых для подростка видах деятельности[2].
Социальная ситуация развития в подростковом
возрасте изменяется в связи с тем, что подростки активно пытаются приобщаться к
взрослой жизни, его нормам и ценностям. Основное новообразование подросткового
периода – это «чувство взрослости», появляющееся в ходе развитие самосознания и
самооценки, когда у подростка появляется интерес к себе как личности, к
узнаванию своих возможностей и способностей. В подростковом возрасте самосознание
еще достаточно неустойчиво, Я-концепция формируется, подросток пытается понять
самого себя и свои возможности. [1] Выготский Л.С.
Психология развития ребенка. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 1008 с. – С. 516. [2] Казанская В.Г.
Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. –
2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2014. – 283 с. – С. 196.