Курсовая с практикой на тему Особенности агрессивности подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.. 5
1.1. Феномен
агрессии и агрессивности в современной психологической науке 5
1.2. Особенности экзистенциально-психологического развития
в подростковом возрасте. 11
1.3. Анализ теоретических взглядов на особенности
проявления агрессивности в подростковом возрасте. 15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ: 21
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.. 22
2.1.
Характеристика базы исследования. Этапы, методы и методики исследования 22
2.2.
Результаты экспериментального исследования и их анализ. 26
2.3. Методические рекомендации для родителей и педагогов
по снижению уровня агрессивности подростков с учетом выявленных в ходе исследования
особенностей 30
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ: 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 34
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 35
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. 48
Введение:
Актуальность исследования:
Современные
психологи, социологи констатируют очень широкий спектр агрессивных реакций: от
оскорбительных выражений, особенно на «просторах интернета», драк, до терактов,
массовых убийств и военных действий. В сообщениях СМИ часто появляется
информация о том, что один человек расстрелял десятки других, даже незнакомых
ему. Массовое убийство в школе
«Колумбайн» 1999, расстрел в Норвегии 22 июля 2011, расстрел в школе «Сэнди
Хук» 14 декабря 2012, массовое убийство в политехническом колледже города Керчь
17 октября 2018 — это далеко не полный перечень подобных событий. Чем же
обусловлен рост агрессивных реакций? На наш взгляд, это явление вызвано целым
комплексом причин: не стабильная социально политическая обстановка, воздействие
СМИ, компьютерных игр, приводящих снижению ценности жизни.
Подростковый
возраст достаточно трудный период как для самого ребенка, так и для его
окружения. Происходят бурные физиологические и психологические изменения.
Подросток начинает претендовать на права взрослого человека, по сути, не имея еще
достаточно сформированных механизмов целеполагания, контроля, зачастую «я хочу»
перевешивает все разумные доводы. Желание приобрести более высокий социальный
статус в референтной группе может провоцировать подростка на драку, публичное
унижение, кто не смог дать отпор. Наиболее жестокой формой подобного поведения является
буллинг – агрессивное преследование одного члена коллектива группой других. Конфликты
в семье, жесткие наказания, формирование антигуманных установок, унижение
приводят к повышению уровня агрессивности.
Цель исследования: выявление
особенностей проявления агрессивности в подростковом возрасте и методов ее
коррекции.
Объект исследования: феномен агрессивность.
Предмет
исследования: особенности проявления агрессивности в подростковом
возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить специализированную
литературу по психологии на тему агрессивности и особенностей ее проявления в
подростковом возрасте.
2. Определить особенности
агрессивности подростков.
3. Провести практическое
исследование проявления агрессивности у подростков.
4. Обобщить и систематизировать
результаты теоретического и практического исследования.
Гипотеза
исследования: агрессивное поведение подростков является способом
адаптации к современным социальным условиям, отличается по гендерному признаку,
имеет высокий уровень выраженности.
Методологические основы исследования: в своей работе мы опирались на труды Л.С. Выготского,
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, Л.Ю. Л.М.
Семенюк, В.Г. Петрова, Н. Миллера, Дж.
Долларда, Дж. Каган.
Методы исследования: анализ
теоретической литературы, систематизация эмпирических результатов. Мы
применяли: опросник агрессивности Басса — Дарки (BDHI) и тест Е.П.
Ильина, П.А. Ковалева «Агрессивное поведение».
Экспериментальная база исследования: МБОУ г.о. Балашиха
"Гимназия № 5". В эксперименте приняли участие 20 учащихся
7-х классов.
Практическая значимость: полученные
результаты могут быть использованы в практике работы МБОУ «Гимназия №5» г.
Балашиха.
Структура
работы. Курсовая работа включает введение, две главы по три
параграфа, выводы, заключение и список использованной литературы. Общий объем
курсовой работы составляет 38 страницы.
Заключение:
Наша
курсовая работа посвящена анализу особенностей агрессивности подростков. В
результате выполнения работы было установлено, что данная проблема в настоящее
время чрезвычайно актуальна в связи с увеличением случаев проявления агрессии.
В первой главе мы установили, что агрессия
— это форма поведения, направленная на причинение вреда (ущерба) другому
индивиду, не желающему подобного обращения. Выяснили, что агрессия – это модель
поведения, а агрессивность — свойство
личности, готовность, предрасположенность к агрессивному реагированию.
Агрессивное
поведение подростков может быть обусловлено семейными, личностными,
биологическими, ситуативными и социальными причинами. Проявления агрессии
зависят от гендерного признака и выражаются в виде: физической, косвенной,
вербальной агрессии, негативизма, обиды и подозрительности, киберагрессии.
Во второй главе описана программа экспериментального исследования индекса
агрессивности по опроснику А. Басса – А. Дарки и уровня несдержанности с
помощью теста
«Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева. В нашей выборке преобладают
подростки со средним и высоким индексом агрессивности и несдержанности,
существуют различия выраженности агрессивного поведения по гендерному признаку:
у молодых людей этот показатель выше.
Своевременная коррекция агрессии позволит
значительно улучшит качество жизни самого ребенка и его близких. Для этого
необходима своевременная диагностика проблемы, выявление ее причин и коррекция
психологическими или медикаментозными методами.
В результате
выполнения данной курсовой работы мы достигли поставленной цели путем решения
исходящих из нее задач. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза
подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Феномен агрессии и агрессивности в современной
психологической науке
Понятия «агрессия»
и «агрессивность» достаточно часто употребляются и в обыденной речи и научной
литературе, при этом у разных авторов их содержание, причины возникновения
могут трактоваться по-разному. Фурманов И.А. объясняет это тем, что: «Агрессивные
действия людей могут быть схожими по внешним признакам, но при этом иметь
неодинаковые генетические и нервные механизмы, разнообразные феноменологические
проявления, различные функции и антецеденты, и могут быть спровоцированы
разными обстоятельствами»[1].
Считаем необходимым начать с рассмотрения данных понятий у разных авторов.
А. Басс определяет агрессию, как «реакцию, в результате которой другой
организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а
явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии —
угроза, либо нанесение ущерба другим». [2]Можно выделить
несколько научно-теоретических подходов к определению термина «агрессия»:
— Психодинамическая
модель — основывается на идее о том,
что агрессия, обусловлена инстинктами, то есть является врождённым свойством каждого
человека. Здесь стоит упомянуть о представителях психоаналитической и этологической
школы (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Гартман, Е.
Крис, К. Лоренц).
З. Фрейд работе «Я и Оно»
пишет о существовании дихотомической пары: влечение к жизни (Эрос) и влечение к
смерти (Танатос). Деструктивные
инстинкты смерти, базирующиеся на агрессивной энергии танатоса, — это стремлении к разрушению, насилию, агрессии,
потребности наказания как других, так и себя. Существование данного вида
энергии З. Фрейд выводит из фактов жестокости
войн, проявлениях тоталитаризма. Проявление агрессии З. Фрейд считал одной из
сторон детского развития. Он полагал, что первые ее признаки можно увидеть на
самой первой стадии – оральной, проявляющейся в отношении ребенка к материнской
груди. Позже эту идею развивали К. Абрахам, М. Кляйн и др. Таким образом, агрессия понимается, не как реакция на раздражение, а как
постоянно существующий в организме импульс, обусловленный природой человека.
В предисловии
к книге Лоренц К. читаем: «речь идет об агрессии, то есть об инстинкте борьбы,
направленном против собратьев по виду, у животных и у человека».[3]
Автор с первых же строк говорит о врожденной, инстинктивной сущности агрессии,
которая несет скорее положительное значение. Как зоопсихолог, этолог, автор
полагает, что агрессия является способом внутривидового и межвидового
взаимодействия, обеспечивающим выживание вида. Лоренц К. полемизирует с З. Фрейдом: «Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями
«инстинкта смерти», – это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных
условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида».[4]
По мнению А. Адлера движущей силой, направляющей все ресурсы личности на
достижение главной цели, дающей смысл существованию личности, является
стремление к превосходству. Неустойчивое психологическое равновесие всегда
восстанавливается тем, что первичные мотивы удовлетворяются через возбуждение и
разрядку агрессивного мотива. А. Адлер отмечал, что существуют различные формы [1] Фурманов А.И. Социальная психология агрессии и насилия:
учебное пособие, 2016 – с. 392. [2]
Басс А.Г. Психология агрессии. Вопросы
психологии. М.: ТЦ Сфера, 1967, №3. – с. 204. [3] Лоренц К. Агрессия или так называемое
зло. / пер. Федоров А., 2018. – с. 416. [4] Адлер А. Практика и теория индивидуальная
психология. 2015. – с. 240.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1.Понятие агрессии и агрессивности в современной психологии 5
1.2. Исследование детской агрессивности и агрессивного поведения в отечественной психологии 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 20
2.1 Общая характеристика экспериментальной выборки и методов исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования внутриличностных конфликтов подростков 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается рост агрессивных тенденций и стремлений среди взрослого населения в российском обществе, который обусловлен такими факторами как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана телевизоров.
Повышенная агрессивность взрослых отражается и на агрессивности детей.
В последнее время выраженная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе.
Различные проявления агрессии характерны для большинства школьников, которые, обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, в старшем дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Однако у определенной категории дошкольников агрессия продолжает сохраняться и развиваться, переходя при этом в устойчивое качество личности. В результате последнего теряются возможности полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное развитие. В связи с чем своевременное выявление, профилактика и коррекция агрессивного поведения как фактора благоприятного социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальной.
Однако анализ научных трудов показал отсутствие целостного исследования проблемы агрессивного поведения как фактора социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило выбор темы данной работы.
Объект – агрессивность как фактор социально-психологический феномен детей школьного возраста.
Предмет – агрессия как социально-психологический феномен.
Цель – изучить и выявить агрессию как социально-психологический феномен.
Гипотеза исследования: согласно внешних условий, к окружению уровень агрессии у подростков может различаться.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивности.
2. Изучить агрессивность в социологических и психологических исследованиях.
3. Провести эмпирическое исследование гендерных особенностей агрессивности подростков как проявления внутриличностных конфликтов.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы.
2. Эмпирические:
«Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя» по В.В. Бойко, определение «Самооценки комплекса неполноценности» по В.В. Бойко , тест “Индекс жизненного стиля” за Г. Плутчиком – на выявление защитных механизмов подростка и проективная методика “Несуществующее животное”. Для исследования агрессивности студентов колледжа и старших учеников интерната были выбраны следующие методики: методика Басса-Дарки и методика С. Дайхофф на определение внутренней агрессии, проективные методики «Рука» и «Несуществующее животное».
База исследования: Нами было проведено исследование, на базе города ….и школы – интерната І-ІІІ ст. Целью исследования было определение гендерных особенностей агрессивности подростков как проявления внутриличностных конфликтов.
Количество испытуемых — 100 человек, из них – 50 мальчиков, 50 девочек. Возраст исследуемых — 15-16 лет. Исследование гендерных особенностей агрессивности подростков как проявления внутриличностных конфликтов проводилось в III этапа.
Методической основой исследования являются следующие труды: Проблема агрессивного поведения детей изучалась такими учёными, как Т.Б. Беневольская, Л.Берковиц, Л.С.Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Зимина, Т.В. Павлова, Е.О. Смирнова, И.А.Фурманов и др.
Проблема межличностных отношений детей со сверстниками исследовалась Я.Л. Коломинским, М.И.Лисиной, А.А. Реан, Т.А. Репиной, Н.Н Шкондой и др.
Практическая значимость: В качестве теоретической базы исследования выступили исследования советских, зарубежных и российских ученых психологов, педагогов, философов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Агрессия-это открытое, часто вредное, социальное взаимодействие с намерением нанести ущерб или другие неприятности другому человеку. Это может произойти либо в отместку, либо без провокации. В людях, фрустрация должная к преграженным целям может причинить агрессию. Агрессия человека может быть классифицирована как прямая и косвенная агрессия; в то время как первая характеризуется физическим или словесным поведением, направленным на причинение вреда кому-либо, вторая характеризуется поведением, направленным на причинение вреда социальным отношениям человека или группы.[1][2]
Термин агрессия происходит от латинского слова aggressio, что означает нападение. Латынь была сама по себе соединением ad — и gradi-, что означало шаг. Первое известное использование датируется 1611 годом, в смысле неспровоцированной атаки.[17] психологическое чувство «враждебного или разрушительного поведения» восходит к английскому переводу письма Зигмунда Фрейда 1912 года.[18] Альфред Адлер теоретизировал об «агрессивном драйве» в 1908 году . Специалисты по воспитанию детей начали ссылаться на агрессию, а не на гнев с 1930-х годов.[19]
Этиологи изучают агрессию, как она связана с взаимодействием и эволюцией животных в естественных условиях. В таких условиях агрессия может включать в себя телесные контакты, такие как укусы, удары или толчки, но большинство конфликтов решаются с помощью угроз и запугивающих толчков, которые не причиняют физического вреда. Эта форма агрессии может включать отображение размера тела, рогов, когтей или зубов; стереотипные сигналы, включая выражения лица; вокализации, такие как песня птиц; выпуск химических веществ; и изменения в окраске.[20]
В ходе исследования было установлено, что 27% студентов колледжа и 31% старших учеников интерната в возрасте 15-16 лет свойственен внутриличностный конфликт. Определено, что большинству, а именно, 29% подросткам присущ защитный механизм — проекция, меньшинстве, 5% — защитный механизм — вытеснение.
Установлено, что повышенная агрессивность как проявление внутриличностных конфликтов присуща 28% студентов колледжа и 19% учащихся школы-интерната. Мы считаем, что такие показатели, вызванный как внутренними, так и внешними причинами.
Определено гендерное различие подростковой агрессии. Установлено, что мужчинам присущи открытые формы агрессии, женщины же больше склонны к непрямой формы агрессии.
Установлена корреляционная связь между наличием внутриличностных конфликтов и агрессией, между наличием внутриличностных конфликтов девушек и агрессией девушек; между наличием внутриличностных конфликтов ребят и агрессией ребят; между чувством вины и агрессией; между чувством вины и обидой, между внутренними конфликтами и чувством вины.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1.Понятие агрессии и агрессивности в современной психологии
Рассмотрим сущность понятия «агрессивное поведение», однако прежде определимся с термином «агрессия».
Так, в толковом словаре русского языка агрессия (от лат. aggressio – нападение) трактуется как наступление, нападение, агрессивное отношение к чему-нибудь [2]. Из этого определения можно заключить, что в основе агрессии лежит действие.
В Большой психологической энциклопедии агрессия рассматривается в качестве целенаправленного мотивированного деструктивного поведения, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе и наносит вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным) [3]. Отсюда выходит, что агрессия – это поведение, которое носит целенаправленный деструктивный характер в отношении определенных объектов как живых, так и не живых. Агрессия и агрессивное поведение — синонимы.
Основными мотивами агрессивного поведения являются:
— страх или фрустрация;
— желание вызвать страх у других или обратить их в бегство;
— стремление добиться признания собственных идей или осуществления собственных интересов [1].
В словаре практического психолога уточняется, что агрессия, как индивидуальное или коллективное поведение или действие, направлено на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы [34]. Отсюда выходит, что субъектами агрессии выступают индивид, коллектив, а ее результатом — физический либо психический вред объекту нападения.
В связи с этим можно привести экспликацию данного термина Х.Дельгаро, рассматривающего человеческую агрессивность в качестве поведенческой реакции, которая характеризуется проявлением силы в попытке нанести ущерб личности или обществу.
В других справочных изданиях под агрессией понимается нападение, наступление с целью насильственных действий (сильные физические, словесные или символические действия, причиняющие ущерб другим или себе) [34]; совокупность поведенческих реакций, которые имеют отрицательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, и сопровождаются грубостью, порицанием, с целью подчинения своей воле [38]; действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим.
Среди различных определений дефиниции можно привести позиции Ф.Аллана, К. Лоренц, Э. Фромма, К. Хорни и др.
Ф. Аллан определяет агрессию как некую внутреннюю силу, которая дает человеку возможность противостоять внешним силам [25].
К. Лоренц [18] рассматривает данный феномен как врожденную реакцию человека для защиты территории, которую он занимает.
Согласно Э.Фромму, К. Хорни, агрессия представляет собой реакции личности на враждебную для нее окружающую действительность.
Согласно Р. Мэю [24], деструктивная агрессия заключается в намерении ранить или причинить боль другому человеку, лишить его силы или просто увеличить свою власть. Конструктивная агрессия связана с прорывом через барьеры, установлением взаимоотношений, конфронтации с другим без желания причинить ему боль, но со стремлением проникнуть в его сознание.
Следует отметить, что в настоящее время общепринятая теория последней отсутствует, однако наиболее фундаментальными и детально разработанными являются такие концепции как:
— инстинктивная теория агрессии (S. Freud, K. Lorenz),
— фрустрационная теория агрессивного поведения (J. Dollard, N. Miller),
— теория социального научения (A. Bandura),
— теория переноса возбуждения (D. Zillmann),
— когнитивные модели агрессивного поведения (L. Berkowitz).
Так, с точки зрения З. Фрейда [5], агрессивное поведение носит инстинктивный характер. В человеке, по мнению ученого, существует два наиболее мощных инстинкта:
— сексуальный (либидо),
— инстинкт влечения к смерти (Танатос).
Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия второго типа ориентирована на ее разрушение и прекращение. Исходя из конфликта между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (Танатосом), другие механизмы служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия Танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.
Современные психоаналитические теории агрессии подчеркивают также реактивный характер агрессивного поведения.
Например, К. Хорни, представительница неопсихоанализа, в рамках созданной ею социодинамической теории рассматривала агрессивное поведение как некую невротическую защиту индивида в ситуации угрозы неудовлетворения его нужд и потребностей, когда он чувствует унижение, отвержение, обман. В качестве постоянного источника такой угрозы ученым определен конкурентный характер социальных отношений, которые присутствуют в сферах жизнедеятельности личности:
— сексуальной,
— семейной,
— профессиональной и др. [25].
Другой представитель неопсихоанализа Э. Фромм в рамках теории человеческой деструктивности выделял два разных вида агресии:
— доброкачественную агрессию,
— злокачественную агрессию [40].
Доброкачественная агрессия (оборонительная) способствует выживанию человека. Ее возникновение обусловлено инстинктом самосохранения. Она затухает, когда исчезает угроза жизни.
Злокачественная агрессия (деструктивность и жестокость) определяются социальными и психологическими факторами.
Согласно этологической модели К. Лоренца [18], агрессия обусловлена прежде всего врожденным инстинктом борьбы за выживание.
По мнению ученого, генерация агрессивной энергии в организме осуществляется спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь в течение времени. Развертывание агрессивных действий, согласно позиции К. Лоренца, — результат количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, которые облегчают разрядку агрессии.
Исследователь указывал на то, что чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньший стимул нужен для ее выхода вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.
В качестве факторов, блокирующих агрессивное поведение, К. Лоренц выделял:
— любовь,
— дружеские отношения.
В теории социального научения (бихевиоральной модели), в отличие от выше представленных, агрессия характеризуется в качестве усвоенного поведения в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.
С точки зрения автора этой теории А. Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
— способов усвоения подобных действий;
— факторов, которые провоцируют их появление;
— условий, при которых они закрепляются.