Курсовая с практикой на тему Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Анализ агрессивного поведения в научных источниках 6
1.2.Факторы и причины, приводящие к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста 11
1.3. Современное состояние изученности проблемы агрессивного поведения детей с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 21
2.1. Организация и проведение процедуры исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время социально-экономическая ситуация служит источником роста различных отклонений в личностном развитии и поведении детей, что подтверждается проявлениями агрессивности в детской среде. Зачастую агрессивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, негативно сказывается на последующем развитии ребенка. Особую актуальность изучение агрессивного поведения детей представляет дошкольный возраст, важно учитывать возможности его своевременной профилактики и коррекции.
В психологической науке проблема агрессивности рассматривалась с позиции изучения микросоциальных факторов (родители, педагоги, сверстники). Проявления агрессивности детей связаны с такими психологическими особенностями, как низкая социальная нормативность, слабая коммуникативная активность, ситуативная тревожность, неадекватная завышенная самооценка и т.д.
У учащихся с задержкой психического развития, в связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, наличием негативного влияния социальных факторов, агрессивные проявления выражены в большей степени, чем у нормально развивающихся сверстников.
Изучению агрессивного поведения детей посвящено множество фундаментальных теоретических и эмпирических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковитц, А. Бандура, и др.). Среди отечественных ученых проблему агрессии рассматривали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Д. Левинтон, С.Я. Рубинштейн и др.
Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии нашло отражение в работах многих авторов (Г.М. Андреева, Г.Э. Бреслав, С.В. Еникополов, С.Л. Колосова, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитова, О.Ю. Михайлова, К.К. Платонов, А.А. Реан, Е.В. Рощин, Т.Г. Румянцева и др.). Условия преодоления агрессивного поведения в дошкольном детстве наиболее полно отражены в исследованиях Е. Лютовой, Р.В. Овчаровой, Г. Мониной и др. Однако при этом недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объектом исследования: агрессивное поведение.
Предмет исследования: процесс формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику агрессивному поведению.
2. Охарактеризовать факторы и причины, приводящие к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. В рамках эмпирического исследования выявить особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существуют различия в особенностях проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и детей с нормальным развитием.
Методы исследования для реализации цели и поставленных задач использован теоретический метод исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (наблюдение, анкетирование); качественный и количественный анализ данных. В работе применялись следующие методики: карта наблюдений (КН) для детей дошкольного возраста (модификация методики Стотта); рисуночный тест «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич); опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов).
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности агрессивного поведения у детей с задержкой психического развития, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами в психокоррекционной работе с детьми с высоким уровнем проявления агрессивности.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Заключение:
Современная психология представлена различными подходами и направлениями, затрагивающими проблемы агрессии. Агрессия в различных исследованиях выступает в качестве поведения, не соответствующего позитивной сущности человека, поэтому и рассмотрение механизмов агрессии представляет собой особую сложность.
Среди причин детской агрессивности можно выделить «семейные», «личные», «ситуативные», тип темперамента и особенности характера, социальные причины. Причиной агрессивности детей может служить эмоциональное безразличие родителей к детям, страхи наказания; внутренняя неудовлетворенность ребенка собственным статусом в группе сверстников; страхи нападения и ощущения тревоги; неудовлетворенная потребность ребенка в общении и любви.
В контексте нашего исследования особую значимость приобретает изучение задержки психического развития. В качестве специфических особенностей агрессии у детей с ЗПР выделяют следующие: повышенную ситуативную зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возможностей детей с ЗПР; ригидность аффективных состояний и длительность их последствий, преобладание в поведении физической агрессии, как возможное отражение алекситимии.
В рамках эмпирического исследования изучались особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Оценка достоверности различий использованием U-критерия Манна-Уитни по карте наблюдения (Стотта) выявила достоверные отличия в таких показателях, как конфликтность со сверстниками, неусидчивость, ослабленность, уход в себя, неприятие взрослых, асоциальность. Статистически значимые различия между двумя группами обнаружены по опроснику «Ребенок глазами взрослого» обнаружены по следующим параметрам агрессивного поведения: вегетативные признаки агрессии; чувствительность к помощи взрослого; агрессия, направленная на сверстников; на взрослого; вербальная агрессия.
У детей с ЗПР в большей степени, чем у нормально развивающихся сверстников выражены такие симптомокомплексы, как неприятие взрослых и сверстников, асоциальные проявления, враждебность по отношению к окружающим, конфликтность. Детям с ЗПР свойственны тактики избегания контактов с окружающими (уход в себя), в то время, как дети с нормальным развитием проявляют социальную активность. У детей с ЗПР в большей степени выражено неприятие сверстников и взрослых, им свойственна демонстрация открытой враждебности, характерны проявления негативизма и неприятия моральных норм. Дети с нормальным развитием заинтересованы в принятии их сверстниками и взрослыми, менее конфликты. Также у дошкольников с ЗПР более выражена опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических: они не всегда способны самостоятельно подавить агрессию, у них в большей степени выражена физическая агрессия, агрессия, направленная на сверстников и взрослых.
Полученные данные подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Психологическая коррекция агрессивности детей должна носить комплексный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей: отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных ситуациях; высокий уровень личностной тревожности. Организация работы по коррекции агрессивного поведения детей с ЗПР должна выстраиваться в таких направлениях, как снижение уровня личностной тревожности; обучение приемлемым способам выражения гнева; техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, развитие навыков саморегуляции; формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях; развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Анализ агрессивного поведения в научных источниках
В настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия «агрессии» и «агрессивного поведения». Агрессия – (от латинского «нападение, приступ») — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред объектам агрессии [26, С. 8-9].
Агрессивное поведение — это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой
А.А. Реаном подчеркивается, что понятия «агрессии» и «агрессивности» существенно различаются. При этом под агрессией подразумеваются намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому, а «агрессивность» определяется как свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии [23].
В соответствии с концепцией Г. Аммона, существуют виды агрессии [2]:
конструктивная агрессия, выраженная открытым проявлением агрессивных побуждений, которые реализуются социально приемлемым способом, и применением стереотипов поведения;
деструктивная агрессия основана на прямом проявлении агрессии в связи с противодействием морально-этическим нормам, что можно интерпретировать как делинквентное поведение;
дифференцированная агрессия выражается в недостаточной реализации агрессивных тенденций при дефиците навыков поведения, способствующих подавлению негативных эмоций;
агрессия эмоционального реагирования, направленная на открытость социальному опыту, с коррекцией и саморегуляцией поведенческих актов;
Анализ научной литературы по проблеме выявления природы агрессии позволяет выделить следующие направления. А. Бассом и А. Дарки в качестве базовых характеристик агрессивности личности определены следующие: склонность к нападению, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия. В соответствии с этим выделены такие факторы агрессивности личности, как физическая и вербальная агрессия, чувство гнева, враждебность [5].
К. Лоренц трактует агрессивность с точки зрения движущей силы, направленной на выживание. Ученым отмечается, что помимо врожденного инстинкта борьбы, живые существа способны и подавлять собственные агрессивные устремления, что определяет агрессию как следствие врожденных сил с возможностью ее ослабления и обеспечения контроля за подобными проявлениями [18].
Феномен агрессии объясняется и фрустрационной теорией Д. Долланда, который агрессию признавал следствием фрустрации и признавал наличие возможности психологической разрядки агрессии в виде высказываний, сочинений, которые служат реакциями замещения реальных проявлений агрессии (катарсисом) [3].
Первое направление основано на изучении биологических основ агрессивного поведения и связано с выявлением биохимических и гормональных механизмов, воздействующих на его развитие (М.И. Буянов, А.Е. Личко) [17].
Второе наравление агрессивные проявления рассматривает с позиций устойчивой готовности индивида осуществлять деструктивные действия, обусловленные вытесненные малоосознаваемые переживания (З. Фрейд) [30]. Активизация агрессивного поведения обусловлена внутриличностным конфликтом, неполноценным развитием образа «Я» (К. Бютнер) [9; 30].