Курсовая с практикой Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7

1.1. Проблема агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития в психологии 7

1.2.Факторы и причины, приводящие к агрессивному поведению у детей младшего школьного возраста 13

1.3. Современное состояние изученности проблемы агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития 18

Выводы по первой главе 24

Глава 2. Экспериментальное изучение агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития 26

2.1 Организация, методы и методики исследования агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития 26

2.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития 29

Выводы по 2 главе 38

Глава 3. Методические рекомендации по коррекции агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития 40

3.1 Научно-методологические подходы к коррекции агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития 40

3.2 Основные направления, формы, методы психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития 44

Выводы по третьей главе 51

Заключение 53

Список использованной литературы 56

Приложения 61

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время социально-экономическая ситуация служит источником роста различных отклонений в личностном развитии и поведении детей, что подтверждается проявлениями агрессивности в детской среде. Зачастую агрессивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, негативно сказывается на последующем развитии ребенка. Феноменология агрессивного поведения детей обусловлена невозможностью ее прогнозирования, неадекватностью самооценки, несформированной саморегуляцией, легкой возбудимостью и раздражительностью, что создает сложности в управлении ребенком собственным поведением. Для коррекции агрессивности детей необходимо использовать приемы коррекции, направленные как на самого ребенка, так и на его микроокружение.

Особую актуальность изучение агрессивного поведения детей представляет младший школьный возраст, важно учитывать возможности его своевременной профилактики и коррекции.

У учащихся с задержкой психического развития, в связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, наличием негативного влияния социальных факторов, агрессивные проявления выражены в большей степени, чем у нормально развивающихся сверстников.

В психологической науке проблема агрессивности в младшем школьном возрасте рассматривалась с позиции изучения микросоциальных факторов (родители, педагоги, сверстники). Проявления агрессивности младших школьников связаны с такими психологическими особенностями, как низкая социальная нормативность, слабая коммуникативная активность, ситуативная тревожность, неадекватная завышенная самооценка и т.д.

Изучению агрессивного поведения детей посвящено множество фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковитц, А. Бандура, и др.). Среди отечественных ученых проблему агрессии рассматривали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Д. Левинтон, С.Я. Рубинштейн и др.

Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашло отражение в работах многих авторов (Г.М. Андреева, Г.Э. Бреслав, С.В. Еникополов, С.Л. Колосова, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитова, О.Ю. Михайлова, К.К. Платонов, А.А. Реан, Е.В. Рощин, Т.Г. Румянцева и др.). Условия преодоления агрессивного поведения в дошкольном детстве наиболее полно отражены в исследованиях Е. Лютовой, Р.В. Овчаровой, Г. Мониной и др. Однако при этом недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития.

Вследствие этого существует противоречие между необходимостью коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях начальной школы и недостаточностью методов и средств коррекции агрессивности.

Проблема исследования: изучение особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет важное значение. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции агрессивного поведения данного контингента школьников недостаточно изучены и требуют последующей разработки.

Цель исследования: изучить современное состояние проблемы агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Объектом исследования: агрессивное поведение учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:

1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить её современное состояние.

2. Выявить особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

3. Разработать методические рекомендации по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Гипотезой исследования: послужило предположение о том, что особенностями агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются враждебность, недоверие и осторожность.

Методологической основой исследования явились следующие теоретические подходы:

— психоаналитический подход (З. Фрейд);

— фрустрационная теория (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский);

— теории социального научения (бихевиоральной) (А. Бандура Б.,Э. Торндайк, Дж. Уотсон);

— гуманистическое направление (К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз);

— теории биологической обусловленности (М.И. Буянов, А.Е. Личко);

— теории биологической и социальной обусловленности (С.Н. Ениколопов, М. Косаевский);

— когнитивной теории (Л. Берковиц) и т.д.

Методы исследования для реализации цели и поставленных задач использован теоретический метод исследования: анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования.

Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе ___________ В исследовании приняли участие 40 учащихся (коррекционных) классов: 20 учащихся в возрасте 8 – 9 лет (2 класс) и 20 учащихся в возрасте 10 – 11 (4 класс) лет с диагнозом F80 − «Задержка психологического развития».

В модель психологического исследования нами были включены следующие психодиагностические методики:

Методика № 1. Карта наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя) [20].

Методика № 2. «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов) [40].

Методика № 3. «Кактус» (М.А. Панфиловой) [31].

Этапы проведения исследования.

Аналитический: подбор, изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; определение теоретических, методологических основ работы, целей и задач исследования; определение объекта и предмета исследования.

Заключительно-обобщающий: систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических выводов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в курсовой работе материалы позволят обобщить, систематизировать представления по проблеме изучения особенностей агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности агрессивного поведения у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами в психокоррекционной работе с детьми с высоким уровнем проявления агрессивности.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы (в количестве 56 источников), 4 приложения. Работа проиллюстрирована 3 таблицами, 3 гистограммами.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи было изучено понятие агрессивности в научно-психологической литературе. Было выявлено, что авторы по-разному относятся к определению данного феномена. Агрессию можно рассматривать как целесообразную форму поведения, способствующую выживанию и адаптации индивида. Агрессия в различных исследованиях выступает и в качестве поведения, не соответствующего позитивной сущности человека, поэтому и рассмотрение механизмов агрессии представляет собой особую сложность.

