Курсовая с практикой на тему Особенности агрессивности в юношеском возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3 1. Агрессия
как психологический феномен. 6
1.1. Понятие
агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы.. 6
1.2 Основные подходы к исследованию юношеской
агрессивности. 10
2.
Психологические особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте 14
2.1 Причины
исследованию юношеской агрессивности. 14
2.2 Профилактика
юношеской агрессии. 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
Список использованной литерату.. 23
Введение:
Агрессивное поведение
старшеклассников с каждым годом становится все более агрессивным. От этого
страдает в первую очередь само молодое поколение. Агрессия в подростковом
возрасте проявляется в агрессивном поведении в школе, на улице и дома по
отношению к окружающим. Это может быть как физически агрессивное поведение, так
и устно агрессивное.
Проблемы агрессии в
подростковом возрасте связаны с двумя причинами, которые имеют физиологическую
и психосоциальную основу, это период полового созревания, фактор перехода от
детства к взрослой жизни. Значительное влияние на формирование агрессивного
поведения у старшеклассников оказывает пример семейных отношений.
Социальные кризисные
процессы, происходящие в современном обществе, оказывают негативное влияние на
психологию людей, порождая тревогу и напряжение, горечь, жестокость и насилие.
Уничтожение старой системы ценностей и стереотипов, которая регулировала
отношения между индивидами и обществом, болезненно переживает население,
сказываясь на его социальном благополучии.
Современное общество
повсеместно сталкивается с проблемами, связанными с проявлениями агрессии и
агрессивности. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей
стране, но и в мире, нельзя не заметить общего роста агрессивных проявлений как
на уровне отдельных личностей, так и на уровне социальных групп. Эти проблемы
оказываются существенным фактором, затрудняющим мирное сосуществование людей в
различных сферах общественной жизни.
Агрессия, пожалуй, в
большей степени, чем любая другая индивидуально-личностная характеристика,
влияет на качество социальной жизни и жизни каждого человека. Это объясняет то
внимание и интерес, которые психологи уделяли проблемам агрессии в последние
десятилетия.
В различной
психологической литературе существуют различные трактовки понятий «агрессия» и «агрессивность».
Традиционно в русском языке понятие «агрессия» имеет негативный оттенок и
ассоциируется с чем-то враждебным и агрессивным.
Одна из основных проблем
при определении понятия «агрессия» заключается в том, что этот термин
подразумевает широкий спектр действий. Когда люди описывают кого-либо как
агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он
часто недружелюбен, или что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все
по-своему, или, возможно, бросается без страха в водоворот неразрешимых
проблем.
Данный факт предопределяет особую актуальность представленного
исследования.
Объект исследования — агрессивность
в юношеском возрасте..
Предмет исследования — психологические
особенности проявления агрессии в юношеском возрасте.
Цель исследования состоит
в раскрытии особенностей проявления агрессивного поведения в юношеском возрасте.
Для достижения цели,
поставленной в работе, были определены следующие задачи:
— исследовать агрессию
как психологический феномен;
— изучить психологические
особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте.
Методы исследования: для
решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс
взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования.
Методика исследования. В качестве теоретико-методологической основы
исследования выступают: культурно-историческая теория Л.С. Выготского;
деятельностный подход к пониманию личности и концепция единства сознания и деятельности,
разработанная C.JI. Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым и развивающаяся в трудах
Б.М.Теплова, К.А. Абульхановой-Славской и др.; теория фрустрации — агрессии Д. Долларда и ее модификации (И. Миллер).
Базой исследования являются статистические
данные, собранные в сети интернет.
Практическая значимость
данной работы заключается в возможности использования полученных результатов в
практике социально-психологического консультирования, а также в коррекционной
работе и при проведении тренингов.
Структурно работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
1. Агрессия как психологический феномен 1.1. Понятие агрессивности и агрессии,
основные теоретические подходы В литературе агрессия
понимается как свойство индивида, приобретенное качество, продукт социализации.
Во многих исследованиях агрессия рассматривается как поведение, противоречащее
нормам и правилам существования человека в обществе. Это поведенческая реакция,
характеризующаяся проявлением силы в попытке причинить вред или вред
индивидууму или обществу. Агрессия — это любая форма поведения, направленная на
оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему такого
обращения [14, с. 78].
Агрессия как выраженная
личностная черта — это враждебное отношение индивида к другим с намерением
причинить вред.
Агрессия, возможно, в
большей степени, чем любая другая индивидуально-личностная характеристика,
влияет на качество социальной жизни и на жизнь каждого человека. Этим
объясняется внимание и интерес психологов к проблемам агрессии в последние
десятилетия (R. Baron and D. Richardson, 1994, P.A. Kovalev et al.).
В настоящее время в
различной психологической литературе встречаются различные трактовки понятий «агрессия»
и «агрессивность». Традиционно в русском языке понятие «агрессия» имело
негативный оттенок и ассоциировалось с чем-то враждебным, агрессивным.
В Психологическом словаре
агрессия определяется как «мотивированное деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правилам социального сосуществования, наносящее ущерб
объектам агрессии, причиняющее физический вред или психологический дискомфорт
людям». Понятие «агрессивность» в этом источнике вообще не рассматривается.
В основополагающем труде
Р. Барона и Д. Ричардсона «агрессия» определяется как «любая форма поведения,
направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не
желающему такого обращения», а агрессия рассматривается как синоним агрессии [15,
с. 36].
Под агрессией мы понимаем
поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда
другому человеку или на уничтожение другого человека или группы людей.
Готовность субъекта к
агрессивному поведению рассматривается как относительно стабильная личностная
черта — агрессивность. Агрессивность, благодаря своей устойчивости и являясь
частью структуры личности, способна предопределять общую тенденцию поведения,
более того, жизненный путь индивида и поэтому заслуживает особого внимания.
Одной из основных функций
агрессии является защитное поведение. Столкнувшись с угрозой, человек выбирает
одно из двух видов поведения: защита — гнев (ярость и нападение) или страх и
бегство. Такие реакции больше похожи на триггеры, которые вшиты в наш мозг.
Когда мы сталкиваемся с угрозой, у нас нет времени обдумывать происходящее, но
мы реагируем быстро. Если противник выглядит сильнее и человек не уверен в
своих способностях, то вполне вероятно, что в ситуации опасности он решит
бежать, в то время как кто-то, с другой стороны, более уверен в своих способностях
и намерен постоять за себя до последнего.
Этот вид агрессии,
который возникает от угроз жизни и здоровью, не развивается, не накапливается и
не проявляет себя, если нет особых условий и стимулов. Ее не нужно бояться, и
ее проявление автоматически не делает нас «злыми». В этих реакциях мы ближе к
животному миру, но есть одно отличие. Животные могут реагировать только на
непосредственную угрозу, то, что воздействует на них сейчас. Человек, однако,
обладает воображением и способностью предсказывать собственное поведение и
поведение других людей, и, как следствие, вполне может представить себе опасную
ситуацию, которая еще не произошла.
Например, подойдя к
зданию, человек видит большой слой снега, свисающий с края крыши. Можно
представить, что случится, если он упадет точно так же, как при ходьбе под ним,
и примет решение о переходе на другую сторону улицы, где крыши будут очищены от
снега.
Или представить себе
ситуацию, когда ребенок выбежал на пустую проезжую часть, мать, видя это,
сердито требует, чтобы ребенок немедленно вернулся к тротуару, потянув его за
руку к тротуару. Ее действия агрессивны, но что за ними стоит? Несмотря на то,
что дорога пустая, она видит на дороге резкий поворот и понимает, что если
автомобиль едет быстро, то водитель может не заметить ребенка вовремя и не
притормозить. Быстрый анализ ситуации и воображение приводят ее к довольно
агрессивному возвращению ребенка в безопасную зону [9, с. 154].
В настоящее время
существуют различные основания для классификации теорий, изучающих агрессию и
агрессивность во всем их многообразии проявлений.
В частности, некоторые
исследователи предлагают разделить многочисленные подходы к изучению агрессии
на две большие группы.
К одной группе относятся
подходы, которые представляют агрессию человека прежде всего как видовое
поведение (теория инстинктивизма, теория бихевиоризма социального обучения,
антропологическая теория и теория и теория «эгоистичных генов»), а к другой —
подходы, которые подчеркивают индивидуальные черты личности и ситуационный
анализ (теория разочарования, когнитивная теория, теория черт личности и
подходы, которые изучают влияние биологических факторов на агрессию).
Более традиционным
является разграничение четырех основных теоретических подходов к изучению
агрессии, которые могут быть обозначены как инстинктивист, фрустрационист,
бихевиорист и когнитивист
В психологической
литературе существует несколько теорий о происхождении и развитии личностной
агрессии. Одна из них — теория притяжения. В этой теории есть три различных
подхода, объясняющих природу агрессии. Все они отражают взгляды конкретных
исследователей и психологических школ разного времени. Следующая теория,
которую мы рассматривали, — это теория разочарования.
Эта теория, предложенная
Д. Доллардом, противоположна описанной выше. Здесь агрессивное поведение
рассматривается как ситуационный, а не эволюционный процесс. Основные положения
этой теории гласят: фрустрация всегда приводит к агрессии в той или иной форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации. Третья теория — теория
социального обучения. В отличие от других теорий, эта теория утверждает, что
агрессия — это обученное поведение во время социализации посредством наблюдения
за соответствующим курсом действий и социального подкрепления.
То есть изучается поведение
человека, ориентированное на модель. Эта теория была предложена А. Бандурой.
В целом, различия между
мужчинами и женщинами в агрессивном поведении обусловлены сочетанием как
биологических, так и социальных причин.
Поэтому при проверке гормональной гипотезы
были получены следующие данные: ряд исследований показал, что высокий уровень
тестостерона (мужского полового гормона) связан с повышенной
Фрагмент текста работы:
1. Агрессия как психологический феномен 1.1. Понятие агрессивности и агрессии,
основные теоретические подходы В литературе агрессия
понимается как свойство индивида, приобретенное качество, продукт социализации.
Во многих исследованиях агрессия рассматривается как поведение, противоречащее
нормам и правилам существования человека в обществе. Это поведенческая реакция,
характеризующаяся проявлением силы в попытке причинить вред или вред
индивидууму или обществу. Агрессия — это любая форма поведения, направленная на
оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему такого
обращения [14, с. 78].
Агрессия как выраженная
личностная черта — это враждебное отношение индивида к другим с намерением
причинить вред.
Агрессия, возможно, в
большей степени, чем любая другая индивидуально-личностная характеристика,
влияет на качество социальной жизни и на жизнь каждого человека. Этим
объясняется внимание и интерес психологов к проблемам агрессии в последние
десятилетия (R. Baron and D. Richardson, 1994, P.A. Kovalev et al.).
В настоящее время в
различной психологической литературе встречаются различные трактовки понятий «агрессия»
и «агрессивность». Традиционно в русском языке понятие «агрессия» имело
негативный оттенок и ассоциировалось с чем-то враждебным, агрессивным.
В Психологическом словаре
агрессия определяется как «мотивированное деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правилам социального сосуществования, наносящее ущерб
объектам агрессии, причиняющее физический вред или психологический дискомфорт
людям». Понятие «агрессивность» в этом источнике вообще не рассматривается.
В основополагающем труде
Р. Барона и Д. Ричардсона «агрессия» определяется как «любая форма поведения,
направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не
желающему такого обращения», а агрессия рассматривается как синоним агрессии [15,
с. 36].
Под агрессией мы понимаем
поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда
другому человеку или на уничтожение другого человека или группы людей.
Готовность субъекта к
агрессивному поведению рассматривается как относительно стабильная личностная
черта — агрессивность. Агрессивность, благодаря своей устойчивости и являясь
частью структуры личности, способна предопределять общую тенденцию поведения,
более того, жизненный путь индивида и поэтому заслуживает особого внимания.
Одной из основных функций
агрессии является защитное поведение. Столкнувшись с угрозой, человек выбирает
одно из двух видов поведения: защита — гнев (ярость и нападение) или страх и
бегство. Такие реакции больше похожи на триггеры, которые вшиты в наш мозг.
Когда мы сталкиваемся с угрозой, у нас нет времени обдумывать происходящее, но
мы реагируем быстро. Если противник выглядит сильнее и человек не уверен в
своих способностях, то вполне вероятно, что в ситуации опасности он решит
бежать, в то время как кто-то, с другой стороны, более уверен в своих способностях
и намерен постоять за себя до последнего.
Этот вид агрессии,
который возникает от угроз жизни и здоровью, не развивается, не накапливается и
не проявляет себя, если нет особых условий и стимулов. Ее не нужно бояться, и
ее проявление автоматически не делает нас «злыми». В этих реакциях мы ближе к
животному миру, но есть одно отличие. Животные могут реагировать только на
непосредственную угрозу, то, что воздействует на них сейчас. Человек, однако,
обладает воображением и способностью предсказывать собственное поведение и
поведение других людей, и, как следствие, вполне может представить себе опасную
ситуацию, которая еще не произошла.
Например, подойдя к
зданию, человек видит большой слой снега, свисающий с края крыши. Можно
представить, что случится, если он упадет точно так же, как при ходьбе под ним,
и примет решение о переходе на другую сторону улицы, где крыши будут очищены от
снега.
Или представить себе
ситуацию, когда ребенок выбежал на пустую проезжую часть, мать, видя это,
сердито требует, чтобы ребенок немедленно вернулся к тротуару, потянув его за
руку к тротуару. Ее действия агрессивны, но что за ними стоит? Несмотря на то,
что дорога пустая, она видит на дороге резкий поворот и понимает, что если
автомобиль едет быстро, то водитель может не заметить ребенка вовремя и не
притормозить. Быстрый анализ ситуации и воображение приводят ее к довольно
агрессивному возвращению ребенка в безопасную зону [9, с. 154].
В настоящее время
существуют различные основания для классификации теорий, изучающих агрессию и
агрессивность во всем их многообразии проявлений.
В частности, некоторые
исследователи предлагают разделить многочисленные подходы к изучению агрессии
на две большие группы.
К одной группе относятся
подходы, которые представляют агрессию человека прежде всего как видовое
поведение (теория инстинктивизма, теория бихевиоризма социального обучения,
антропологическая теория и теория и теория «эгоистичных генов»), а к другой —
подходы, которые подчеркивают индивидуальные черты личности и ситуационный
анализ (теория разочарования, когнитивная теория, теория черт личности и
подходы, которые изучают влияние биологических факторов на агрессию).
Более традиционным
является разграничение четырех основных теоретических подходов к изучению
агрессии, которые могут быть обозначены как инстинктивист, фрустрационист,
бихевиорист и когнитивист
В психологической
литературе существует несколько теорий о происхождении и развитии личностной
агрессии. Одна из них — теория притяжения. В этой теории есть три различных
подхода, объясняющих природу агрессии. Все они отражают взгляды конкретных
исследователей и психологических школ разного времени. Следующая теория,
которую мы рассматривали, — это теория разочарования.
Эта теория, предложенная
Д. Доллардом, противоположна описанной выше. Здесь агрессивное поведение
рассматривается как ситуационный, а не эволюционный процесс. Основные положения
этой теории гласят: фрустрация всегда приводит к агрессии в той или иной форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации. Третья теория — теория
социального обучения. В отличие от других теорий, эта теория утверждает, что
агрессия — это обученное поведение во время социализации посредством наблюдения
за соответствующим курсом действий и социального подкрепления.
То есть изучается поведение
человека, ориентированное на модель. Эта теория была предложена А. Бандурой.
В целом, различия между
мужчинами и женщинами в агрессивном поведении обусловлены сочетанием как
биологических, так и социальных причин.
Поэтому при проверке гормональной гипотезы
были получены следующие данные: ряд исследований показал, что высокий уровень
тестостерона (мужского полового гормона) связан с повышенной