Курсовая с практикой на тему Особенности артикуляционной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Анализ проблем артикуляционной моторики с
междисциплинарных позиций 5
2. Описание показателей артикуляционной моторики у
дошкольников в онтогенезе 7
3. Характеристика
развития артикуляционной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией. 12
4. Обзор методик
по развитию артикуляционной моторики у дошкольников со стёртой
дизартрией. 14
5. Анализ содержания коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики у
дошкольников со стёртой дизартрией. 18
Заключение. 23
Список литературы. 25
Введение:
Специфическими чертами артикуляционная
моторика при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а
также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При
дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных.
Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих
звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.
Речь детей с дизартрией
невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено
недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок,
гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый
комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта [6, с.13]
Из-за
дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно
правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д. По
статистике различные виды дизартрии встречаются у каждого второго обратившегося
к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6
лет. При отсутствии своевременного лечения дизартрия может привести к нарушению
письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет
читать и писать).
Стертая
дизартрия характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики
артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных,
недостаточно точных" движениях языка, губ. Произношение у таких детей
нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь
несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще
страдает произношение сложных по артикуляции звуков: [ж], [ш], [р], [ц], [ч].
Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения
мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части
спинки языка к твердому нёбу.
Артикуляционная моторика
при дизартрии может быть выражены в различной степени, в зависимости от
локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии
наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность»
речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски,
замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая
речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном
параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной [7, с.23]
Обучение правильному звукопроизношению составляет
специфическую и весьма сложную задачу в обучении детей со стертой
дизартрией.
Целью работы является анализ особенностей артикуляционной
моторики у дошкольников со стёртой дизартрией.
Задачи:
1. Проанализировать проблемы артикуляционной моторики с
междисциплинарных позиций.
2. Описать показатели
артикуляционной моторики у дошкольников
в онтогенезе.
3. Охарактеризовать развитие
артикуляционной моторики у дошкольников со стёртой дизартрией.
4. Провести обзор
методик по развитию артикуляционной
моторики у дошкольников со стёртой дизартрией.
5. Проанализировать содержание коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики у
дошкольников со стёртой дизартрией.
Заключение:
Дизартрия — одно из
наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором
ведущими в структуре речевого дефекта являются нарушение звукопроизносительной
и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и
периферической нервной систем. Эти нарушения представляют значительные
трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
На сегодняшний день эта проблема требует
дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют
взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его
характер, рождают неуверенность ребенка в своих силах, что будет иметь
негативные последствия для его речевого и психологического развития.
Проблема дизартрии
детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом,
нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. В настоящее время
проблема детей с дизартрией остается актуальной, и количество детей с этим
речевым нарушением увеличивается.
Важна также роль
тактильно-вибрационных ощущений в более полном восприятии ребенком правильного
произношения звуков.
Это связано с тем, что посредством кожно-вибрационного анализатора ребенок
может дополнительно воспринимать характер выдоха, работу голосовых связок в
момент произнесения данного звука педагогом и контролировать собственное
произношение.
Особое значение для усвоения правильной
артикуляции и контроля над ней имеют собственные двигательно-кинестетические
ощущения ребенка, образующиеся в результате повторных движений речевых органов
в момент воспроизведения нужного звука. С помощью соответствующих
кинестетических ощущений в дальнейшем ребенок контролирует собственное
произношение.
Логопедическая
работа по формированию фонематических процессов и ритмико-слоговой структуры
слов осуществляется сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Развитие
фонематического восприятия осуществляется в игровой форме, так как ведущей
деятельностью старшего дошкольника является игра.
Работа
по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков
и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного
языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и
вводятся в самостоятельную речь).
Фрагмент текста работы:
. Анализ проблем артикуляционной
моторики с междисциплинарных позиций
В специальных педагогических исследованиях, в
частности, в области логопедии, вопросами разработки проблемы формирования
психологической готовности к обучению грамоте у детей с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии занимались такие специалисты как Каше Г.А., Комаров
К.В., Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. и другие. Описание особенностей формирования
психологической готовности к обучению грамоте у детей с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии, характеристика параметров ее формирования, а также
данные о путях коррекционной работы и коррекционного обучения в этом аспекте
недостаточно представлены в специальной литературе.
Благодаря сохранному слуховому анализатору ребенок
учится узнавать и выделять нужный звук среди других речевых звуков.
Посредством зрительного
анализатора ребенок воспринимает некоторые движения речевых органов (губ,
языка, нижней челюсти) педагога и, контролируя с помощью зеркала собственную
артикуляцию, воспроизводит необходимое положение речевых органов для произнесения
нужного звука. Проявления общей моторной недостаточности
у детей со стёртой дизартрией вариативны и качественно неоднородны. У одних
детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность,
замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной
половины тела. У других – явления двигательной гиперактивности, беспокойства,
быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении
произвольных и непроизвольных двигательных актов. Неловкость в освоении
движений, нарушения координации и гармоничности двигательных компонентов могут
выступать как результат недостаточности пирамидной и экстрапирамидной систем.
Исследование функции лицевого нерва
Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [26], показало, что у всех детей имелись
движения мышц артикуляторной мускулатуры, иннервируемых этим нервом. Однако для
части детей характерно выполнение движений не в полном объеме, неточно, с
пониженным мышечным тонусом, при наличии синкинезий. Во всех случаях отмечалась
и трудность удержания артикуляторной позы. Нарушение функции лицевого нерва
проявлялось в невозможности или трудности выполнения и мимических движений.
Асимметрия лицевых нервов (VII пара), отмечает Ханышева Г.В. [25], имелась у
детей, главным образом, за счет сглаженности правой или левой носогубной
складки.
Ханышева Г.В. [25] констатирует, что
основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением
подъязычных нервов (XII пары), которое проявляется в виде некоторого
ограничения движения языка в сторону, гиперкинезов. Повторные движения языка
вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении
темпа движений, а иногда и легкого посинения кончика языка. Все эти нарушения
обусловлены парестичностью мышц языка.