Сложная психологическая перестройка, возникающая в новой социальной ситуации, создает эмоционально-волевые трудности: младшим школьникам приходится подавлять склонность к спонтанным и импульсивным эмоциональным реакциям, подчиняться требованиям школьной дисциплины и требованиям учителя. Несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции приводит к агрессивным проявлениям в поведении детей. Среди причин детской агрессивности можно выделить «семейные», «личные», «ситуативные», тип темперамента и особенности характера, социальные причины. В зависимости от мотивов дети младшего школьного возраста делятся на склонных к проявлению физической, вербальной, косвенной агрессии и проявлению негативизма.

Проявления агрессии у детей обусловлены многими детерминантами: «пересечением внутренних границ Я, несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру» (Э. Эриксон); «спецификой типов семейного воспитания, стрессами в социальном окружении, личностные особенности» (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс); «тревогой перед страхом социального неодобрения; атрибуцией враждебности окружающих; внешним фокусом контроля; авторитаризмом; самонеприятием; отсутствием самоконтроля» (Р. Бэрон, Д. Ричардсон); «элементом борьбы с фрустрацией и тревогой» (Д. Доллард, А.А. Реан, К. Бютнер); «конфликтами со сверстниками» (А.И. Фурманов) и т.д.

В ходе решения второй задачи были рассмотрены особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития В качестве специфических особенностей агрессии у младших школьников с ЗПР выделяют следующие: повышенную ситуативную зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возможностей детей с ЗПР; ригидность аффективных состояний и длительность их последствий, преобладание в поведении физической агрессии, как возможное отражение алекситимии.

В ходе решения третьей задачи разработаны методические рекомендации по коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.

Для достижения эффективных результатов при работе с агрессивным ребенком, психологу необходимо осуществлять проработку индивидуальных характерологических особенностей каждого конкретного ребенка.

Соответственно и организация работы по коррекции агрессивного поведения детей должна выстраиваться в таких направлениях, как:

— снижение уровня личностной тревожности;

— обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;

— обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;

— формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;

— развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.

Для реализации данных направлений необходимо применять на практике игру, являющуюся одним из наиболее эффективных способов преодоления и профилактики агрессивных состояний у детей.

Для закрепления успеха проводимой коррекционной работы психологу необходимо одновременно проводить работу и с родителями агрессивных детей, что будет способствовать стабилизации психологического семейного фона, нормализации взаимоотношений между родителями и детьми, профилактике агрессивных тенденций ребенка, выбору наиболее эффективной тактики родительского воспитания. В итоге дети учатся самоконтролю, осознают эмоциональные состояния свои и окружающих, учатся соотносить собственное поведение с принятыми социальными нормами, стараются соответствовать требованиям взрослых. Рефлексия способствует осознанию ребенком причин и последствий собственного агрессивного поведения.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования

1.1. Проблема агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития в психологии

В настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия «агрессии» и «агрессивного поведения». Агрессия – (от латинского «нападение, приступ») — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред объектам агрессии [43, С. 8-9].

Агрессивное поведение — это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой Агрессивное поведение описывают в виде действия как такового (наступление, атака, нападение); действия против определенного объекта; действия с учетом ситуации — ее специфики, способствующей агрессивной атаке или провоцирующей ее.

А.А. Реаном подчеркивается, что понятия «агрессии» и «агрессивности» существенно различаются. При этом под агрессией подразумеваются намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому, а «агрессивность» определяется как свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии [38]. А. Реаном подчеркивается, что агрессивность как устойчивая личностная характеристика может развиваться как результат актуализации опыта подавления возможностей самореализации, что доказывает взаимосвязь уровня личностного развития со степенью агрессивности личности.

В соответствии с концепцией Г. Аммона, существуют виды агрессии [3]:

 конструктивная агрессия, выраженная открытым проявлением агрессивных побуждений, которые реализуются социально приемлемым способом, и применением стереотипов поведения;

 деструктивная агрессия основана на прямом проявлении агрессии в связи с противодействием морально-этическим нормам, что можно интерпретировать как делинквентное поведение;

 дифференцированная агрессия выражается в недостаточной реализации агрессивных тенденций при дефиците навыков поведения, способствующих подавлению негативных эмоций;

 агрессия эмоционального реагирования, направленная на открытость социальному опыту, с коррекцией и саморегуляцией поведенческих актов;

Анализ научной литературы по проблеме выявления природы агрессии позволяет выделить следующие направления. А. Бассом и А. Дарки в качестве базовых характеристик агрессивности личности определены следующие: склонность к нападению, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия. В соответствии с этим выделены такие факторы агрессивности личности, как физическая и вербальная агрессия, чувство гнева, враждебность [7].

К. Лоренц трактует агрессивность с точки зрения движущей силы, направленной на выживание. Ученым отмечается, что помимо врожденного инстинкта борьбы, живые существа способны и подавлять собственные агрессивные устремления, что определяет агрессию как следствие врожденных сил с возможностью ее ослабления и обеспечения контроля за подобными проявлениями [27].

Феномен агрессии объясняется и фрустрационной теорией Д. Долланда, который агрессию признавал следствием фрустрации и признавал наличие возможности психологической разрядки агрессии в виде высказываний, сочинений, которые служат реакциями замещения реальных проявлений агрессии (катарсисом) [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы