Курсовая с практикой Педагогика/Психология Экспериментальная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности агрессивного поведения детей, воспитывающихся в семье и в ситуации депривации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие и сущность агрессивного поведения. Виды агрессии 7
1.2. Роль семейного воспитания в формировании агрессивного поведения 11
1.3. Депривация в семье как фактор агрессивного поведения детей 18
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И В СИТУАЦИИ ДЕПРИВАЦИИ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 30
2.3. Формы и методы психологической работы с детьми по коррекции агрессивного поведения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 45

  

Введение:

 

Актуальность исследования. К сожалению, общей тенденцией для многих стран в ХХI веке является наличие серьезных изменений в области межличностных отношений: ухудшение психического здоровья, агрессия, насилие. Одной из самых острых социальных проблем является проблема агрессивного поведения детей в подростковом и юношеском возрасте. Молодое поколение переживает сегодня кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла, происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый образ жизни.
Проявления различных отклонений в поведении человека рассматривались представителями философии, религии, литературы на протяжении многих веков. Однако предметом систематического научного изучения агрессивное поведение стало лишь в ХХ веке. В последнее время исследование вопроса агрессивного поведения человека является одним из самых популярных направлений деятельности психологов всего мира. Во многих странах регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по данной проблематике. Пристальное внимание к проблеме агрессивного поведения вызвано беспрецедентным ростом насилия в современном мире.
Многоплановое психолого-педагогическое исследование этой проблемы в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Г.М.Андреевой, В.В.Знакова, С.В.Еникополова, Н.Д.Левитова, С.Е.Рощина, Т.Г.Румянцевой); также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлекло внимание многих зарубежных авторов, т.к. Бютнер К., Парренс Г., Ратнер М., Кэмпбэл Р. и др.
Агрессивное поведение человека по определению осуществляется в рамках социального взаимодействия. Склонность к тем или иным отклонениям в поведении закладывается, как правило, в семье, затем начинает проявляться при взаимодействии с окружающими. Научное исследование агрессивного поведения имеет определенные сложности. Потенциальная опасность подобного поведения делает невозможным применение методов изучения, в ходе которых люди могут причинить друг другу вред. Кроме того, данный тип поведения имеет довольно приватный контекст, поэтому метод наблюдения не может предоставить достоверных данных. Как правило, исследователями применяются лишь такие методы, как опрос, выявление и регистрация случаев агрессии, а также событий, сопутствующих ее проявлению. Кроме того, истинные причины агрессии могут таиться в далеком прошлом человека, в истории его взаимоотношений с окружающими, и не всегда им осознаются.
Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов – не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку беспомощным, его связь со старшим поколением ослаблена.
Развитие ребенка зависит от многих факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других. Для ребенка самым важным является семья и ближайшее его окружение. Большое значение имеет «качество» семьи и среда воспитания ребенка. В последнее время проблема возникновения агрессивного поведения детей в зависимости от стилей родительского воспитания стала актуальной. В большинстве случаев родители не осознают, к чему может привести стиль воспитания, которого они придерживаются. Самое главное, что всегда должно присутствовать в общении родителей и ребенка это доверительные отношения. Он должен чувствовать любовь и ласку родителей. Ощущать себя нужным и любимым не за какие-то заслуги, а просто так, за то, что он есть.
В психологии есть такое понятие как «депривация». Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность. Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.
Слово пришло к нам из латинского языка Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое. И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.
Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями.
Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно.
Таким образом, вопросы о причинах возникновения агрессивного поведения у детей и мерах предотвращения подобного поведения требуют тщательного изучения актуальности проблемы.
Цель: изучить особенности агрессивного поведения детей, воспитывающихся в семье и в ситуации депривации.
Задачи:
1.Проанализировать психолога – педагогическую литературу и необходимость ее применения в современных условиях обусловленным выбором темы исследования: «Особенности агрессивного поведения детей, воспитывающихся в семье и в ситуации депривации».
2. Экспериментально — психологические исследования агрессивного поведения детей, воспитывающихся в семье и в ситуации депривации.
3.Составить практические рекомендации педагогам и родителям по коррекции агрессивного поведения детей.
Объект: агрессивное поведение детей.
Предмет: особенности агрессивного поведения у детей, воспитывающихся в семье и в ситуации депривации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень агрессии у детей, воспитывающих в ситуации депривации будет выше, чем в условиях семьи.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение научной литературы; эмпирические: тестирование; методы математической статистики.
База исследования: МАОУ СОШ №31. В исследовании принимали участие дети подросткового возраста 15 лет, в количестве 30 человек.
Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть интересны педагогам и психологам, разработанные рекомендации будут полезны педагогам и родителям по коррекции агрессивного поведения у детей.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных исследовательских источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие и закрепление агрессии как качества личности может происходить различными способами, например, посредством восприятия реальных жизненных ситуаций, и так же в процессе просмотра кинофильмов, телепередач и даже чтения соответствующей литературы. Примеры того, что случаи агрессии являются безнаказанными или встречают одобрение, могут вдохновить другого человека на подобные поступки. Дети, достигнувшие поставленных целей в ходе агрессивных действий по отношению к родным, отличаются агрессивностью и в отношениях со сверстниками. Черты, закрепленные в детском возрасте, проявляются и во взрослой жизни, причем часто в более выраженных формах.
Как следует из теоретической части нашей работы, на уровень агрессивности оказывают влияние и внешние факторы (жилищные условия, трудности на работе и т.д.), поэтому причины возникновения агрессивности могут таиться не только лишь в одном характере. К тому же, большинству людей свойственно давать выход накопленному за день стрессу дома, что, конечно же, приводит к росту конфликтных ситуаций, раздражительности и агрессии.
Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
Таким образом, можем сделать вывод, что на детско-родительские отношения сказывается стиль семейных отношений, а также ситуация депривации, позиция, занимаемая взрослыми, в том числе и роль, которая отводится подростку в семье. Потому что именно под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. Также мы смогли выявить, что именно стиль семейного воспитания влияет на уровень агрессивности подростка.
При выявлении личностных качеств. характерных для подростков вяснилось, что наиболее представленными оказались факторы А, C, D, E, G, H, Q1, Q2, Q3 и О т.к. средние значения по этим факторам по сравнению со значениями по другим факторам, значительно отклоняются в сторону увеличения или уменьшения от среднего балла по методике.
Таким образом, исходя из характеристик данных факторов, нами было составлено профиль личности подростков исследуемой выборки: подростки данной выборки характеризуются выраженностью следующих качеств: не зависимый от других, не сдержанный. Флегматичный, обладающий высоким самоконтролем. Кроме того, у них доминантными являются такие качества: самоутверждение, лидерство, противопоставление, возбудимость, социальная смелость, неуверенность в себе, они обладают богатым воображением, преобладает экстраверсия, подростки данной группы имеют повышенную тревожность, и низкую приспособленность.
С целью вычисления взаимосвязи между личностными особенностями подростков и стилем родительских отношений в ситуации депривации мы провели корреляцию по коэффициенту r-Спирмена. Результаты корреляционного анализа позволили выявить взаимосвязи индивидуальными чертами личности подростка и стилями воспитания в семье.
Нами было экспериментально исследовано взаимосвязь индивидуальных черт личности подростка и стиля воспитания в семье, а также уровень агрессивности в зависимости от стиля семейного воспитания в следствии эмпирического исследования такая взаимосвязь была доказана.
С целью вычисления взаимосвязи между агрессивностью подростков и стилем родительских отношений в ситуации депривации мы провели корреляцию по коэффициенту r-Спирмена. Результаты корреляционного анализа позволили выявить взаимосвязи факторов агрессивности подростка и стиля воспитания.
Безусловно, для полного определения взаимосвязь индивидуальных черт личности подростка, уровня его агрессивности и стиля воспитания в семье, особенно с витуации депривации необходимо использовать значительно большее количество методик, а значит есть перспектива продолжать исследование по данной проблеме.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие и сущность агрессивного поведения. Виды агрессии

По определению К.К. Платонова, «агрессивность – это психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях». Большинство исследователей настаивают на том, что подлинно адекватное определение агрессии должно соотноситься с намерением нападающего. Однако, почти все теоретики согласны, что агрессия — это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры [Платонов, 1984].
Рассмотрим понятия «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в педагогических и психологических словарях.
Слово «агрессия» происходит от слова adgradi (где ad — на, gradus — шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться» [Сикорской, 2013]. Толковый словарь современного русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение агрессии «агрессия – это открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [Ожегов, 2014].
В психологическом словаре В.Н. Зинченко и Б.Г. Мещерякова авторы предлагают следующее определение агрессии: «агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее норма, правилам законам сосуществования людей в обществе, наносящее вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения; агрессивность – не вызванная объективными обстоятельствами свойство или черта личности, проявляющее в тенденции нападать, причинять вред людям; агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации» [Зинченко, 2018].
В педагогическом словаре В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова определяют агрессию следующим образом: «агрессия – это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим, общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда; агрессивность – намерение, состояния, чувства предшествующее агрессивному действию; агрессивное действие – поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям» [Давыдов, 2014].
Г. Паренс прослеживая особенности агрессии, считает, что агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом или психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровень притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружениям. Агрессивные действия выступают в качестве: средства достижения какой-либо значимой цели, удовлетворения потребности.
Г. Паренс доказывает, что агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, цели выделение объекта и предмета, обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, призрения, злости, ненависти, зависти. Наконец, волевой компонент представляет собой целеустремленность, настойчивость, решительность, уверенность и инициативность, готовность и мотив к предстоящей деятельности [Паренс, 2013].
Таким образом, предложения, касающиеся причин агрессивного поведения, выдвинутые приведенными выше теориями, можно расположить как бы в цепочку – от тех, которые видят эти причины во внутреннем мире человека, до тех, которые находят их в окружающей человека среде.
Поэтому, исходя из данных теорий, можно заключить, что агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации; агрессивность – черта и особенность подростка, проявляющееся в отношение к людям и во взаимодействии с ними. Контроль окружающей среды над агрессивным поведением, по-видимому, затруднен или даже опасен, коль скоро эти теории считают агрессию результатом биологического развития человека.
В данной работе разделяется точка зрения авторов теории социального научения и, опираемся на концептуальные основы данной теории, именно потому, что она предлагает многочисленные стратегии контроля над агрессией, что и будет далее использовано в нашей работе.
Единую классификацию видов агрессии и её причин создать довольно сложно. Практически все виды агрессии в психологии имеют негативное определение, однако, в некоторых случаях агрессия может быть необходимой, способствующей поддержанию жизни. Такая агрессия называется доброкачественной. Остальные виды агрессии, не имеющие отношение к сохранению жизни, называют злокачественными.
Формы агрессии [Сенько. 2002]:
• Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений;
• Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве;
• Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием;
• Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения;
• Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве;
• Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия.
Наиболее распространенная классификация видов агрессии, предполагает деление на 8 видов и включает два главных критерия – позиция агрессора по отношению к жертве и реакция жертвы.
Виды агрессии [Сенько. 2002]:
• Наступательная агрессия предполагает, что агрессор наносит психические или физические повреждения жертве, которая не применяла насилия.
• Защитная агрессия подразумевает агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого.
• Ответная агрессия означает мщение другому, с нанесением повреждений, в ответ на ранее нанесенные повреждения.
• Спровоцированная агрессия является активным нападением, повлекшим за собой ответную агрессивную реакцию.
• Неспровоцированная или немотивированная агрессия означает, что нападающий осуществил агрессивные действия в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора.
• Неконтролируемая агрессия является результатом раздражения и осуществляется с целью снять напряжение и чувство раздражения.
• Побудительная агрессия означает агрессивное поведение, проводимое с целью вызвать внешнюю ответную стимуляцию.
• Санкционированная агрессия не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения.

1.2. Роль семейного воспитания в формировании агрессивного поведения

А.И. Антонов является автором определения: «Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». В данном определении сделан большой акцент на социальных функциях семьи. В этом определении ничего не сказано о семье как особой психологической единице. Данный акцент делают представители подхода системной семейной психотерапии. А.Я. Варга предлагает собственное определение термина семья: «Семейная система – это группа людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями». Но и в определении А.Я. Варги первостепенное место занимают хозяйственные функции семьи. Структура семьи, в которой мужчина является добытчиком пропитания, а женщина занимается домашней работой и детьми, была актуально примерно до начала ХХ века. Подобные определения термина семьи являются характерными для такой структуры. Первоначальной функцией семьи была реализация хозяйственных функций. То, что в семье отсутствовало бы большое количество членов и единоначалие, обязательно стало бы причиной неминуемой физической гибели семьи. Сегодня семья теряет свою социализирующую и хозяйственную составляющую во многих аспектах[Варг, 2004].
Международные социологические исследования сегодня говорят о том, что семья уже почти прекратила свое существование в качестве социального института. Но если даже учитывать то, что наша страна в курсе мировых тенденций (имеется в виду то, что число гражданских браков и разводов достаточно большое), для россиян все равно семья – это значимая ценность. Что будет скрываться под понятием семьи в XXI века пока сказать достаточно сложно[Карвасарский, 2013].
Но все-таки очень важно упомянуть о важности и значимости исследований, которые проводятся с целью изучения психологических составляющих­ семейных отношений, потому что их роль остается несомненной в любой форме существования семьи.
Главной средой формирования личности и основным институтом воспитания является семья.
Фундаментальные качества личности ребенка закладываются в семье – первой школе воспитания нравственности, навыков поведения в социуме. При этом родители играют огромную роль в жизни каждого человека. Они обучают ребенка, как вести себя в обществе, помогают познать мир, что их окружает, ребенок подражает все их действия.
Взрослые являются главными участниками в процессе психологического воспитания ребенка, приобретения знаний, норм поведения. От того, как происходит взаимодействий детей и взрослых, зависит процесс их социализации в обществе [Змановская, 2004].
Дети, которые живут и развиваются в нормальных семьях, приобретают огромный опыт в межличностных отношениях. Они восприимчивы к тому, правильно или искаженно родители относятся к ним, избегают ли их, довольны их поведением, признают ли автономность или же слишком ущемляют их права, доброжелательны ли к ним или нет.
У детей происходит формирование собственных отношений: воспринимают ли взрослые их такими, какими они есть, чувствуют ли, что они постепенно отдаляются от них, и пытаются ли уменьшить это расстояние, избегают ли они тех отношений, которые определенным образом травмируют их.
Все чувства и отношения, которые приобретаются детьми в семье, в будущем являются нормой для их поведения и влияют на определение их позиций.
У детей, которые обделены родительским теплом, внимание и любовью, возникает желание стать «ближе» отцу и матери. В том случае, если семейные отношения остаются прежними, и ребенок понимает, что он нелюбим родителями, он начинает прибегать к агрессивным действиям, иными словами, планирует своеобразную «месть» [Авдулова, 2012].
Осмысливая отношения, которые складываются между ним и взрослыми, ребенок начинает проявлять свои чувства в различных высказываниях, поступках и проявлении настроения.
Специалисты утверждают, что существуют три группы факторов, которые влияют на личность ребенка:
1) первая группа – социальная микросреда семьи, которая способствует приобщению ребенка к социальной роли, постепенно вводя его во все трудности и противоречия современного общества;
2) для второй группы характерно то, какова деятельность присутствует внутри семьи, то есть, бытовой труд, который является основным окружением для социализации ребенка и его приобщения к жизни и деятельности в обществе;
3) третья группа – семейное воспитание – система целенаправленного педагогического воздействия [Авдулова, 2012].
Итак, семья – это понятие, которое отличается сложностью, комплексностью и многофункциональностью, форма жизни и деятельности человека, которая зависит от существенных общественно-экономических и юридических норм.
В.И. Гарбузов занимался изучение влияния воспитательных действий на формирование особенностей детей, что их характеризуют. Он выделил три типа неправильного воспитания. К ним следует отнести: эмоциональное отвержение, гиперсоциализирующее воспитание, эгоцентрическое воспитание [Гарбузов, 2003].
Существует много классификаций, которые сопоставляют особенности формирования детской личности и стилей воспитания в семье. Самой интересной и детализированной из них является классификация, которая была предложена Э.Г. Эйдемиллером и А.Е. Личко [Эйдемиллер, 2005]. Они считают, что в стилях семейного воспитания есть определенные отклонения. К ним следует отнести: гипопротекцию, доминирующую гиперпротекцию, потворствующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение, жестокое взаимоотношение и повышенную моральную ответственность. Есть и другие отклонения в стиле воспитания взрослых. Они заключаются в том, что дети иногда предпочитают женские качества, которые характерны для матери, качества мужчины, характерные для отца, качества ребенка, расширяется сфера чувств обоих родителей, они боятся потерять ребенка, к них неразвито родительское чувство, или они проектируют собственные чувства, которые совершенно нежелательны для них, супруги спорят о том, как правильно воспитывать ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы