Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности агрессивности подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1.Понятие агрессии и агрессивности в современной психологии 5
1.2. Исследование детской агрессивности и агрессивного поведения в отечественной психологии 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ 20
2.1 Общая характеристика экспериментальной выборки и методов исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования внутриличностных конфликтов подростков 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается рост агрессивных тенденций и стремлений среди взрослого населения в российском обществе, который обусловлен такими факторами как: тяжелое материальное положение, не стабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана телевизоров.
Повышенная агрессивность взрослых отражается и на агрессивности детей.
В последнее время выраженная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе.
Различные проявления агрессии характерны для большинства школьников, которые, обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, в старшем дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Однако у определенной категории дошкольников агрессия продолжает сохраняться и развиваться, переходя при этом в устойчивое качество личности. В результате последнего теряются возможности полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное развитие. В связи с чем своевременное выявление, профилактика и коррекция агрессивного поведения как фактора благоприятного социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальной.
Однако анализ научных трудов показал отсутствие целостного исследования проблемы агрессивного поведения как фактора социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило выбор темы данной работы.
Объект – агрессивность как фактор социально-психологический феномен детей школьного возраста.
Предмет – агрессия как социально-психологический феномен.
Цель – изучить и выявить агрессию как социально-психологический феномен.
Гипотеза исследования: согласно внешних условий, к окружению уровень агрессии у подростков может различаться.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивности.
2. Изучить агрессивность в социологических и психологических исследованиях.
3. Провести эмпирическое исследование гендерных особенностей агрессивности подростков как проявления внутриличностных конфликтов.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы.
2. Эмпирические:
«Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя» по В.В. Бойко, определение «Самооценки комплекса неполноценности» по В.В. Бойко , тест “Индекс жизненного стиля” за Г. Плутчиком – на выявление защитных механизмов подростка и проективная методика “Несуществующее животное”. Для исследования агрессивности студентов колледжа и старших учеников интерната были выбраны следующие методики: методика Басса-Дарки и методика С. Дайхофф на определение внутренней агрессии, проективные методики «Рука» и «Несуществующее животное».
База исследования: Нами было проведено исследование, на базе города ….и школы – интерната І-ІІІ ст. Целью исследования было определение гендерных особенностей агрессивности подростков как проявления внутриличностных конфликтов.
Количество испытуемых — 100 человек, из них – 50 мальчиков, 50 девочек. Возраст исследуемых — 15-16 лет. Исследование гендерных особенностей агрессивности подростков как проявления внутриличностных конфликтов проводилось в III этапа.
Методической основой исследования являются следующие труды: Проблема агрессивного поведения детей изучалась такими учёными, как Т.Б. Беневольская, Л.Берковиц, Л.С.Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Зимина, Т.В. Павлова, Е.О. Смирнова, И.А.Фурманов и др.
Проблема межличностных отношений детей со сверстниками исследовалась Я.Л. Коломинским, М.И.Лисиной, А.А. Реан, Т.А. Репиной, Н.Н Шкондой и др.
Практическая значимость: В качестве теоретической базы исследования выступили исследования советских, зарубежных и российских ученых психологов, педагогов, философов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Агрессия-это открытое, часто вредное, социальное взаимодействие с намерением нанести ущерб или другие неприятности другому человеку. Это может произойти либо в отместку, либо без провокации. В людях, фрустрация должная к преграженным целям может причинить агрессию. Агрессия человека может быть классифицирована как прямая и косвенная агрессия; в то время как первая характеризуется физическим или словесным поведением, направленным на причинение вреда кому-либо, вторая характеризуется поведением, направленным на причинение вреда социальным отношениям человека или группы.[1][2]
Термин агрессия происходит от латинского слова aggressio, что означает нападение. Латынь была сама по себе соединением ad — и gradi-, что означало шаг. Первое известное использование датируется 1611 годом, в смысле неспровоцированной атаки.[17] психологическое чувство «враждебного или разрушительного поведения» восходит к английскому переводу письма Зигмунда Фрейда 1912 года.[18] Альфред Адлер теоретизировал об «агрессивном драйве» в 1908 году . Специалисты по воспитанию детей начали ссылаться на агрессию, а не на гнев с 1930-х годов.[19]
Этиологи изучают агрессию, как она связана с взаимодействием и эволюцией животных в естественных условиях. В таких условиях агрессия может включать в себя телесные контакты, такие как укусы, удары или толчки, но большинство конфликтов решаются с помощью угроз и запугивающих толчков, которые не причиняют физического вреда. Эта форма агрессии может включать отображение размера тела, рогов, когтей или зубов; стереотипные сигналы, включая выражения лица; вокализации, такие как песня птиц; выпуск химических веществ; и изменения в окраске.[20]
В ходе исследования было установлено, что 27% студентов колледжа и 31% старших учеников интерната в возрасте 15-16 лет свойственен внутриличностный конфликт. Определено, что большинству, а именно, 29% подросткам присущ защитный механизм — проекция, меньшинстве, 5% — защитный механизм — вытеснение.
Установлено, что повышенная агрессивность как проявление внутриличностных конфликтов присуща 28% студентов колледжа и 19% учащихся школы-интерната. Мы считаем, что такие показатели, вызванный как внутренними, так и внешними причинами.
Определено гендерное различие подростковой агрессии. Установлено, что мужчинам присущи открытые формы агрессии, женщины же больше склонны к непрямой формы агрессии.
Установлена корреляционная связь между наличием внутриличностных конфликтов и агрессией, между наличием внутриличностных конфликтов девушек и агрессией девушек; между наличием внутриличностных конфликтов ребят и агрессией ребят; между чувством вины и агрессией; между чувством вины и обидой, между внутренними конфликтами и чувством вины.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1.Понятие агрессии и агрессивности в современной психологии

Рассмотрим сущность понятия «агрессивное поведение», однако прежде определимся с термином «агрессия».
Так, в толковом словаре русского языка агрессия (от лат. aggressio – нападение) трактуется как наступление, нападение, агрессивное отношение к чему-нибудь [2]. Из этого определения можно заключить, что в основе агрессии лежит действие.
В Большой психологической энциклопедии агрессия рассматривается в качестве целенаправленного мотивированного деструктивного поведения, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе и наносит вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным) [3]. Отсюда выходит, что агрессия – это поведение, которое носит целенаправленный деструктивный характер в отношении определенных объектов как живых, так и не живых. Агрессия и агрессивное поведение — синонимы.
Основными мотивами агрессивного поведения являются:
— страх или фрустрация;
— желание вызвать страх у других или обратить их в бегство;
— стремление добиться признания собственных идей или осуществления собственных интересов [1].
В словаре практического психолога уточняется, что агрессия, как индивидуальное или коллективное поведение или действие, направлено на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы [34]. Отсюда выходит, что субъектами агрессии выступают индивид, коллектив, а ее результатом — физический либо психический вред объекту нападения.
В связи с этим можно привести экспликацию данного термина Х.Дельгаро, рассматривающего человеческую агрессивность в качестве поведенческой реакции, которая характеризуется проявлением силы в попытке нанести ущерб личности или обществу.
В других справочных изданиях под агрессией понимается нападение, наступление с целью насильственных действий (сильные физические, словесные или символические действия, причиняющие ущерб другим или себе) [34]; совокупность поведенческих реакций, которые имеют отрицательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, и сопровождаются грубостью, порицанием, с целью подчинения своей воле [38]; действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим.
Среди различных определений дефиниции можно привести позиции Ф.Аллана, К. Лоренц, Э. Фромма, К. Хорни и др.
Ф. Аллан определяет агрессию как некую внутреннюю силу, которая дает человеку возможность противостоять внешним силам [25].
К. Лоренц [18] рассматривает данный феномен как врожденную реакцию человека для защиты территории, которую он занимает.
Согласно Э.Фромму, К. Хорни, агрессия представляет собой реакции личности на враждебную для нее окружающую действительность.
Согласно Р. Мэю [24], деструктивная агрессия заключается в намерении ранить или причинить боль другому человеку, лишить его силы или просто увеличить свою власть. Конструктивная агрессия связана с прорывом через барьеры, установлением взаимоотношений, конфронтации с другим без желания причинить ему боль, но со стремлением проникнуть в его сознание.
Следует отметить, что в настоящее время общепринятая теория последней отсутствует, однако наиболее фундаментальными и детально разработанными являются такие концепции как:
— инстинктивная теория агрессии (S. Freud, K. Lorenz),
— фрустрационная теория агрессивного поведения (J. Dollard, N. Miller),
— теория социального научения (A. Bandura),
— теория переноса возбуждения (D. Zillmann),
— когнитивные модели агрессивного поведения (L. Berkowitz).
Так, с точки зрения З. Фрейда [5], агрессивное поведение носит инстинктивный характер. В человеке, по мнению ученого, существует два наиболее мощных инстинкта:
— сексуальный (либидо),
— инстинкт влечения к смерти (Танатос).
Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия второго типа ориентирована на ее разрушение и прекращение. Исходя из конфликта между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (Танатосом), другие механизмы служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в направлении от «Я». А если энергия Танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.
Современные психоаналитические теории агрессии подчеркивают также реактивный характер агрессивного поведения.
Например, К. Хорни, представительница неопсихоанализа, в рамках созданной ею социодинамической теории рассматривала агрессивное поведение как некую невротическую защиту индивида в ситуации угрозы неудовлетворения его нужд и потребностей, когда он чувствует унижение, отвержение, обман. В качестве постоянного источника такой угрозы ученым определен конкурентный характер социальных отношений, которые присутствуют в сферах жизнедеятельности личности:
— сексуальной,
— семейной,
— профессиональной и др. [25].
Другой представитель неопсихоанализа Э. Фромм в рамках теории человеческой деструктивности выделял два разных вида агресии:
— доброкачественную агрессию,
— злокачественную агрессию [40].
Доброкачественная агрессия (оборонительная) способствует выживанию человека. Ее возникновение обусловлено инстинктом самосохранения. Она затухает, когда исчезает угроза жизни.
Злокачественная агрессия (деструктивность и жестокость) определяются социальными и психологическими факторами.
Согласно этологической модели К. Лоренца [18], агрессия обусловлена прежде всего врожденным инстинктом борьбы за выживание.
По мнению ученого, генерация агрессивной энергии в организме осуществляется спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь в течение времени. Развертывание агрессивных действий, согласно позиции К. Лоренца, — результат количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, которые облегчают разрядку агрессии.
Исследователь указывал на то, что чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньший стимул нужен для ее выхода вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.
В качестве факторов, блокирующих агрессивное поведение, К. Лоренц выделял:
— любовь,
— дружеские отношения.
В теории социального научения (бихевиоральной модели), в отличие от выше представленных, агрессия характеризуется в качестве усвоенного поведения в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление.
С точки зрения автора этой теории А. Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
— способов усвоения подобных действий;
— факторов, которые провоцируют их появление;
— условий, при которых они закрепляются.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы